Направления инновационного развития системы дополнительного профессионального образования

Меркулина И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Меркулина И.А. Направления инновационного развития системы дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 128-132.

Аннотация:
Знания, развитие интеллектуального потенциала, поддержка наукоемких технологий и производств, в том числе нанотехнологического уровня, лежат в основе современных подходов к организации конкурентоспособных предприятий, которые испытывают объективную необходимость перехода к инновационному типу хозяйствования.

Ключевые слова: инновационное развитие, образование, интеллектуальный потенциал, дополнительное профессиональное образование, инновационный тип хозяйствования



Знания, развитие интеллектуального потенциала, поддержка наукоемких технологий и производств, в том числе нанотехнологического уровня, лежат в основе современных подходов к организации конкурентоспособных предприятий, которые испытывают объективную необходимость перехода к инновационному типу хозяйствования.

По мнению аналитиков, инновационная модель российской экономики в целом не только имеет положительную оценку [1, 2], но и является единственно возможной для поддержания высоких темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) и уровня жизни населения страны.

Вместе с тем для реализации данной модели потребуется выполнение ряда условий, среди которых приоритетное значение имеет подготовка востребованных в инновационной экономике специалистов, обладающих способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, находить решения в сложных и слабо формализованных ситуациях, осваивать современные способы получения необходимых навыков, а также владеющих методами их интеграции в требуемую область знаний.

Немаловажным вопросом при этом становится определение основных направлений стратегического развития системы дополнительного профессионального образования (ДПО), которое должно базироваться на использовании инноваций и осуществляться с учетом долгосрочных перспектив развития рынка труда.

Рассматривая инновации в системе ДПО, следует отметить присущие им характерные особенности. Так инновация всегда является результатом сложного процесса, поскольку для того, чтобы теоретические знания и научные исследования обрели законченную форму, выраженную в готовой к использованию образовательной услуге или готовом к внедрению образовательном процессе, ядро нового знания или открытия проходит множество стадий.

Этот процесс заключается в разработке, исследовании, тестировании и многих других составляющих, с целью получения возможно большего эффекта от инновации. Таким образом, инновация представляет собой итоговый результат деятельности, в процессе которого теоретические знания приобрели практическое приложение, воплощенное в новых или усовершенствованных товарах, процессах, технологиях.

Под инновацией в системе ДПО Т.В. Матвеева [3] предлагает понимать комплекс организационных, финансовых, управленческих (административных), правовых и социальных решений, индуцированных потребностями рынка труда, подкрепленных соответствующими методиками и расчетами, направленных на совершенствование деятельности системы инновационного обеспечения системы ДПО и предназначенных для их непосредственной реализации в учебной, научной и социальной сфере.

Данное определение достаточно полно характеризует основные аспекты инновационной деятельности, проводимой учреждениями системы ДПО. Однако, на наш взгляд, подобная формулировка является достаточно общей и не делает акцента на таких характерных для образовательной деятельности элементах, как интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава, вещественное выражение которого может заключаться в предоставлении уникальных учебных материалов, методических разработок, а также в специфических технологиях, применяемых в образовательной деятельности, например в наличии системы и методик ведения дистанционного обучения.

Последний фактор в системе ДПО играет важную роль, поскольку контингент слушателей, желающих пройти переподготовку или повысить свою квалификацию в той или иной области, является трудоспособным населением, имеющим по большей части высшее образование и занятым на основном месте работы.

По нашему мнению, инновация в системе ДПО представляется как проект, реализация которого позволяет посредством эффективного использования интеллектуального потенциала в конечном итоге увеличить рыночную стоимость и конкурентоспособность учреждения ДПО. В этом ряду находится разработка новых или усовершенствованных видов образовательных программ или способов представления учебного материала по этим программам. Данное определение наиболее адекватным образом характеризует инновационную составляющую системы ДПО.

Основными составляющими инновационного обеспечения системы ДПО являются инновационный интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава, инновационные методики преподавания, инновационное учебно-методическое обеспечение, а также инновационные образовательные технологии и образовательные программы.

Среди инновационных образовательных технологий можно выделить технологии дистанционного обучения, получившие широкое распространение в зарубежных учебных заведениях и фрагментарно внедряемые в ряде отечественных. Зарубежная практика применения технологий дистанционного обучения свидетельствует о том, что данная форма обучения является эффективным элементом образовательного процесса, отражающим новый подход к построению учебных систем, продекларированный мировым сообществом. Ключевым моментом при этом становится возможность «обучения в течение всей жизни» [4].

Преимуществами внедрения дистанционного обучения в систему ДПО являются:

‑ повышение конкурентоспособности вуза на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг;

‑ решение проблемы удаленности слушателя от места обучения;

‑ обеспечение оперативной связи с профессорско-преподавательским составом посредством электронной почты или интернет-технологий;

‑ повышение качества обучения за счет более полной проработки тематических единиц предлагаемого материала;

‑ оценка степени усвоения учебного материала за счет использования тестовых технологий текущего и итогового контроля знаний;

‑ общее усовершенствование образовательного процесса в системе ДПО.

Однако в целях объективности процесс дистанционного обучения необходимо рассматривать и с позиции проблем, возникающих при такой организации учебного процесса. Основной проблемой здесь можно считать необходимость подготовки качественного и современного учебно-методического обеспечения - контента дистанционных курсов.

В целом дистанционные образовательные технологии являются развивающимся, но в то же время перспективным направлением, которое позволяет профессорско-преподавательскому составу более качественно и своевременно представлять учебный материал, а слушателям курсов повышения квалификации или переподготовки – повышать свой образовательный уровень.

Инновационные способы представления учебного материала в данном случае разрабатываются, прежде всего, на основе гипертекстовых и мультимедиа-технологий, которые обеспечивают рациональную организацию и структурирование представляемой информации. Одним из наиболее активно развиваемых способов является подготовка электронных учебных пособий. Такие пособия обладают неоспоримыми достоинствами, среди которых максимальная доступность (по внутривузовской локальной сети), возможность копирования и свободного распространения, высокая степень наглядности и информативности [5].

Кроме того, принципиально важно, что электронные пособия могут (и должны) постоянно уточняться, дорабатываться и совершенствоваться их авторами. Бесспорно, что отрасль знаний является динамичной и развивающейся системой, и в этой связи для отражения в печатных пособиях возможных изменений, а также новых стандартов, изменений действующего законодательства, новых версий программного обеспечения и т.п. потребовалось бы регулярное (вплоть до нескольких раз в год) их переиздание

В заключение следует отметить, что принципиально важными в условиях инновационной экономики становятся поиск и разработка современных методов переподготовки и повышения квалификации специалистов, сочетающих фундаментальные базовые знания и общий кругозор с умением быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, находить решения в сложных и слабо формализованных ситуациях, осваивать новые информационные технологии и т.д. Все это, по нашему мнению, затрагивает как систему непрерывного образования, так и кадровую политику государства в целом.


Источники:

1. Литвак Д. Перспективы инновационной модели экономики России // Коммерсант, 2006. - № 228 (3559).

2. Коваленко А. Ноу-хау для Иванова [Электронный ресурс]. – Электронные данные – Режим доступа: http://www.expert.ru/articles/2007/04/20/ivanov/.

3. Матвеева, Т.В. Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения системы дополнительного профессионального образования: автореферат диссертации доктора экон. наук: 08.00.05: защищена 23.04.08 / Т.В. Матвеева. — СПб.: 2008 – 34 с.

4. Майкл Г. Мор. Использование информационных и коммуникационных технологий в дистанционном образовании / Майкл. Г. Мур, У. Макинтош, Л. Блэк. – М.: Издательский дом «Обучение-Сервис», 2006. – 632 с.

5. Меркулина И.А. Профессиональная востребованность информатиков-экономистов и ее отражение в темах дипломного проектирования / И.А. Меркулина, А.П. Никитин // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2007. – № 4. - С. 71-76.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:42:44