Влияние факторов внешней среды на формирование моделей механизмов государственно-частного партнерства
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Макаров И.Н. Влияние факторов внешней среды на формирование моделей механизмов государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 133-137.
Аннотация:
В настоящее время тенденции развития экономических систем ставят перед учеными такие задачи, решение которых в рамках традиционных подходов найти достаточно сложно, а иногда и просто невозможно. Ограниченность ресурсов и ужесточение конкурентной борьбы требуют интенсификации использования всего потенциала экономики. При этом следует учитывать и то, что человечество вступает в новый период своего развития, характеризующийся беспрецедентным уровнем научного и технического развития и столь же беспрецедентным уровнем угроз, приобретающих глобальное значение и представляющих опасность для существования не только национальных государств, но и самого человечества.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, внешняя среда, факторы внешней среды
В настоящее время тенденции развития экономических систем ставят перед учеными такие задачи, решение которых в рамках традиционных подходов найти достаточно сложно, а иногда и просто невозможно. Ограниченность ресурсов и ужесточение конкурентной борьбы требуют интенсификации использования всего потенциала экономики. При этом следует учитывать и то, что человечество вступает в новый период своего развития, характеризующийся беспрецедентным уровнем научного и технического развития и столь же беспрецедентным уровнем угроз, приобретающих глобальное значение и представляющих опасность для существования не только национальных государств, но и самого человечества.
В качестве основных особенностей нового этапа развития (актуальных уже в ближайшем будущем) следует считать:
‑ население (его наиболее образованная часть);
‑ территории, пригодные для проживания и ведения хозяйственной деятельности.
В условиях, характерных для наступающего века, одним из наиболее эффективных инструментов развития экономики становится механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). В отечественной литературе ГЧП рассматривается, главным образом, в качестве инструмента развития территорий или реализации конкретных экономических проектов, при этом подчеркивается, что партнерские отношения в рамках каждого конкретного проекта являются временными [2-5].
Подобная трактовка партнерства как системного явления, отражающего не только экономические интересы государства и конкретного хозяйствующего субъекта, представляется крайне узкой, поскольку она не учитывает наличия значительных внешних эффектов, имеющих не только экономический, но и социальный, и политический, и военно-стратегический характер.
По нашему мнению, понятие "государственно-частное партнерство" необходимо расширить. В эту категорию следует включить также и все виды организационно-институциональных альянсов, имеющих долговременный характер и способствующих рациональному распределению и эффективному использованию имеющихся в государстве ограниченных ресурсов.
Рассматривая организационные основы функционирования механизма ГЧП необходимо отметить, что дизайн конкретных механизмов формируется исходя из преследуемых целей и характеристик среды [6]. В зависимости от политики государства в отношении крупного капитала, частной собственности, стратегических отраслей, ресурсов, уровня технологического развития и характеристик институциональной среды (включая уровень развития общества), можно выделить следующие формы (модели) механизма ГЧП:
1) раннекапиталистическую;
2) административно-социалистическую;
3) демократическую;
4) постдемократическую.
Раннекапиталистическая модель механизма ГЧП является характерной для традиционных обществ, находящихся на стадии позднего феодализма, зарождения и развития капиталистических отношений. На данном этапе экономического развития характерно формирование крупных объединений частного капитала, нередко принимающих монополистические формы.
Особенностью раннекапиталистической модели является преобладание традиционных концессий в сфере добычи полезных ископаемых, транспорта (строительство каналов и первых железнодорожных магистралей), водоснабжения и ряде других. Общей чертой является предоставление существенных преимуществ и гарантий представителям частного капитала, а характерной особенностью в информационно-регулятивном взаимодействии «частный капитал « государство» является преобладание потоков, связанных с реализацией частных интересов концессионера над потоками, связанными с реализацией общественных интересов.
Административно-социалистическая модель имела место в Советской России периода НЭПа, а также некоторых европейских странах (Франции) в начале-середине ХХ века. Для нее характерно:
Демократическая модель механизма ГЧП является характерной для стран Северной Америки и Западной Европы со второй половины ХХ века по настоящее время. Изучение современного зарубежного опыта ГЧП и анализ форм и способов его реализации относится именно к данной модели. Основной чертой модели следует считать юридическое и, в значительной степени, институциональное равноправие в отношениях государственных структур и агентов частного капитала как в рамках реализации проектов, так и в рамках общей политики государства и, соответственно, в рамках информационно-регулятивного взаимодействия.
В настоящее время в среде философов, политологов и социологов появляются высказывания о возможной смене демократического общества постдемократическим. В качестве основных причин подобной трансформации, как правило, приводятся явления, рассмотренные в начале статьи.
Очевидно, что в случае возникновения постдемократического общества и соответствующего ему государства должна измениться и модель механизма государственно-частного партнерства. Однако в настоящее время практически невозможно с необходимой степенью достоверности определить характеристики постдемократического государства. Тем не менее, уже в настоящее время изучение данного вопроса представляет собой значительный теоретический, а в ближайшем будущем с высокой долей информации будет представлять и практический интерес.
Источники:
2. Варнавский В. Г. Альянс на определенный срок / В. Г. Варнавский // «ФельдПочта» № 41 от 2 августа 2004. - С 5.
3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в Европе / В.Г. Варнавский // Современная Европа. – 2005. – № 2. – С. 62 – 71.
4. Варнавский В.Г. Частный капитал в коммунальном хозяйстве России / В.Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №1. – С. 28 – 35.
5. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство в дорожной сфере / М.В. Вилисов, С.С. Сулакшин, Е.А. Хрусталева // Проблемы правового регулирования дорожной деятельности в Российской Федерации. М.: Научный эксперт, 2005. – 50 с.
6. Измалков С. Теория экономических механизмов / С. Измалков, К. Сонин, М. Юдкевич // Вопросы экономики. – 2008. – № 1. – С. 4 – 26.
7. Бутковский В.П. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР / В.П. Бутковский // М.-Л. Государственное издательство, 1928. – 123 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:42:30