Влияние факторов внешней среды на формирование моделей механизмов государственно-частного партнерства

Макаров И.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время тенденции развития экономических систем ставят перед учеными такие задачи, решение которых в рамках традиционных подходов найти достаточно сложно, а иногда и просто невозможно. Ограниченность ресурсов и ужесточение конкурентной борьбы требуют интенсификации использования всего потенциала экономики. При этом следует учитывать и то, что человечество вступает в новый период своего развития, характеризующийся беспрецедентным уровнем научного и технического развития и столь же беспрецедентным уровнем угроз, приобретающих глобальное значение и представляющих опасность для существования не только национальных государств, но и самого человечества.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, внешняя среда, факторы внешней среды



В настоящее время тенденции развития экономических систем ставят перед учеными такие задачи, решение которых в рамках традиционных подходов найти достаточно сложно, а иногда и просто невозможно. Ограниченность ресурсов и ужесточение конкурентной борьбы требуют интенсификации использования всего потенциала экономики. При этом следует учитывать и то, что человечество вступает в новый период своего развития, характеризующийся беспрецедентным уровнем научного и технического развития и столь же беспрецедентным уровнем угроз, приобретающих глобальное значение и представляющих опасность для существования не только национальных государств, но и самого человечества.

В качестве основных особенностей нового этапа развития (актуальных уже в ближайшем будущем) следует считать:

  • Переход на новые наукоемкие технологии. Развитие фундаментальной и прикладной науки открывает принципиально новые возможности для развития экономики. По мнению большинства специалистов, это будет связано с информационными, био- и нанотехнологиями.
  • Высокий уровень глобализации мировой экономики и политики в сочетании с растущим уровнем регионального сепаратизма.
  • Развитие транснациональных корпоративных структур, обладающих значительным влиянием на мировые процессы, сопоставимым по масштабам деятельности и располагаемым ресурсам со многими государствами. Характерной чертой данных структур является обладание уникальными технологиями и информацией. Появление и развитие ТНК изменило ландшафт мировой экономической и геополитической систем, значительно ужесточив условия конкурентной борьбы.
  • Крайне высокий и постоянно нарастающий уровень экологической угрозы, оказывающий существенное негативное воздействие на развитие общества.
  • Возрастающий градиент уровня и темпов экономического развития между странами ЕС и Северной Америки по отношению к другим государствам.
  • Уменьшающееся количество природных ресурсов и как следствие ожесточающаяся конкуренция за них.
  • Изменение подхода к понятию «ресурсы» - наиболее вероятно, что в ближайшем будущем первые места в перечне самых востребованных ресурсов займут:
  • ‑ информация;

    ‑ население (его наиболее образованная часть);

    ‑ территории, пригодные для проживания и ведения хозяйственной деятельности.

  • Высокий уровень военно-террористических угроз, что особенно опасно в связи с появлением атомного или биологического оружия в нестабильных государствах и неправительственных террористических организациях, а также агрессивной политикой стран, претендующих на «мировое лидерство».
  • С точки зрения классической экономической теории наиболее эффективное распределение ресурсов осуществляется путем рыночной конкуренции. Однако классическая модель не учитывает воздействия многочисленных нерыночных факторов, значение которых возрастает. Именно вследствие них на новой стадии развития человечества должны быть скорректированы функции государства как адекватный ответ на изменяющиеся условия.

    В условиях, характерных для наступающего века, одним из наиболее эффективных инструментов развития экономики становится механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). В отечественной литературе ГЧП рассматривается, главным образом, в качестве инструмента развития территорий или реализации конкретных экономических проектов, при этом подчеркивается, что партнерские отношения в рамках каждого конкретного проекта являются временными [2-5].

    Подобная трактовка партнерства как системного явления, отражающего не только экономические интересы государства и конкретного хозяйствующего субъекта, представляется крайне узкой, поскольку она не учитывает наличия значительных внешних эффектов, имеющих не только экономический, но и социальный, и политический, и военно-стратегический характер.

    По нашему мнению, понятие "государственно-частное партнерство" необходимо расширить. В эту категорию следует включить также и все виды организационно-институциональных альянсов, имеющих долговременный характер и способствующих рациональному распределению и эффективному использованию имеющихся в государстве ограниченных ресурсов.

    Рассматривая организационные основы функционирования механизма ГЧП необходимо отметить, что дизайн конкретных механизмов формируется исходя из преследуемых целей и характеристик среды [6]. В зависимости от политики государства в отношении крупного капитала, частной собственности, стратегических отраслей, ресурсов, уровня технологического развития и характеристик институциональной среды (включая уровень развития общества), можно выделить следующие формы (модели) механизма ГЧП:

    1) раннекапиталистическую;

    2) административно-социалистическую;

    3) демократическую;

    4) постдемократическую.

    Раннекапиталистическая модель механизма ГЧП является характерной для традиционных обществ, находящихся на стадии позднего феодализма, зарождения и развития капиталистических отношений. На данном этапе экономического развития характерно формирование крупных объединений частного капитала, нередко принимающих монополистические формы.

    Особенностью раннекапиталистической модели является преобладание традиционных концессий в сфере добычи полезных ископаемых, транспорта (строительство каналов и первых железнодорожных магистралей), водоснабжения и ряде других. Общей чертой является предоставление существенных преимуществ и гарантий представителям частного капитала, а характерной особенностью в информационно-регулятивном взаимодействии «частный капитал « государство» является преобладание потоков, связанных с реализацией частных интересов концессионера над потоками, связанными с реализацией общественных интересов.

    Административно-социалистическая модель имела место в Советской России периода НЭПа, а также некоторых европейских странах (Франции) в начале-середине ХХ века. Для нее характерно:

  • Преобладание (вплоть до полного доминирования, как это имело место в Советской России периода НЭПа) социалистических устремлений в политике государства;
  • Значительное присутствие частного капитала в крупном производстве и стратегических отраслях, в том числе и зарубежного (в период НЭПа в СССР основой для проектов ГЧП являлся именно зарубежный капитал) [7].
  • Наличие масштабных задач, стоящих перед страной - в СССР периода НЭПа стояла задача фактически с нуля создания тяжелой промышленности, во Франции - модернизация транспортной отрасли, восстановление экономики после Первой Мировой Войны.
  • Явно выраженное преобладание государственного сектора в экономике в сочетании с широким распространением административных методов экономического регулирования.
  • Здесь в информационно-регулятивном взаимодействии «частный капитал « государство» преобладают потоки, связанные с реализацией представителями частного капитала решений, принятых в структурах государственного управления.

    Демократическая модель механизма ГЧП является характерной для стран Северной Америки и Западной Европы со второй половины ХХ века по настоящее время. Изучение современного зарубежного опыта ГЧП и анализ форм и способов его реализации относится именно к данной модели. Основной чертой модели следует считать юридическое и, в значительной степени, институциональное равноправие в отношениях государственных структур и агентов частного капитала как в рамках реализации проектов, так и в рамках общей политики государства и, соответственно, в рамках информационно-регулятивного взаимодействия.

    В настоящее время в среде философов, политологов и социологов появляются высказывания о возможной смене демократического общества постдемократическим. В качестве основных причин подобной трансформации, как правило, приводятся явления, рассмотренные в начале статьи.

    Очевидно, что в случае возникновения постдемократического общества и соответствующего ему государства должна измениться и модель механизма государственно-частного партнерства. Однако в настоящее время практически невозможно с необходимой степенью достоверности определить характеристики постдемократического государства. Тем не менее, уже в настоящее время изучение данного вопроса представляет собой значительный теоретический, а в ближайшем будущем с высокой долей информации будет представлять и практический интерес.


    Источники:

    1. Бутрин Д., Портякова Н. США лишают терроризм свободы слияний и поглощений // Электронный журнал «Слияния и поглощения» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ma-journal.ru/monitor/12603/ – Загл. с экрана

    2. Варнавский В. Г. Альянс на определенный срок / В. Г. Варнавский // «ФельдПочта» № 41 от 2 августа 2004. - С 5.

    3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в Европе / В.Г. Варнавский // Современная Европа. – 2005. – № 2. – С. 62 – 71.

    4. Варнавский В.Г. Частный капитал в коммунальном хозяйстве России / В.Г. Варнавский // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №1. – С. 28 – 35.

    5. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство в дорожной сфере / М.В. Вилисов, С.С. Сулакшин, Е.А. Хрусталева // Проблемы правового регулирования дорожной деятельности в Российской Федерации. М.: Научный эксперт, 2005. – 50 с.

    6. Измалков С. Теория экономических механизмов / С. Измалков, К. Сонин, М. Юдкевич // Вопросы экономики. – 2008. – № 1. – С. 4 – 26.

    7. Бутковский В.П. Иностранные концессии в народном хозяйстве СССР / В.П. Бутковский // М.-Л. Государственное издательство, 1928. – 123 с.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:42:30