Совершенствование механизмов предоставления государственных социальных гарантий населению (на примере Республики Коми)
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Баскакова Н.В., Шихвердиев А.П. Совершенствование механизмов предоставления государственных социальных гарантий населению (на примере Республики Коми) // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 88-93.
Аннотация:
Под совершенствованием механизма предоставления государственных социальных гарантий населению органами социальной защиты населения следует понимать систему с множеством взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование для эффективного государственного управления и предоставления качественных социальных услуг населению в виде адресности, комплексности и доступности.
Ключевые слова: государственное управление, социальные гарантии населению, Республика Коми, социальная защита
Под совершенствованием механизма предоставления государственных социальных гарантий населению органами социальной защиты населения следует понимать систему с множеством взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование для эффективного государственного управления и предоставления качественных социальных услуг населению в виде адресности, комплексности и доступности.
Социальные изменения, наступившие с введением в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. [4], по сути, является социальной инновацией, повлиявшей на взаимоотношения между соответствующими социальными институтами (организациями), социальными группами (индивидами) и условиями их жизнеобеспечения.
С начала 2005 года система социальной защиты населения Республики Коми начала путь реорганизации, так как этого потребовали политические и социальные преобразования государства.
С 2005 года 32% населения, проживающего на территории Республики Коми, получают государственные социальные гарантии в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Коми [2]. К настоящему времени в республике сложилось едва ли оправданное многообразие различных форм и видов государственных социальных гарантий. Только на республиканском уровне установлено более 156 социальных выплат, пособий, компенсаций и мер социальной поддержки с набором социальных услуг оказываемых 173 категориям населения.
Однако целый социальный слой, а это по сведениям Госкомстата Республики Коми в 2006- 2007 годах около 165 тысяч человек [6], находится сегодня за чертой бедности, и около 200 тысяч человек живут на границе бедности, с учетом получаемых государственных социальных гарантий, и эта часть населения республики требует особого внимания.
Проведенное в 2005 году в Республике Коми социологическое исследование [1] подтвердило, что структурные ограничения, обусловленные изменениями системы предоставления государственных социальных гарантий [1], повлекли за собой сбои в механизме при предоставлении государственных социальных гарантий. Это оказало существенное влияние на условия жизни отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку, в связи:
1) с отсутствием на уровне субъекта Российской Федерации концепции организации управления социальным развитием региона;
2) с несовершенством законодательства;
3) с финансовыми ограничения межбюджетных отношений;
4) с отсутствием информационной базы данных об отдельных категориях граждан, нуждающихся в социальной поддержке, и единой информационной системы для участников информационного обмена.
Низкое качество предоставления государственных социальных гарантий отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Коми, поставила на повестку дня необходимость реформировать систему управления механизмом предоставления государственных социальных гарантий отдельным категориями граждан. Это касается упрощения схемы организационного, документационного и информационного обеспечения работы органов социальной защиты населения с ними для выявления нуждающихся категорий и более рационально использовать средства федерального бюджета и Республики Коми, а также внебюджетных источников.
Бесспорно, центральным вопросом в решении данной проблемы является механизм предоставления государственных социальных гарантий. На наш взгляд, в этом и заключается главная трудность новых подходов к усилению адресности, комплексности, доступности, конечной целью которых должен стать отработанный механизм по предоставлению государственных социальных гарантий отдельным категориям граждан не только по заявительной основе, но и на основе данных имеющегося электронного единого межведомственного республиканского банка данных.
На сегодняшний день одним из приоритетных должно быть направление по внедрению информационных технологий. Это бы усилило адресность при предоставлении государственных социальных гарантий и контроль над расходованием бюджетных средств на предоставление государственных социальных гарантий в виде мер социальной поддержки, социальной помощи, социальных выплат, социального обслуживания отдельных категорий граждан. А также дало бы возможность создать условия по обеспечению социальной защиты упреждающего характера.
С 1 января 2006 года в связи с разграничениями бюджетных полномочий в сфере социальной защиты населения и реализации Федеральных законов от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ были созданы территориальные органы исполнительной власти Республики Коми в области социальной защиты населения на базе Управлений по социальным вопросам муниципальных образований. Выстроена строгая вертикаль организации управления социальной защиты населения: от органа исполнительной власти до конкретного государственного учреждения, предоставляющего государственные социальные гарантии населению.
Однако с разграничением бюджетных полномочий в сфере социальной защиты населения на протяжении 2006-2007 годов проблемное поле отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, обозначенное в период 2005года, оставалось динамичным и многомерным [1]. В различные периоды его контуры изменялись в зависимости от актуальности той или иной социальной проблемы. Обозначенное проблемное поле можно рассматривать как комбинацию структурных ограничений, обусловленных изменениями государственной социальной политики и непосредственно сбоями в механизме управления по реализации реформы социальных льгот в Республике Коми [там же].
Очевидно, что без использования функциональных возможностей баз и хранилищ данных, без автоматизации процессов расчета и выплаты государственных социальных гарантий, предоставляемых в денежном выражении, без учета территориальных, ведомственных и особенно северных особенностей субъектов Российской Федерации практически невозможно контролировать эти сложные и постоянно меняющиеся организационные процессы для снижения масштабов бедности в субъекте.
С 2006 года в территориальных органах социальной защиты населения проводилась организационная работа по разработке и принятию нормативных документов по введению информационных технологий.
Была организована работа по написанию программного продукта «Социальная защита», в базе данных которого, однако, пока отсутствует информация о предоставлении гражданам социальных услуг по видам социального обслуживания и социальной помощи. Кроме того, в имеющейся базе данных отсутствует сегмент для аккумулирования информации по взаимодействию служб, а также сегмента в помощь специалисту территориального органа по разъяснению законодательства при работе с населением [8].
К сожалению, необходимые участники информационного обмена по объективным и субъективным причинам отказались работать в едином информационном взаимодействии. Поэтому информация, содержащаяся в базе данных органов социальной защиты населения, не дает возможность в полном объеме на региональном уровне анализировать социально-экономическое положение населения, прогнозировать и определять доступность социальных услуг на адресной основе.
Тем не менее, совершенствование механизмов предоставления государственных социальных гарантий населению предусматривает создание единого межведомственного республиканского банка данных для внедрения в Республике Коми системы упреждающего характера с множеством взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное информационное поле на территории Республики Коми.
Источники:
2. Доклад министерства экономического развития Республики Коми. С.- 2006.
3. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
4. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ.
5. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. Госкомстат России. М., 2001-2007.
6. Малинин А.С., Мухин В.И. Исследование системы управления.М.2005, с.123.
7. Отчет Агентства Республики Коми по социальному развитию за 2006-2007 годы.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:31