Воздействие экономических интересов на состояние экономической безопасности банка

Красноперова Т.Я.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Взаимодействие экономических интересов различных субъектов на макро- и микроуровне является сегодня актуальной проблемой. Значимым аспектом в этом процессе является регулирующая роль государства и ЦБ РФ. Кроме того, важным представляется анализ влияния экономических интересов на состояние экономической безопасности финансово-кредитных учреждений.

Ключевые слова: банки, банковский бизнес, экономическая безопасность



Взаимодействие экономических интересов различных субъектов на макро- и микроуровне является сегодня актуальной проблемой. Значимым аспектом в этом процессе является регулирующая роль государства и ЦБ РФ. Кроме того, важным представляется анализ влияния экономических интересов на состояние экономической безопасности финансово-кредитных учреждений.

Отечественной науке необходимо уделить больше внимания разработке теоретико-методологической трактовки экономических интересов и определению методов минимизации их противоречий, что имеет практическое значение.

Обеспечение экономической безопасности финансово-кредитного учреждения представляет собой процесс минимизации внешних и внутренних рисков, которым подвергаются имущественные, трудовые и информационные ресурсы. Внешние и внутренние риски обусловлены действиями субъектов, участвующих в банковском процессе, либо регулирующих его. Эти действия направлены на удовлетворение экономических интересов, которые не совпадают или противоречат интересам банка, в результате возникает угроза его экономической безопасности.

Целью обеспечения экономической безопасности банка является защита и наиболее полное удовлетворение его экономических интересов. Эта цель может быть достигнута, если она четко определена и найдены пути ее достижения, т.е. установлены достаточно четкие показатели экономических интересов.

Переход к рыночной системе в России связан с формированием новых отношений, следствием чего является изменение экономических интересов различных субъектов, в том числе и в сфере банковских услуг. Так, например, экономические интересы Госбанка СССР и Центрального банка РФ (ЦБ) имеют как сходство, так и принципиальное различие.

Удовлетворение потребностей как цели экономического интереса на микроуровне влияет на удовлетворение потребностей на макроуровне (общества, государства) и наоборот. Экономический интерес на макроуровне, кроме определенных действий субъекта по его достижению, обеспечен благодаря законодательным возможностям.

Система экономических интересов действует эффективно до тех пор, пока объективный характер ее осознается и учитывается участниками конкретного процесса. Реальным экономический интерес является не потому, что он осознан, напротив, осознается интерес потому, что объективно реален.

Экономический интерес конкретного субъекта на микро- и макроуровне возникает в объективной реальности и основан на потребностях общества, но не ограничен только ими. Степень реализации экономических интересов субъекта на микроуровне зависит от многих факторов, в том числе от соответствия потребностям общества. Это не значит, что субъект должен стремиться к возможно более полному совпадению своих и общественных интересов, так как наряду с объективными существуют и субъективные факторы формирования и удовлетворения экономических интересов.

Субъекты на микро- и макроуровне должны установить определенный паритет отношений экономических интересов, так как они объективно в этом взаимно заинтересованы. Это зависит от состояния и характера экономических отношений, уровня экономической безопасности субъектов.

Экономические интересы возникают в объективной реальности, но детерминантами их выступают условия внешней и внутренней среды бытия субъекта, носящие объективно-субъективный характер. В этом проявляется диалектика экономического процесса. Интерес есть определенное единство объективного и субъективного. Объективным фактором интереса является положение субъекта в экономической системе, субъективным фактором – экономическое состояние, совокупность внешних и внутренних факторов, цели и т.д.

Осуществление банковских операций сопровождается взаимодействием экономических интересов различных субъектов, составляющих систему, в которую объединены государство, ЦБ, Ассоциация российских банков, регионы, банки, общество; клиенты, персонал, руководители и собственники банка. Отношения между ними обусловлены как однонаправленными, так и разнонаправленными экономическими интересами. При совпадении экономических интересов субъектов можно получить интегральный эффект. В зависимости от степени их расхождения больший отрицательный эффект получает субъект с меньшей степенью экономической безопасности.

Для минимизации противоречия экономических интересов важно выявить условия и определить методы, способствующие ослаблению их негативного влияния. Задача экономической безопасности состоит в том, чтобы сформулировать экономические интересы банка и других субъектов финансово-кредитных операций. Кроме того, следует определить общие экономические интересы, вытекающие из взаимной зависимости субъектов при разделении труда.

Следовательно, необходимо сформулировать единую стратегию координации экономических интересов всех субъектов банковского процесса, которая будет способствовать обеспечению должного уровня экономической безопасности банка. Значительная роль в этом процессе принадлежит регулирующей роли государства.

Государство как объект безопасности в то же время является основным субъектом ее обеспечения. Из этого вытекает его двоякая роль, в силу чего можно предположить преобладающее отражение интересов власти в законодательных актах.

Роль правительства в обеспечении экономических интересов субъектов банковской системы заключается в защите прав собственности, управлении рисками, создании условий для равноправной конкуренции. С этой функцией государство справляется неэффективно, так как оно с находящимися в его ведении мощными коммерческими структурами выступает в качестве главного конкурента в рыночной среде, которую само контролирует, а поддержка конкретных банков ставит другие структуры в неравные условия.

Практика резервирования, носящая административно-налоговый характер и признанная во многих странах инфляционной и увеличивающей издержки банков, не заменена другими методами, с большей степенью гарантирующими защиту экономических интересов российских банков и их клиентов от финансовых потрясений.

Отношения между различными субъектами рынка банковских услуг обусловлены как однонаправленными, так и разнонаправленными экономическими интересами. Противоречия в полной мере не удастся преодолеть никогда, но важно выявить условия и определить методы, способствующие ослаблению негативного влияния. Это даст возможность сформулировать единую стратегию повышения экономической безопасности банковской системы и конкретных банков путем координации экономических интересов всех субъектов.

Государство, выступая одновременно гарантом безопасности и защитником интересов хозяйствующих структур, должно регулировать этот процесс, так как публичные и частные интересы этих субъектов могут не совпадать, а иногда и вступать в противоречие. В зависимости от содержания и степени соответствия экономических интересов финансово-кредитного учреждения интересам общества и государства, их удовлетворение может увеличивать или уменьшать риски и повышать или понижать уровень его экономической безопасности.

Таким образом, по мере укрепления банковской системы и самого государства создаются предпосылки для:

‑ снижения давления власти на экономические интересы субъектов банковской системы;

‑ оптимального учета экономических интересов различных субъектов в целях обеспечения экономической безопасности государства, банковской системы, ЦБ РФ, банков и их клиентов с учетом экономических реалий.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:49:26