Концептуализация и моделирование интрапренерства

Макаров Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Макаров Е.В. Концептуализация и моделирование интрапренерства // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 9-13.

Аннотация:
В настоящее время в исследованиях отечественных и зарубежных авторов уделяется внимание не только предпринимательству как одному из эффективных способов самостоятельного ведения дел на независимой основе, но и предпринимательству в единстве со стратегией интрапренерства. Впервые этот термин в 1985 году ввел в научный оборот американский ученый Г. Пиншот.

Ключевые слова: предпринимательство, интрапренерство, внутрифирменное предпринимательство



В настоящее время в исследованиях отечественных и зарубежных авторов уделяется внимание не только предпринимательству как одному из эффективных способов самостоятельного ведения дел на независимой основе, но и предпринимательству в единстве со стратегией интрапренерства. Впервые этот термин в 1985 году ввел в научный оборот американский ученый Г. Пиншот.

Неологизм «интрапренерство» образован от двух слов «антрепренерство» (предпринимательство) и латинского префикса «интра» (внутренний). Таким образом, «интрапренерство» можно перевести как внутрифирменное или внутрикорпоративное предпринимательство. По мнению Г. Пиншота, интрапренерство не является новым феноменом, а представляет собой процесс, который развивался и продолжает развиваться в корпоративной системе [1].

Проведенные исследования в области внутрифирменного предпринимательства выявили необходимость поиска новых альтернативных подходов к концептуализации и моделированию интрапренерства. Дополнительные подходы к тем, что уже существуют, могли бы помочь дальнейшему исследованию элементов структуры интрапренерства.

Основой для решения проблемы концептуализации и моделирования интрапренерства может стать изучение его структуры. В соответствии с моделью Дж. Маеса центральным элементом структуры интрапренерства является интрапренерский процесс, который начинается с одобрения идеи (выявления возможности) и заканчивается созданием новой стоимости. В данном случае термин «создание новой стоимости» означает широкий диапазон возможных результатов интрапренерского процесса, таких как, например, разработка инновационной продукции или создание нового рискового предприятия. Генеральной установкой для организации в целом и для интрапренерства в частности служит внешняя среда (культура, промышленность, рынки и т.д.) [2].

Интрапренерский процесс осуществляется только тогда, когда два главных его участника – организация и индивидуум (интрапренер) – находятся в непрерывном взаимодействии. Одобрение идеи (выявление возможности) инициирует интрапренерский процесс в центре структуры интрапренерства независимо от того, кем этот процесс был запущен: высшим управлением (подход сверху-вниз) или индивидуальным интрапренером (подход снизу-вверх).

В качестве основы для моделирования интрапренерства выступают основные элементы его структуры. Так как все его элементы находятся во взаимосвязи, то можно сделать вывод о том, что интрапренерство – это сложная система элементов и процессов, связанных между собой взаимными отношениями. Системный характер интрапренерства должен быть принят во внимание при его концептуализации и моделировании.

Представление интрапренерства в виде многомерной структуры дает основание полагать, что потенциальным подходом к решению проблемы изучения элементов такой структуры является системный подход. Воспользуемся схемой системного представления решения проблемы, предложенной И. Митроффом [3].

Системное представление решения проблемы включает четыре стадии: концептуализацию, моделирование, модельное решение, разрешение проблемы. Первая стадия состоит в формулировке концептуальной модели проблемы. После того как таковая сформулирована, строится научная модель, на основании которой может быть разработано решение проблемы. Разрешение проблемы происходит в случае осуществления действий по ее решению, при этом может быть выполнено любое количество итераций. Фактически, исследование может представлять собой круговой процесс, который включает многочисленные движения «вперед», «назад» и «вокруг», до тех пор, пока, наконец, цель не будет достигнута [4].

В данном случае основой для исследования интрапренерства была выбрана его структура, которая рассматривается в соответствии с системным представлением решения проблемы в качестве научной модели. После построения научной модели следующими возможными вариантами действия являются: разработка решения через «модельное решение» или возвращение назад к проблеме через «обоснование». Так как структура интрапренерства пока еще не достаточно изучена, то построение или совершенствование теории требуют нескольких итераций концептуализации и моделирования.

Таким образом, для получения более совершенной научной модели интрапренерской структуры и изучения интрапренерского процесса необходимо производить несколько итераций по «обоснованию», «концептуализации» и «моделированию».

Для более детального изучения непосредственно интрапренерского процесса, который является центральным элементом структуры интрапренерства, рекомендуется проводить трехуровневый анализ, включающий:

1. Сбор данных о доступных структурах, методах и ресурсах, способствующих созданию инноваций внутри организации, для того чтобы охарактеризовать организационный и индивидуальный уровни интрапренерского процесса.

2. Изучение взаимодействия организационного и индивидуального уровней в интрапренерском процессе.

3.. Детальную разработку детерминантов и определяющих факторов интрапренерской культуры, которая является необходимой основой для становления и развития интрапренерства. Требуется выявить характерные признаки интрапренерской культуры и выяснить, каким образом взаимодействие организации и индивидуума может помочь в ее формировании.

Предложенные рекомендации по изучению интрапренерского процесса могут быть использованы при выборе методов, наиболее подходящих для рассмотрения взаимодействия организации и индивидуума и исследования структуры интрапренерства.

Так как необходимой основой для становления и развития интрапренерства является создание интрапренерской культуры, то необходимо построение ее концептуальной модели, которую можно было бы использовать как директиву для усовершенствования и создания интрапренерских культур в отделениях компаний различных стран.

Для построения концептуальной модели интрапренерской культуры проведем реструктурирование и переориентирование всех элементов относительно рекомендаций по изучению интрапренерского процесса, предложенных выше.

В результате реструктурирования и переориентирования была сформирована концептуальная модель интрапренерской культуры, в центр которой помещен интрапренерский процесс. Смоделированные группы элементов рассматриваются в качестве составляющих интрапренерской культуры. Это означает, что каждый из элементов в данной модели, определяющий организационный уровень (организацию и структуру управления, управление персоналом, доступность ресурсов, поощрение творчества, динамическое развитие, готовность к изменениям), индивидуальный уровень (инициативность, гибкость, творчество, способность идти на риск, ответственность, лидерство) и уровень действия и взаимодействия (инновационный процесс, взаимодействие и взаимопомощь, сотрудничество, нормы, ценности, преданность) может рассматриваться как потенциальный элемент структуры интрапренерского процесса.

Безусловно, в данной концептуальной модели учтены не все детерминанты, определяющие интрапренерскую культуру. Однако она может быть использована для моделирования интрапренерского процесса и дальнейшего изучения структуры интрапренерства, а также являться основой для построения научной модели интрапренерской культуры.


Источники:

1. Pinchot G. Intrapreneuring: why you don’t have to leave the corporation to become an entrepreneur. - New York, Harper and Row, 1985.

2. Maes J. The search for corporate entrepreneurship: a clarification of the concept and its measures, Research Report №0429, Department of Applied Economics, 2004.

3. Mitroff I.I., Betz F., Pondy L.R., Sagasti F. On managing science in the systems age: two schemas for the study of science as a whole systems phenomenon. Interfaces – 1974 – Vol. 4, №3 – pp. 46-58.

4. Strauss A., Corbin J. Basics of qualitative research: techniques and procedures for developing grounded theory. 2nd edition. Thousand Oaks: Sage Publications, 2003.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:50:46