Сравнительная роль российских и зарубежных компаний в модернизации автомобильной промышленности России
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Туревский О.И. Сравнительная роль российских и зарубежных компаний в модернизации автомобильной промышленности России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 118-122.
Аннотация:
В последние годы в России активно развиваются производства иностранных автомобилей. По мнению многих специалистов, это способствует модернизации отечественного машиностроения. При этом роль собственно российских автопромышленных предприятий в данном процессе либо приуменьшается, либо вовсе не рассматривается.
Ключевые слова: машиностроение, зарубежный опыт, автомобильная промышленность
В последние годы в России активно развиваются производства иностранных автомобилей. По мнению многих специалистов, это способствует модернизации отечественного машиностроения. При этом роль собственно российских автопромышленных предприятий в данном процессе либо приуменьшается, либо вовсе не рассматривается.
Рассмотрим в таблице 1 основные направления стратегий модернизации крупнейших автомобильных компаний в России и определим роль предприятий в развитие национальной автомобильной промышленности. Анализируя основные направления процессов модернизации, можно сделать выводы о роли в экономике страны как российских, так и иностранных автомобильных компаний.
Таблица 1
Основные направления стратегий модернизации крупнейших автомобильных компаний в России и их вклад в национальное хозяйство страны (данные за 2007 год)
Предприятие
|
Объем пр-ва (тыс. а/м) за 2007 г.
|
Основные процессы модернизации
|
Занятость
|
Показатель локализации (%)
|
Степень передачи новых технологий в смежные отрасли (оценивается по наличию собственных смежных предприятий и степени локализации)
|
Ориентация на внешние рынки (оценивается по кол-ву экспортируемых а/м)
| |
Число занятых (тыс. чел.)
|
Уровни квалификации, необходимые для решения производственных задач с учетом режима и сложности процесса производства автомобилей
| ||||||
Традиционные российские автомобильные компании
| |||||||
АвтоВАЗ
|
736
|
Создание альянса с компанией Renault, раз в год – выпуск новых модификаций, раз в 2 года – выпуск принципиально новых моделей
|
129
|
Высокая и средняя
|
Около 100%
|
Высокая
|
12% выпускаемых а/м экспортируется в более чем 60 стран
|
ГАЗ
|
237
|
Приобретение документации, лицензий и оборудования у западных компаний, приобретение автомобильных компаний за рубежом, модернизация выпускаемых а/м раз в 2 года
|
111
|
Высокая и средняя
|
Около 100%
|
Высокая
|
Около 20% выпускаемых а/м экспортируется в более чем 30 стран
|
УАЗ
|
75
|
Создание совместных производств с западными компаниями, модернизация выпускаемых а/м раз в год
|
12
|
Высокая и средняя
|
Около 100%
|
Высокая
|
17,3% выпускаемых а/м экспортируется в более чем 40 стран
|
Предприятия, выпускающие автомобили иностранных марок на территории России
| |||||||
ИжАвто
|
79
|
Расширение модельного ряда собираемых а/м
|
5,5
|
Средняя и низкая
|
30-40%
|
Низкая
|
Ориентация исключительно на внутренний рынок
|
ЗМА
|
22
|
Расширение модельного ряда
|
1,7
|
Средняя и низкая
|
30%
|
Низкая
|
-/-
|
ТагАЗ
|
80
|
Расширение модельного ряда собираемых а/м, снятых с производства в Южной Корее
|
2,6
|
Средняя и низкая
|
27%
|
Низкая
|
-/-
|
Форд Мотор
|
69
|
Расширение модельного ряда, наращивание объемов производства
|
2,2
|
Средняя и низкая
|
25-28%
|
Низкая
|
-/-
|
"Автофрамос"
|
69
|
-/-
|
1,8
|
Средняя и низкая
|
50%
|
Низкая
|
-/-
|
Volkswagen
|
1,2
|
-/-
|
3,5
|
Средняя и низкая
|
0% (к концу 2009 г. планируется достичь 20%)
|
Низкая
|
-/-
|
GeneralMotors
|
5,7
|
-/-
|
0,9
|
Средняя и низкая
|
0% (к концу 2009 г. планируется достичь 20%)
|
Низкая
|
-/-
|
"Автотор"
|
106
|
-/-
|
2
|
Низкая
|
Около 0%
|
Низкая
|
-/-
|
GM-АвтоВАЗ
|
55
|
Незначительная модернизация выпускаемых автомобилей
|
4,2
|
Средняя и низкая
|
Около 100%
|
Низкая
|
-/-
|
Как видно из таблицы, традиционные российские автомобильные компании играют важнейшую роль в развитии всего машиностроительного комплекса страны. В отличие от структур, которые собирают модели иностранных марок, предприятия отечественного автопрома имеют более сложную и всеохватывающую политику модернизации. Она обуславливает постоянные преобразования как продукции, так и производственных мощностей.
Данные предприятия выпускают в среднем раз в год новую модификацию модели и раз в два года – принципиально новую модель. Компании исключительно данной группы заинтересованы в привлечении большего числа сторонних структур, так как все разработки новых моделей, агрегатов, узлов автомобилей осуществляются, как правило, с помощью привлечения российских предприятий смежных отраслей. Тем самым отечественные автомобильные компании в большей степени заинтересованы в качественном развитии и передаче новых технологий другим российским предприятиям.
Преимущества традиционных российских автомобильных компаний
Необходимо отметить, что только традиционные российские автомобильные компании ориентированы как на внутренний рынок, так и на экспорт своей продукции. В 2007 году ОАО «АвтоВАЗ» экспортировало 88 300 автомобилей (12% от общего объема производства) [1], ОАО «ГАЗ» ‑ 47 400 (20%) [2], ОАО «УАЗ» ‑ 12 934 (17,3%) [3].Доля отечественных комплектующих, используемых в производстве иностранных автомобилей, очень мала. Средний показатель локализации данных предприятий в 2007 году составил 21% (без учета показателей СП «GM-АвтоВАЗ», так как основная выпускаемая им модель является разработкой компании ОАО «АвтоВАЗ») [4]. Данные компании используют преимущественно низкотехнологичные отечественные комплектующие. Ни о какой передаче новых технологий здесь речи быть не может.
Традиционные российские автомобильные компании играют важнейшую социальную роль. В отличие от предприятий, занимающихся производством иностранных моделей (где требуются преимущественно сборщики автомобилей), на отечественных предприятиях работают специалисты с высоким уровнем квалификации. Помимо сборщиков и рабочего персонала, в компаниях данной группы осуществляется разработка и производство собственных новых моделей, ведутся работы по модернизации выпускаемых сложных узлов и агрегатов. Все это требует привлечения высокопрофессиональных кадров.
Путь модернизации: создание совместных предприятий, альянсов, внедрение НИОКР
Стоит отметить, что на трех крупнейших традиционных российских предприятиях работает 252 023 специалистов высокой и средней квалификации (без учета специалистов смежных предприятий). А в 9-ти основных компаниях по производству иностранных автомобилей занято всего 24 499 специалистов преимущественно средней и низшей квалификации, т.е. почти в 10 раз меньше [5].
Несмотря на развитие иностранных производств в России, главную роль в развитии легковой автомобильной промышленности и смежных отраслей играют, прежде всего, традиционные российские предприятия.
Для успешного проведения модернизации ключевой отрасли машиностроения необходима грамотная поддержка государства, направленная, прежде всего, на защиту интересов традиционных российских производителей. По мнению автора, необходимо выбрать путь модернизации собственной автомобильной промышленности посредством создания совместных предприятий, альянсов, внедрения собственных НИОКР при условии поддержки государства, как на нормативном, так и на организационном уровне. Это поможет решить не только проблему предприятий ключевой отрасли машиностроения, но и смежных производств.
Источники:
2. Consolidated Financial Statements for the year ended 31 December 2007, ОАО «ГАЗ» 2008.
3. Годовой отчет ОАО «Ульяновский автомобильный завод», 2008.
4. За рулем. – 2008. ‑ №8 (926).
5. Автомобильный рынок России-2008. – Автостат, 2008.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:57:38