Маркетинговая информация в АПК

Рабаданов А.Р., Аскеров П.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Рабаданов А.Р., Аскеров П.Ф. Маркетинговая информация в АПК // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 92-96.

Аннотация:
На сегодняшний день сельскохозяйственные производители и потребители продукции не владеют полной и достоверной информацией о ситуации на рынке. В этих условиях резко возрастает роль информации для успешного управления предприятиями аграрного сектора.

Ключевые слова: маркетинговая информация, агропромышленный комплекс

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На сегодняшний день сельскохозяйственные производители и потребители продукции не владеют полной и достоверной информацией о ситуации на рынке. В этих условиях резко возрастает роль информации для успешного управления предприятиями аграрного сектора.

Сегодня на первый план выступают проблемы реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Наряду с другими причинами, значительную роль в этом сыграли:‑ отсутствие системы централизованной закупки фруктов и овощей, оптовых рынков плодовой и овощной продукции,‑ отсутствие оперативной информации о ценах на рынках республик, крупных городов и промышленных центров России.Анализ показывает, что сельскохозяйственные производители и потребители продукции не владеют полной и достоверной информацией о ситуации на рынке. Имеющиеся данные о количественных и качественных параметрах продаж продукции и ценах, по которым совершались сделки, разрознены и не дают целостной картины.

Роль ценовой информации в управлении АПК

В аграрном секторе страны произошли значительные изменения. Осуществлён переход планирования деятельности организаций вышестоящими органами к самостоятельному хозяйствованию. За годы реформирования сельского хозяйства коренным образом изменились условия деятельности сельскохозяйственных предприятий всех организационных форм. Практически ликвидированы централизованные формы закупок аграрной продукции со стабильными ценами.В связи с перечисленными обстоятельствами значительно возрастают требования к руководителям предприятий: они должны быть в состоянии хорошо ориентироваться в существующих условиях рынка. По свидетельству отечественных и зарубежных авторов эти условия в аграрном секторе значительно ухудшились.В этой ситуации резко возрастает роль информации для успешного управления предприятиями аграрного сектора. Наряду с производственными внутрихозяйственными данными, всё большее значение приобретает информация о рынках сбыта и закупок.Решающее преимущество в обеспечении существования своих предприятий имеют те руководители, которые стараются оптимизировать сбыт и закупки. Актуальные и надёжные рыночные данные являются при этом важнейшей предпосылкой для успешного осуществления стратегии реализации продукции и покупок факторов производства.Таким образом, поиск и получение ценовой и прочей рыночной информации выходят на передний план в управлении хозяйственной деятельностью. Тот, кто лучше и быстрее информирован о рынках и ценах, может лучше и успешнее вести себя при осуществлении покупок и продаж.

"Прозрачность" рынков как важная цель

Систематический и постоянный сбор текущих данных о ценах, продуктах, рынках сбыта является в современных условиях принципиальной предпосылкой для успешного маркетинга.«Прозрачность» является в экономической теории одним из критериев совершенного рынка и тем самым способствует проявлению неограниченной конкуренции. Прозрачность рынков имеет место в том случае, если все участники имеют полное представление о том, что происходит в отрасли в настоящем и, по возможности, в будущем. Это предполагает наличие информации о спросе, предложении при действующих и потенциально возможных в будущем ценах и обо всех прочих условиях того или иного рынка.Однако достижение некоторой степени прозрачности, которая позволяет субъектам рынка при относительно небольших затратах быть информированными о важных для них практических возможностях сбыта продукции и закупки сырья и средств производства, является вполне реальным.В таких условиях важной задачей государства является либо создание государственных институтов, способствующих улучшению информационного обеспечения, либо, по крайней мере, формирование предпосылок для возникновения подобных структур на частной или кооперативной основе. В конечном итоге, среди прочих народнохозяйственных эффектов, это способствовало бы выравниванию шансов различных участников рынка в конкурентной борьбе.Использование рыночной информации дает возможность выбрать покупателя, торгового партнера, определить наиболее оптимальные сроки и приемлемые формы реализации продукции, установить уровень цен.Анализ рыночной информации дает возможность:‑ оценить уровень собственного производства;‑ найти определенные резервы с целью сокращения затрат, снижения себестоимости;‑ выявить слабые места в маркетинге своей продукции;‑ найти свою рыночную нишу, сегмент для ее реализации.

Опыт ФРГ

В западных странах система рыночной информации является одним из необходимых условий стабильного функционирование всех участников рынка, основных признаков его цивилизованности.Опыт обеспечения рыночной информацией сельскохозяйственных производителей представляет большой интерес для России, где такие структуры уже в отдельных регионах действуют, в других находятся в стадии становления. Недостоверная информация вводит в заблуждение участников рынка, органы управления сельским хозяйством, кредитные организации.Например, в ФРГ, где такая система функционирует и совершенствуется многие годы, рынок имеет цивилизованные формы, в достаточной мере предсказуем. Там создана Центральная организация о рынках и ценах. Основные направления ее деятельности следующие:‑ сбор, обработка и распространение информации о рынке;‑ подготовка обзоров по конъюнктуре рынка сельхозпродукции, динамике цен и объемах реализуемой продукции;‑ краткосрочный и долгосрочный прогноз состояния рынков сельхозпродукции;‑ подготовка аналитических отчетов о состоянии рынков других стран мира (например, Восточной Европы);‑ разработка заключений и научных экспертиз.Центральная организация о рынках и ценах готовит еженедельные, ежемесячные и ежегодные отчёты о сегментах фруктов и овощей. В этих документах, помимо данных о стоимости и анализа состояния отраслей, содержится прогноз их развития.Ценовая информация, аналитические обзоры о ценах на разные виды продукции дают возможность в определенной степени избежать резких различий по регионам страны, объективно планировать и производство, реализацию, импортно-экспортные операции, поступление финансовых средств.В опыте ФРГ интересно то, что в сборе и подготовке рыночной информации участвуют самые различные структуры, как государственные, так и кооперативные, общественные. И многие виды информации выполняются на общественных началах.

Успех работы сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности зависит не только от того, насколько эффективно организовано производство продукции, но и от того, где, как, и по какой цене будет реализована эта продукция. И в этом важную роль играет своевременное и постоянное обеспечение рыночной информацией.


Источники:

1. Cramon-Taubadel, S. von. 2005. Neue Institutionen zur Verbesserung der Agrarpreisbildung und – Erfassung: Notierungskommissionen und Erzeugerpreiserfassung. In: Neue Organisationsformen im Anpassungspozess der Landwirtschaft an die oekonomisch-technische Entwicklung in Produktion, Verarbeitung und Absatz.
2. Krehl, H. 1998. Bedarf der Landwirte an Preisinformationen und Verbesserung des Informetionsangebotes bei wichtigen Agrarerzeugnissen.
3. Seeth, H. tho; Wehrheim, Agrarstrukturenentwicklung in RuBland. In: Schrifften der Ge WiSoLa, Bd.32, 1996.
4. Strecker, O., Reichert, J., Pottebaum, P. 1996. Marketing in der Agrarung Ernährungswirtschaft.
5. Zeddies, J., Der TransformationsprozeB der russischen Landwirtschaft. In: Agrarwirtschaft, Heft 10, 1996.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:55:05