Анализ банковской деятельности в условиях активного развития лизинга в России
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Линьков К.В. Анализ банковской деятельности в условиях активного развития лизинга в России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 65-69.
Аннотация:
Изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость внедрения новых методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов в различных отраслях деятельности. Одним из таких методов является лизинг.
Ключевые слова: банковский бизнес, лизинг, основные фонды
Изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость внедрения новых методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов в различных отраслях деятельности. Одним из таких методов является лизинг.
Актуальность развития лизинга в России обусловлена значительной физической изношенностью производственных основных фондов, наличием морально устаревшего оборудования, низкой эффективностью его использования и др. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.В настоящее время предприятия испытывают недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса, и в результате не могут производить конкурентоспособную продукцию и осваивать зарубежные рынки сбыта. В этих условиях предприятия вынуждены брать кредиты, которые в некоторых случаях банки, не имея гарантий возврата денежных средств, им не предоставляют. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать оборудование в лизинг.Именно лизинг устраняет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию основных фондов, и банком, который неохотно предоставит такому предприятию кредит. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который может выплачивать поэтапно, и необходимое оборудование, другая сторона – гарантию возврата кредита, поскольку до поступления последнего платежа объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего операцию.
Зарубежный опыт применения лизинга
Многолетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. С помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для модернизации основных фондов в различных отраслях экономики страны.Годовой объем лизинговых операций во всем мире оценивается экспертами минимум в 650-700 млрд долл. Более 80% этого объема приходится на страны Европы и Северной Америки.Динамику роста и распространения лизинга демонстрируют европейские страны. Устойчиво стабильное развитие характерно для традиционных западных лидеров, занимающих наибольшую долю рынка – Великобритании, Германии, Италии, Франции. Высокие темпы роста характеризуют развитие лизинга в миноритарных странах Восточной Европы – в первую очередь в России, Болгарии, Польше, Эстонии, Боснии и Герцеговине, Сербии, Черногории.В 2006 году повысился уровень проникновения лизинга в европейскую экономику. По данным Leaseurope's 2006 Annual Survey, доля лизинговых сделок в общем объеме инвестиций в основные средства выросла до 19,02% (12,5% в 2005 году). В секторе оборудования этот показатель составил 29,9%.На конец 2006 года общая сумма платежей по предметам лизинга (намеченная к выплате по действующим договорам) у компаний-членов ассоциации Leaseurope составила более 630 млрд евро.
Рост популярности лизинга в России
С 2005 года Россия также является членом европейской федерации национальных ассоциаций лизинговых компаний Leaseurope. Российские компании представлены ассоциацией Рослизинг. На сегодняшний день Рослизинг объединяет около 150 компаний, связанных с лизинговой деятельностью.Представленные Рослизингом отчетные данные за 2006 год характеризуют объемные показатели примерно 50% российского рынка лизинга. В рамках европейской федерации Leaseurope Россия занимает 2% европейского рынка лизинга.В 2006 году Россия как участник федерации Leaseurope продемонстрировала более чем двукратный рост (103,62%) нового лизингового бизнеса по сравнению с предыдущим голом.Более 98% объема нового бизнеса, по которому отчитывался Рослизинг в 2006 году, приходится на лизинг оборудования. На сектор недвижимости – около 1,5%. Но по сравнению с 2005 годом рост в секторе недвижимости выше, чем по лизингу оборудования – 137,9% против 103,2% соответственно.Объем инвестиций в основной капитал в российской экономике растет на протяжении последних 10 лет. В 2007 году, по данным официальной статистики, инвестиции в основной капитал из всех источников составили 6 418,7 млрд руб. Рост относительно 2006 года составил 21,1%. Относительно 2000 года инвестиции в основной капитал выросли в 5,5 раз.В 2007 году в России функционировало около 500 компаний, осуществляющих лизинговые операции. В 2007 году российский рынок лизинга продемонстрировал высокие темы роста (почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом за 2006 год).До этого момента аналогичные показатели роста нового лизингового бизнеса были зафиксированы в 1999-2000 годах, когда рынок постепенно восстанавливался после финансового кризиса 1998 года. По результатам 2007 года рынок лизинга оценивается более чем в 825 млрд руб. Темпы роста данного сектора во много раз превышают темпы роста большинства других отраслей финансового рынка и российской экономики в целом.В России подавляющее большинство лизинговых компаний создавалось при непосредственном участии банковских структур. Лизинг был новой финансовой услугой, при помощи которой банки пытались расширить свой кредитный портфель. Как правило, дочерние лизинговые подразделения обслуживали корпоративных клиентов банков. По мере развития ряда отраслей российской промышленности и банки, и лизинговые компании стали переосмысливать открывающиеся перед ними новые возможности, и на сцену вышли новые игроки.Коммерческие лизинговые компании, созданные банками, либо сами являющиеся кредитными организациями, в большинстве случаев ориентируются на оказание стандартных услуг широкому кругу клиентов, что не исключает преимущественного обслуживания клиентов «собственного» банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств.
Лизинг как составляющая банковского бизнеса
Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеют большой портфель заказов. Они, как правило, похожи на западные корпорации, используют наиболее современные методы работы, имеют квалифицированный персонал. В качестве примера этого типа компаний можно назвать: Альфа-лизинг (Альфа-Банк), ВТБ-лизинг (Банк ВТБ), Уралсиб (ФК «Уралсиб») и др.По результатам проведенного исследования рынка лизинговых услуг выявлены следующие закономерности и тенденции банковского предпринимательства.1. Наличие жестких нормативов деятельности коммерческих банков способствуют «перетеканию» финансовых ресурсов в другие формы предпринимательской активности с более «мягкими» рыночными механизмами, в частности в лизинговые структуры.2. Проводимая региональная политика со стороны государства постепенно создает условия для благоприятного инвестиционного климата. В связи с этим лизинговые компании, созданные банковскими структурами, активно расширяют географию деятельности в регионах за счет филиальной сети банков (Альфа-лизинг, ВТБ-лизинг, Уралсиб и др.).3. Усиление конкуренции на рынке банковской деятельности заставляет расширять ассортимент услуг для клиентов путем предоставления оборудования, недвижимости, транспорта в лизинг.4. С каждым годом улучшается качество предоставления услуг в сфере банковской деятельности. Это приводит к новым возможностям, появлению новых программ финансирования, расширению базы клиентов в лизинговой деятельности.5. Рост привлекательности рынка лизинга приведет к поглощению мелких лизинговых компаний коммерческими структурами, созданными при крупных банках.
Источники:
2. Белоус А.П. Лизинг: мировой опыт, уроки для России. - М.: РАН: Ин-т мировой экономики и междунар. отношений, 2005. - 170с.
3. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М.: Фонд «Правовая культура», 2007. - 157с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:57:52