Развитие технологии аутсорсинга в органах государственной власти: возможности и ограничения

Шестоперов А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Аутсорсинг является одной из разновидностей систем контрактных отношений. Появление его концепции обусловлено развитием принципов, заложенных в идее разделения труда. Очевидно, что ни одна организация не обладает полным набором внутренних возможностей и ресурсов для достижения стоящих перед ней целей. Это вынуждает организации искать новые формы совершенствования своей деятельности. В частности, осуществляется привлечение ресурсов из внешней среды или используются возможности аутсорсинга. В настоящее время существует тенденция широкого применения аутсорсинга во многих секторах экономики.

Ключевые слова: бюджетные организации, аутсорсинг, государственная служба



Аутсорсинг является одной из разновидностей систем контрактных отношений. Появление его концепции обусловлено развитием принципов, заложенных в идее разделения труда. Очевидно, что ни одна организация не обладает полным набором внутренних возможностей и ресурсов для достижения стоящих перед ней целей. Это вынуждает организации искать новые формы совершенствования своей деятельности. В частности, осуществляется привлечение ресурсов из внешней среды или используются возможности аутсорсинга. В настоящее время существует тенденция широкого применения аутсорсинга во многих секторах экономики.

Отношения аутсорсинга характеризуются договорной природой, постоянным и долгосрочным сотрудничеством и выражаются в передаче сторонней организации на длительный срок выполнения отдельных видов работ.Известны следующие достоинства аутсорсинга: концентрация на приоритетных направлениях; доступ к новым технологиям; высвобождение ресурсов на другие цели; снижение операционных издержек; получение ресурсов, отсутствующих внутри компании [1, С. 193].Использование аутсорсинга в государственных организациях приравнивается к применению государственной контрактации, которая подразумевает заключение контрактов с частными фирмами на поставку товаров и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых несет государственный сектор [2, С. 245]. В целом аутсорсинг можно определить как одну из форм контрактации в государственном секторе, основными характеристиками которой являются устойчивое и регулярное взаимодействие со сторонней организацией на основе договора, заключенного на длительный срок, при сохранении у органа государственной власти ответственности за результаты работы и контроля за ее выполнением.

Аутсорсинг в государственном секторе зарубежных стран

Контрактация, как правило, используется при закупках государством товаров и услуг для собственных нужд (например, услуги по проектированию и строительству, уборке и поддержанию административных зданий), а также в сферах военных заказов и НИОКР [3, С. 31]. Однако с появлением концепции аутсорсинга практика контрактных сделок в государственном секторе значительно расширяется. Во многом развитие аутсорсинга в также связано с новой волной реформ в сфере государственного управления, в ходе которых государственные организации стали уделять больше внимания заимствованию эффективных технологий из частного сектора.Анализ тенденций развития аутсорсинга также показывает, что данная технология активно используется в государственных органах различных стран, которые стремятся повысить эффективность и качество исполнения административных и управленческих процессов, сконцентрировать усилия на основных направлениях деятельности, а также сократить издержки.Вместе с тем имеется ряд факторов, ограничивающих широкое распространение аутсорсинга, в том числе трудоемкие процедуры государственных закупок, вероятность утечки конфиденциальной информации, сопротивление со стороны государственных служащих.

Специфика отечественных условий

Известно, что одним из направлений административной реформы является обеспечение широкого применения технологии аутсорсинга. Однако процесс внедрения аутсорсинга в органах государственной власти Российской Федерации идёт очень медленно. Фактически органы власти продолжают решать задачи по обеспечению своей деятельности за счет собственных сил и средств, используя аутсорсинг вне системной основы. Для успешного применения данной технологии в российских властных структурах необходимо учитывать не только встречающиеся в мировой практике трудности при использовании аутсорсинга, но и специфику отечественных условий.В законодательстве России такой правовой институт, как «аутсорсинг», вообще отсутствует. Тем не менее, применение данной технологии все-таки попадает под действие законодательства о государственном заказе, а аутсорсинг в органах власти осуществляется через механизм государственных закупок. Однако данный механизм не является достаточно эффективным. Как уже отмечалось ранее, соглашение об аутсорсинге подразумевает долгосрочное и постоянное сотрудничество. В соответствии с законодательством Российской Федерации конкурсы, как правило, проводятся под каждое выделение бюджетных средств, а они выделяются на годовой период. Другими словами, отдельный аутсорсинг-проект не может быть рассчитан на период более одного года. В связи с этим возникает другая проблема – проведения повторных конкурсов для определения поставщиков аналогичных услуг в следующем календарном году.

Проекты по внедрению аутсорсинга

Во многом развитие аутсорсинга сдерживается отсутствием специальной методической базы с соответствующим закреплением в нормативных правовых актах.Можно также отметить, что еще одним барьером для развития аутсорсинга выступает административная культура, сложившаяся в российских органах государственной власти, в частности такие ее характеристики, как консерватизм и низкая ответственность государственных служащих.Наконец, развитие аутсорсинга в государственных органах сдерживает отсутствие развитого рынка сторонних подрядчиков, готовых взяться за осуществление отдельных видов работ в интересах органов государственной власти.Тем не менее, можно констатировать, что движение по формированию методической базы для использования технологии аутсорсинга началось. Так, в 2006-2007 годах в ряде федеральных и региональных органов исполнительной власти реализовывались специальные проекты по внедрению аутсорсинга. В рамках данных проектов разрабатывались методики оценки целесообразности аутсорсинга, оценки стоимости аутсорсинга, подходы к оценке его эффективности.В заключение можно отметить, что с принятием концепции административной реформы появилась политическая база для применения аутсорсинга. Однако для широкого использования аутсорсинга необходимо провести большую работу по формированию соответствующего законодательства и методических материалов, реализации пилотных аутсорсинг-проектов.


Источники:

1. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 381с.
2. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 319с.
3. Демидова Л. Реформы общественного сектора на западе // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – №11. – С.29-38.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:08