Проблемы создания особых экономических зон в регионах с природоохранными территориями

Лебедев А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лебедев А.В. Проблемы создания особых экономических зон в регионах с природоохранными территориями // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 156-159.

Аннотация:
В настоящее время в России большое внимание уделяется особым экономическим зонам (ОЭЗ) как одному из ключевых механизмов развития экономики регионов. На данный момент функционирует 15 особых экономических зон, целью создания которых явилось развитие обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции, развитие транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Ключевые слова: туристический бизнес, экономика региона, особые экономические зоны, природоохранные территории



В настоящее время в России большое внимание уделяется особым экономическим зонам (ОЭЗ) как одному из ключевых механизмов развития экономики регионов. На данный момент функционирует 15 особых экономических зон, целью создания которых явилось развитие обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции, развитие транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Основополагающим законом, регулирующим создание и функционирование ОЭЗ, является Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно данному закону, на территории России могут создаваться экономические зоны двух типов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Согласно Федеральному закону от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов от 03.06.2006 №76-ФЗ, 18.12.2006 №232-ФЗ), были введены в действие особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ТР ОЭЗ), которые являются существенными для нашего исследования, ибо их создание и функционирование связано со значительным увеличением антропогенной нагрузки на территорию регионов.

Вновь созданные ТР ОЭЗ располагаются, в частности, и на природоохранных территориях. Например, две ТР ОЭЗ расположены в Алтайском крае и в Республике Алтай ‑ регионах, которые обладают уникальными и совершенно непохожими природно-климатическими комплексами. В Ставропольском крае территория ТР ОЭЗ включает уникальный бальнеологический курорт «Кавказские Минеральные Воды» (КМВ).

В связи с этим возникает вопрос о воздействии подобных зон на природоохранные территории, то есть на их сохранение и защиту. К сожалению, основной тенденцией современного развития сферы туризма является поиск путей интенсификации развития и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, что отрицательно сказывается на природоохранных мероприятиях .

Выбор регионов, которые получили статус ТР ОЭЗ, подтверждает данную тенденцию. В большинстве случаев возможности экстенсивного развития туризма здесь в целом исчерпаны, туристско-рекреационные и курортно-санаторные комплексы сформированы и развиты, практически все пригодные территории находятся в туристско-рекреационном пользовании, несмотря на существенные природоохранные ограничения.

Туристско-рекреационная деятельность в ТР ОЭЗ носит ярко выраженный территориальный характер, поскольку она связана с непосредственным посещением конкретных объектов: «КМВ» в Ставропольском крае, «Бирюзовая Катунь» в Алтайском, озеро Байкал в Иркутской области и др.

Следовательно, под интенсификацией туристского развития регионов подразумевается в основном либо более эффективное использование уже имеющихся на территории ресурсов, либо совершенствование территориальных аспектов деятельности существующих туристских предприятий и комплексов: диверсификация услуг, преодоление сезонности и др.

Все эти изменения в управленческом аспекте связаны с необходимостью регулирования антропогенной нагрузки, которая возрастет по причине роста частотности туристских посещений природных объектов, перераспределения туристского потока, обеспечения экологической безопасности.

Активизация деятельности охраняемых природных территорий в туристских целях с использованием потенциала имеющихся природных объектов представляет реальную проблему для данных территорий. Специфика природных территорий в Российской Федерации заключается в том, что существенная часть этих территорий носит особо охраняемый характер со значительными ограничениями в ведении хозяйственной деятельности и природопользовании. Например, Сочинский санаторно-курортный комплекс соседствует с Сочинским национальным парком.

Однако возможности государственного регулирования деятельности на особо охраняемых территориях, использование правовой и законодательной базы при организации пользования природными ресурсами позволяют осуществлять контроль над соблюдением природоохранного законодательства как на самих особо охраняемых территориях, так и в приграничных регионах.

Использование охранных территорий в деятельности ТР ОЭЗ предполагает решение целого ряда вопросов: правовых, экономических, природоохранных, финансовых, социальных, культурно-исторических и др. Это связано с возрастанием числа туристских природных объектов, расширением числа их владельцев, различными видами собственности и организационно-экономическими отношениями; оценка стоимости земли и природных угодий, их общественной значимости затруднена и опирается в основном на мнения экспертов.

Одним из негативных эффектов расширенного туристского природопользования является вызываемое воздействие на природные объекты. Возникают затруднения при осуществлении расчета допустимой антропогенной нагрузки на территорию ТР ОЭЗ. Влияние факторов антропогенного воздействия на природные комплексы зависит от вида туристской деятельности и продолжительности нахождения в природной среде. Степень проявления антропогенного воздействия определяется концентрацией и временем пребывания туристов на единице площади. К сожалению, единого мнения по расчету антропогенной нагрузки на территорию не существует, и получение реальных данных затруднено.

Механизм особых экономических зон туристско-рекреационного типа предполагает преференции по налоговым и таможенным льготам, государственному финансированию инфраструктуры, снижению административных барьеров. Сочетание этих факторов делает режим ОЭЗ особенно привлекательным. Однако в отношении использования природоохранных территорий, входящих в состав ОЭЗ, на наш взгляд, не должно быть никаких преференций.

Только строгий государственный природоохранный контроль с учетом процессов, происходящих на сопредельных территориях; разработка индивидуальных концепций использования каждой природоохранной территории и широкая гласность позволит решить проблему снижения антропогенной нагрузки на территорию регионов, способных качественно удовлетворять потребности туристско-рекреационного типа.


Источники:

1). Книжные издания:

Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: Учебник. – М.: Советский спорт, 2003. – 416 с.

Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. – 2-ое изд. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. – М.: КНОРУС, 2005. – 448 с.

2). Журнальные издания:

Барзыкин Ю.А Актуальные проблемы государственного регулирования развития туризма в России» // Туризм: право и экономика. - 2006. - № 1 (18).

Чашин А.Н. Конституционные основы функционирования особых экономических зон в РФ // Туризм: право и экономика». - 2006. - №5 (18).

3). Электронные ресурсы:

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». - Правовая система КонсультантПлюс.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:54:08