Развитие рыночной инфраструктуры города на основе изучения потребительских предпочтений

Суслова Ю.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Суслова Ю.Ю. Развитие рыночной инфраструктуры города на основе изучения потребительских предпочтений // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 147-150.

Аннотация:
Необходимость формирования рыночно сбалансированной инфраструктуры сегодня подчеркивается во всех приоритетных стратегических задачах экономического развития страны. Она диктует состав, назначение, структуру и определяет перспективы развития частного бизнеса в условиях активизации государственного регулирования.

Ключевые слова: город, потребительские предпочтения, городская инфраструктура



Необходимость формирования рыночно сбалансированной инфраструктуры сегодня подчеркивается во всех приоритетных стратегических задачах экономического развития страны. Она диктует состав, назначение, структуру и определяет перспективы развития частного бизнеса в условиях активизации государственного регулирования.

Проведенные исследования и оценка потребительских предпочтений позволили установить их влияние на развитие рыночной инфраструктуры на примере г. Красноярска. В качестве респондентов выступали его жители ‑ покупатели потребительских товаров, работники и специалисты сферы торговли. Исследование проводилось во всех районах города на 70 предприятиях торговли различных форм собственности.

В ходе исследования выявлено, что предприятия розничной торговли составляют 71,43% от числа обследованных компаний. Организаций, занимающихся оптовой торговлей, оказалось 17,14%, оптово-розничной ‑ 9,5%.

Результаты опроса показали:

‑ большинство респондентов (54%) считает ассортимент потребительских товаров средним;

‑ около трети рес­пондентов полностью удовлетворены ассортиментом и назвали его широ­ким;

‑ около 5% опрошенных не удовлетворены представленным ассорти­ментом и считают, что качество товаров низкое при достаточно широком ассортименте, либо один и тот же ассортимент представлен в разных предприятиях.

Одним из наиболее важных показателей, влияющих на спрос потре­бителей, является уровень цен, поэтому в процессе анкетирования мы вы­являли мнения респондентов в отношении уровня цен на товары отечест­венных и зарубежных производителей.

В ходе анализа цен на потребительские товары зарубежных произво­дителей можно сделать следующие заключения:

‑ цены на продукты пита­ния более 40% опрошенных покупателей с уровнем доходов от 5001 до 10000 руб. считают средними;

‑ 40% опрошенных считают, что цены высо­кие, что связано с невысоким уровнем доходов данной категории потребителей;

‑ 7,14% респондентов с доходами более 10001 руб., считает цены относительно низкими.

Цены на одежду 60% опрошенных потребителей считает высо­кими, около 36% респондентов – нормальными и 4,76% ‑ низкими. Обувь большинство потребите­лей (49%) считает дорогой, а 46% анкетируемых (со средним уровнем доходов) – приемлемой. Цены на бытовую технику основная масса потребителей (48%) считает средними, а на мебель (70%) – высокими.

В целом анализ цен показал, что большинство потре­бителей зарубежную продукцию считают более дорогой, чем отечественные ана­логи. Однако, несмотря на это, покупатели предпочитают приобретать импортные товары, так как считают их более качественными. Для этого нами было проведено исследование потребительских предпочтений относительно качества товаров отечест­венного и зарубежного производства (табл.1).

Таблица 1. Анализ мнений респондентов относительно качества реализуемых потребительских товаров.

Потребительские оценки
Товары отечественного производства
Товары зарубежного про­изводства
количество человек
удельный вес, %
количество человек
удельный вес, %
Качество товаров удовлетворяет
51
24,29
102
48,57
Качество товаров не удовлетво­ряет
95
45,24
50
23,81
Качество товаров удовлетворяет частично
64
30,47
58
27,62
Итого
210
100,0
210
100,0

Результаты анализа показали, что не все отечествен­ные товары могут конкурировать с зарубежными по своим потребитель­ским характеристикам.

Одним из важных обстоятельств, влияющих на степень развития рыночной ин­фраструктуры, является соответствие цены качеству реализуемых товаров в торговой сети г. Красноярска. Поэтому в процессе исследования выявлялась как общая оценка уровня цен на различные виды продукции, так и мнение потребителей об их соответствии качеству (табл. 2).

Таблица 2. Анализ мнений респондентов относительно соответствия цены качеству реализуемых потребительских товаров.

Потребительские оценки
Товары отечественного производства
Товары зарубежного про­изводства
количество человек
удельный вес, %
количество человек
удельный вес, %
Цена соответствует качеству
70
33,33
75
35,71
Цена не соответствует качеству
100
47,62
94
44,76
Цена частично соответствует качеству
40
19,05
41
19,53
Итого
210
100,0
210
100,0

На основе полученных данных можно отметить, что 41 респондент считает, что соответствие цены качеству зарубежных товаров носит час­тичный характер, а 94 считают, что они не соответствуют друг другу. Практически такая же ситуация наблюдается среди потребителей продукции отечественного производства.

Для более глубокого изучения влияния предпочте­ний на развитие инфраструктуры торговли г. Красноярска, необходимо учитывать специфику качества обслуживания потребителей. Респондентам предлагалась шкала, пользуясь которой они выражали свое отношение к различным показателям услуги, характеризующей развитие рыночной инфраструктуры. С этой целью опрашиваемым было предложено оценить по пятибалльной шкале отдельные стороны оказываемых услуг предприятиями торговли на рынке г. Красноярска.

Как показали результаты анализа, сервисное обслуживание является основным фактором, способствующим увеличению объемов продаж. Среди прочих услуг максимальную оценку респонденты выставили упаковке товаров, качеству обслуживания, имиджу предприятий и др.

В результате проведенного исследования установлено, что руководителям предприятий необходимо значительно больше внимания уделять качеству торгового обслуживания, до- и послепродажному сервису, а также экологической безопасности товаров. Все это в конечном итоге будет не только способствовать более полному и качественному удовлетворению потребительских предпочтений, но и развитию рыночной инфраструктуры в целом.


Источники:

1. Козельская И.Н. Инфраструктурное обеспечение функционирования рынка транзитивной экономики. – Саратов: Изд. центр СГЭА, 1997. – 236 с.

2. Колодин В.С., Шемякина Л.В., Федотов А.И. Инфраструктурное обеспечение региональных товарных рынков. – Иркутск: БГУЭП, 2005. – 112 с.

3. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка.- М.: Дашков и Ко, 2003. – 252 с.

4. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2002. – 231 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 13:48:56