Особенности разработки общероссийской программы территориального экономического развития

Бикчантаева А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время назрела необходимость разработки общероссийской программы регионального развития, которая составлялась бы с учетом возможностей субъектов РФ и стоящих перед ними стратегических задач. Основной ее целью должна стать взаимоувязка темпов и пропорций развития различных территориальных образований. Это позволит получить дополнительные конкурентные преимущества от слаженного функционирования всего народнохозяйственного механизма, а не ориентироваться лишь на отдельные промышленно развитые и добывающие регионы страны.

Ключевые слова: экономическое развитие, территориальное экономическое развитие, программа регионального развития



В настоящее время назрела необходимость разработки общероссийской программы регионального развития, которая составлялась бы с учетом возможностей субъектов РФ и стоящих перед ними стратегических задач. Основной ее целью должна стать взаимоувязка темпов и пропорций развития различных территориальных образований. Это позволит получить дополнительные конкурентные преимущества от слаженного функционирования всего народнохозяйственного механизма, а не ориентироваться лишь на отдельные промышленно развитые и добывающие регионы страны.

Доминирующим вектором государственной региональной политики на сегодняшний день является централизация, выражающаяся во все большем сосредоточении в ведении федеральных властей финансовых ресурсов и инструментов воздействия на различные сферы территориального развития. Россия по своим характеристикам неуклонно тяготеет к унитарным стандартам управления. Между тем, преодоление дальнейшего регионального расслоения и неизменно присутствующих дезинтеграционных процессов возможно лишь при развитии структурной перестройки реального сектора экономики в соответствии с инновационной концепцией реформ.

Это позволит заменить господствовавший до настоящего времени подход, ориентированный:

1) на преимущественную поддержку субъектов РФ, осуществляющих добычу природных ископаемых;

2) на принципы комплексного системного развития всех основных региональных групп в рамках единой промышленной политики.

Существенную роль в разработке программ регионального развития РФ могут также сыграть современные методы макроэкономического прогноза и анализа. Еще в 2000 г. группой пермских ученых было предложено использование имитационной территориальной модели, на основании которой проводились вариантные расчеты социально-экономической ситуации в регионах в зависимости от выбора стратеги управления ими. [1]

В качестве эндогенных переменных модели предлагалось использовать систему показателей, характеризующих четыре основных экономических блока: производство, занятость, население и финансы, в рамках которых выделялась совокупность взаимосвязанных параметров.

На основании оценки изучаемых групп переменных, их сопоставления со среднероссийским уровнем и проведения ряда машинных экспериментов проводится оптимизация сформулированной имитационной модели и вырабатываются рекомендации по ее совершенствованию применительно к выбранному территориальному образованию. Аналогичные разработки можно встретить в работах самарских ученых, предлагавших свою концепцию применения автоматизированных средств при прогнозировании регионального развития. [2]

Устранение диспропорций территориального устройства российской экономики предполагает ускоренное развитие проблемных регионов, в первую очередь Сибири и Дальнего Востока, в соответствии со стандартами индустриального европейского центра. Реализация подобных проектов возможна на основании углубления специализации и концентрации в рамках отдельных формирований тех производственно-отраслевых комплексов, которые наиболее гармонично вписываются в существующую инфраструктуру.

Сходные идеи излагаются в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ [3], делающей упор на мобилизацию имеющихся в регионах ресурсов. Однако выдвигаемые ею предложения по рационализации инструментов регулирования могут остаться декларативными, так как основываются на сложившемся за последние несколько лет крайне негибком механизме распределения бюджетных средств.

Его основным недостатком является формирование системы распределения финансовых ресурсов в зависимости от лоббируемых на правительственном уровне региональных интересов, что по-прежнему оставляет в более привилегированном положении территории, в рамках которых сосредоточены предприятия добывающего сектора.

В результате и регионы-доноры, и регионы-реципиенты сегодня недовольны антистимулирующим характером политики централизованного «выравнивания», осуществляемого посредством господдержки отдельных субъектов РФ. Возможности унификации в России являются крайне ограниченными, поскольку в целом более бедное общество при поддержке еще более нищих территорий без каких-либо гарантий на успех практически не имеет шансов выйти на устойчивый путь экономического развития [4].

Полное выравнивание социально-экономического состояния отдельных субъектов РФ в принципе невозможно, так как дифференциация их развития обуславливается процессами производственной специализации и территориального разделения труда. Региональная политика должна быть направлена на регулирование данных процессов и недопущение возникновения депрессивных территорий, угрожающих благополучию государства.

Она должна предлагать комплексную совокупность разнородных инструментов макроэкономического регулирования, выбор которых применительно к отдельным территориям будет зависеть от специфики их текущего состояния и места в едином народнохозяйственном комплексе страны. Особенности отраслевой специализации регионов обуславливают необходимость их разделения на группы, в основе которого будет лежать как хозяйственная специализации, так и уровень социально-экономического развития. Далее, применительно к каждой группе необходимо выработать общие ориентиры осуществления региональной политики с учетом бюджетных возможностей федерального центра.

Повышенный интерес государства к регионам, концентрирующим значительные объемы залежей полезных ископаемых, сохранение высокой доли отраслей добывающего сектора экономики, обуславливает особое отношение к территориям, аккумулирующим минерально-сырьевой потенциал страны. При этом необходимо обеспечить их гармоничное развитие и всесторонне учитывать инициативу, исходящую непосредственно от территориальных образований в плане формирования разветвленной инфраструктурной и промышленно-производственной сети, непосредственно обслуживающих добывающие предприятия регионов. Либо не имеющие отношения к ним.

Невозможно строить полноценные отношения между субъектами РФ и способствовать их экономическому росту, постоянно увеличивая нормативы отчислений в федеральный бюджет. Напротив, в целях стимулирования прогрессивных рыночных преобразований в отдельных случаях следует ограничивать объемы централизованных отчислений, предоставляя регионам большую самостоятельность в принятии хозяйственных решений и распоряжении собственными средствами и делегируя полномочия по управлению предприятиями федеральной собственности.

На наш взгляд, немаловажно проведение ревизии объектов, находящихся в федеральной собственности, и передача части из них регионам и муниципалитетам. Речь идет лишь о тех элементах, которые имеют исключительно внутрирегиональное значение и вполне могут финансироваться за счет средств территориальных образований.

В то же время, федеральный центр обязан проводить единую политику в отношении экономического структурирования и специализации с учетом особенностей развития производственно-технологической базы и демографического климата регионов, контролируя укрупнение и создание новых промышленных комплексов в общегосударственных рамках. Тем самым должно обеспечиваться гармоничное развитие субъектов РФ и сглаживание диспропорций, но не посредством финансирования отсталых территорий за счет процветающих, а с использованием их собственных внутренних резервов.

Таким образом, новая региональная политика должна основываться не столько на традиционном перераспределении бюджетных средств, сколько на сочетании федеральных интересов с долгосрочными инвестиционными планами крупных российских предприятий. Предоставление субъектам РФ большей хозяйственной самостоятельности и расширение диапазона принятия решений выдвигают на первый план задачу правильного определения приоритетов экономического развития.

Регионы должны стремиться к формированию целостных производственных комплексов, эффективно решать вопросы сырьевого и продовольственного обеспечения и максимально использовать внутренние резервы. Другими словами, экономика регионов должна формироваться как саморазвивающаяся система, ориентированная преимущественно на собственные ресурсы.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 21:42:02