Современные концепции прямых иностранных инвестиций
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Груздев Д.Ф. Современные концепции прямых иностранных инвестиций // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 88-92.
Аннотация:
Решение сложных вопросов инвестиционной политики является важным фактором экономического роста и эффективного развития инновационного и инвестиционного потенциала России в условиях все большего вовлечения ее в процессы инвестирования по международным правилам.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиции, инвестиционная политика
Решение сложных вопросов инвестиционной политики является важным фактором экономического роста и эффективного развития инновационного и инвестиционного потенциала России в условиях все большего вовлечения ее в процессы инвестирования по международным правилам.
По мере того как Россия все больше вовлекается в процессы инвестирования по международным правилам, она сталкивается с вопросами, обусловленными взаимодействием между национальной политикой и международными нормами инвестиционной деятельности. И первым из них становится вопрос определения понятия «прямые иностранные инвестиции» (ПИИ).
Инвестиции в переводе с английского (investments) означают «капиталовложения», следовательно, оба термина, употребляемых в российском законодательстве, равнозначны [1].
Наиболее известными формами инвестиций являются прямые и портфельные, или реальные и финансовые инвестиции. Критериальным различием между ними чаще всего признается степень контроля над предприятиями [2], которая в свою очередь определяется характеристиками собственности. Как правило, прямые инвестиции влекут за собой всеобъемлющий коммерческий контроль, в то время как портфельные направлены лишь на получение прибыли.
Существуют, по меньшей мере, три группы теорий ПИИ. Первая группа использует предельно узкую категорию прямых инвестиций, связанных с перемещением физического капитала за национальные границы. Вторая предполагает осуществление капиталовложений в создание инфраструктуры (сбытовой, маркетинговой, логистической), не связанных напрямую с перемещением производственного капитала. Третья группа использует еще более широкую трактовку, предполагающую, что передача управленческих навыков, документации и т.д., а также связанные с этим затраты являются прямыми иностранными инвестициями.
Принято считать, что иностранные инвестиции – это вложения за границей для создания там предприятий или расширения уже существующих. «Портфельные» инвестиции отличаются от прямых, прежде всего, тем, что инвестор не имеет и, как правило, не желает иметь влияние на ход дел организации – он приобретает активы в форме ценных бумаг для извлечения прибыли. При таком инвестировании необязательны создание новых производственных мощностей и постоянный контроль за их использованием.
В соответствии со ст. 2 закона №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3]: «прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации…». Подобное положение закона является посылкой для следующих выводов:
1) приобретение одним иностранным инвестором не менее 10% доли должно рассматриваться в качестве прямой инвестиции, т.е. если группа лиц осуществит приобретение 10 и более % доли коммерческой организации, то такое инвестирование должно рассматриваться в качестве портфельной инвестиции;
2) порог в 10% должен означать не что иное, как возникновение реальной возможности осуществления контроля за деятельностью коммерческой организации.
Приведенные положения действующего законодательства очевидным образом не согласуются с нормами, установленными для иностранных инвесторов, т.к. по логике законодателя 10-процентный пакет уже предоставляет возможность эффективно влиять на деятельность компании (то, ради чего он и приобретается). И снова мы можем рассмотреть крайние случаи, когда в компании есть, например, только два участника. Тогда участник, имеющий 10%, 20% акций объективно не может рассматриваться как имеющий существенное влияние на управление и контроль над компанией.
Под контролем понимается наблюдение с целью проверки или надзора. Следовательно, он возникает тогда, когда инвестор имеет возможность осуществлять вмешательство в хозяйственную деятельность предприятия. Реально воздействовать на деловую активность можно через полный контроль над менеджментом. А такую возможность дает лишь владение не менее чем 2/3 голосующих акций или 2/3 уставного капитала. В противном случае любое решение может быть заблокировано 1/3 голосов.
Именно поэтому ПИИ следует считать капиталовложения, в результате которых иностранный инвестор приобретает не менее 2/3 обыкновенных акций общества. После приобретения контроля над предприятием иностранный инвестор также может осуществлять финансирование развития производства.
На наш взгляд, более точно отражает экономическую сущность ПИИ следующее определение: «Под иностранными инвестициями понимаются вложения собственных средств нерезидентов в капитал предприятия для установления полного контроля над его деятельностью (не менее 2/3 уставного капитала) и его дальнейшее развитие».
Инвестиционная деятельность может осуществлять за счет собственных и заемных средств предприятия. Но заемные средства подлежат возврату, и лишь собственный капитал может иметь «национальность» ‑ быть отечественным или иностранным. Именно поэтому очень важно считать прямыми иностранными инвестициями лишь вложения собственных средств иностранных инвесторов.
Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда иностранный инвестор использует собственные средства лишь для установления контроля над предприятием, а все его дальнейшее развитие осуществляется за счет кредитных ресурсов, полученных в иностранных банках. Это приводит к увеличению себестоимости выпускаемой продукции (проценты за пользование кредитом включаются в затраты), снижению налогооблагаемой прибыли и, следовательно, потерям для государственного бюджета. В данном случае происходит не инвестирование собственных средств в развитие предприятия, а лишь обеспечение доступа к кредитным ресурсам иностранных банков. Заемные средства, полученные на развитие производства юридическим лицом – реципиентом, не являются ПИИ, вне зависимости от национальной принадлежности банка-кредитора.
Существует несколько классификаций прямых иностранных инвестиций [5], которые не имеют принципиальных различий. На основе их обобщения, мы выделяем семь типов:
‑ строительство предприятия на новом месте;
‑ расширение существующего предприятия;
‑ перемещение предприятия на новое место;
‑ создание совместного предприятия как следствие стратегического альянса;
‑ поглощение конкурентов или фирм из других отраслей (для диверсификации хозяйственной деятельности);
‑ участие в акционерных капиталах конкурентов (первоначально часто в качестве портфельных инвесторов);
‑ слияние компаний.
Можно выделить две основные группы факторов, вызывающих возникновение внешних потоков инвестиций:
‑ макроэкономические (рост ВВП, правительственная политика, экономические и политические тенденции в мировой экономике);
‑ микроэкономические (трансакционные издержки, рыночные факторы, экономия на масштабе и т.п.).
Систематизация теоретических представлений позволяет сделать некоторые практические выводы. При осуществлении ПИИ-политики представляется важным соблюдение следующих условий:
‑ создание четкой правовой базы регулирования иностранных инвестиций;
‑ обеспечение макроэкономической стабильности;
‑ инвестирование в сферу услуг и инфраструктуру;
‑ защита малоимущих социальных групп и окружающей среды.
Для укрепления ПИИ-позиции России необходима разработка четкой инвестиционной политики в тесной взаимосвязи с промышленной политикой. Это позволит направлять иностранные капиталы не только в быстроокупаемые проекты, но и в сферы, имеющие определяющее значение для эффективного инновационного и социального развития страны.
Источники:
2. Коммерческое право. / Под ред. В.Ф. Попондопуло и В.Ф. Яковлевой. Часть 2. – М., 2004. – с. 159.
3. Федеральный закон от 09.07.99 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
4. Астапович А.З., Григорьев Л.М. Иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы. – М., 2004.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:54:28