Пути повышения финансовой устойчивости черной металлургии России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
С переходом к рыночной экономике количество государственных заказов резко сократилось. Это привело к низкой загрузке имевшихся в стране производственных мощностей и негативно отразилось на финансовом состоянии предприятий металлургии. При этом вскрылась неэффективность механизмов управления компаниями. Казалось, что одним из быстрореализуемых средств выхода из кризиса стала смена государственной собственности на частную. Однако, несмотря на приватизацию, черная металлургия до сих пор занимает одно из первых мест по отраслевой консолидации, что свидетельствует об активных процессах слияний и поглощений.
Ключевые слова: слияния и поглощения, финансовая устойчивость, черная металлургия
С переходом к рыночной экономике количество государственных заказов резко сократилось. Это привело к низкой загрузке имевшихся в стране производственных мощностей и негативно отразилось на финансовом состоянии предприятий металлургии. При этом вскрылась неэффективность механизмов управления компаниями. Казалось, что одним из быстрореализуемых средств выхода из кризиса стала смена государственной собственности на частную. Однако, несмотря на приватизацию, черная металлургия до сих пор занимает одно из первых мест по отраслевой консолидации, что свидетельствует об активных процессах слияний и поглощений.
Тенденция к консолидации получила развитие в середине 90-х годов. В целях защиты от непредвиденного повышения цен на сырье компании стали интегрировать в свою структуру горно-обогатительные комбинаты. Консолидация активов обеспечила динамичное развитие отрасли, однако, несмотря на это, нельзя не отметить и очевидных негативных тенденций, а именно:
- нестабильность показателей рентабельности продукции и прибыли;
- увеличение доли убыточных предприятий;
- систематическое превышение кредиторской задолженности над дебиторской.
Решение накопившихся проблем возможно через превращение металлургических предприятий в современные высокоэффективные компании, способные конкурировать с международными «игроками» металлургического рынка.
Выход отечественных предприятий на иностранные рынки в значительной степени определяются политическими факторами. Торговые санкции становятся грозным оружием в руках зарубежных металлургических компаний. В указанных условиях необходима разработка скоординированных действий, направленных на отмену таких торговых санкций и защиту отечественных производителей металла, которая может осуществляться предприятиями только совместно с правительственными органами (Министерством экономического развития и торговли, промышленности, науки и технологий РФ) и объединениями производителей металлопродукции (Российским союзом промышленников и предпринимателей, Союзом экспортеров металлопродукции).
Параллельно с принятием государственных мер необходимо совершенствование внешнеэкономич0еской, производственной и финансовой политик предприятий. Они должны быть ориентированы на выполнение следующих задач.
1. Обеспечение финансовой устойчивости производителей металлопродукции как на внутренних, так и на внешних рынках путем создания вертикально-интегрированных холдингов.
Интеграция предприятий ‑ от добычи руды и угля до выплавки и производства металлопродукции ‑ позволит повысить экономическую эффективность производства и реализации продукции. Наряду с тенденций по консолидации активов компаний необходимо развивать узкоспециализированные производства для удовлетворения внутреннего, а по возможности и внешнего спроса в высокотехнологичной металлопродукции.
Возможным облегчением в конкурентной борьбе на международных рынках может стать заключение трансграничных сделок, позволяющих, не попадая под действие торговых санкций, проникнуть на иностранные рынки. В указанных условиях основной тенденции развития металлургической отрасли (и не только в России, но и в мире) в последнее время стала трансграничная глобализация и консолидация активов.
Создание трансграничных национальных компаний (ТНК) позволяет контролировать всю технологическую цепочку процесса производства и реализации, получая максимальные преимущества от международного разделения труда, экономии на масштабе, диверсификации сырьевых и товарных потоков, создания более гибкой бизнес структуры внутри ТНК и увеличения влияния на мировой рынок путем повышения своей доли в нем.
2. Повышение конкурентоспособности российских металлургических предприятий может быть достигнуто за счет структурных преобразований в отрасли – уменьшения неэффективных производственных мощностей и выведения непрофильных активов из состава предприятия, расходы на содержание которых значительно влияют на затраты металлургической компании.
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под неэффективными избыточными производственными мощностями понимаются «производственные мощности, которые в отсутствие специальных способов государственной поддержки, таких, как субсидии и преференции, были бы нерентабельными и подлежали закрытию».
Минпромнауки РФ дает следующее определение эффективных мощностей ‑ это «мощности, использование которых обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции, соответствующей требованиям российского рынка, рынка СНГ и мирового рынка, пользующейся устойчивым спросом на этих рынках, обеспечивающей высокий уровень налоговых и прочих необходимых платежей, высокую экологичность производства и социальную стабильность в районах размещения данных мощностей…».
Таким образом, мощности, не отвечающие этим критериям, являются неэффективными. В России до сих пор около 25% стальной продукции выплавляется в мартеновских печах, которые в развитых странах не используются. Для решения этой проблемы необходимо осуществить ряд мероприятий на государственном уровне. Чтобы оценивать эффективность мощностей компании черной металлургии необходимо ввести систему критериев, с помощью которой можно будет оценить все стороны деятельности компании.
В состав системы оценки должны войти следующие критерии:
‑ производственно-экономические (объем выпуска продукции, загрузка мощностей, доля высокотехнологичной продукции в общем выпуске, рентабельность, финансовая устойчивость, величина спроса на продукцию на разных рынках);
‑ экологические (соответствие выбросов вредных веществ установленным нормативам, величина экологических платежей);
‑ критерии социальной эффективности (наличие градообразующего статуса у предприятия, соотношения средней заработной платы по предприятию со средней заработной платой по региону, доля налоговых отчислений предприятия в доходах бюджета региона).
Мероприятия по итогам оценки должны в себя включать:
‑ стимулирование сокращения или реструктуризации неэффективных мощностей;
‑ создание необходимой базы для сокращения и переноса производственного потенциала с неэффективных мощностей;
‑ разработку мер социальной поддержки работников высвобождаемых мощностей.
3. Расширение спектра видов производимой продукции по номенклатуре и качеству, которая по своим конкурентным преимуществам не будет уступать зарубежным. Перспективой развития российских компаний является увеличение доли высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, что позволит снизить зависимость отечественных компаний от конъюнктуры мировых цен и укрепить их финансовое положение. Для этого российским компаниям необходимо осуществлять внедрение инновационных технологий, что потребует привлечения значительных инвестиционных ресурсов.
Реализация указанных направлений позволит отечественным компаниям выйти на качественно более высокий уровень во взаимоотношениях с зарубежными партнерами, укрепит их финансовую устойчивость, что положительным образом скажется на наполняемости бюджетов всех уровней, улучшит экологическую обстановку в регионах и укрепит экономику России в целом.
Источники:
2. Сборник информационных материалов по социальным вопросам, производственному травматизму и внешнеэкономической деятельности. // ООО Корпорация «Чермет». – Вып. 3. ‑ 2008.
3. Сокуренко А. Не мы такие// Эксперт Волга. ‑ №29 (117) – 2008.
4. Справочный материал к совещанию по вопросу "О мерах по развитию черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка". – Н. Новгород, 24 июля 2008 года.
5. Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года (утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 29 мая 2007 г. N 177).;
6. Черная металлургия в России // Рейтинговое агентство Эксперт –РА.
7. www.chermetinfo.com.
8. www.fedpress.ru.
9. www.metaltorg.ru.
10. www.rusmet.ru.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:05:42