Реструктуризация предпринимательских структур
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Хорошавин А.А., Немцова Н.В. Реструктуризация предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 27-30.
Аннотация:
Под реструктуризацией понимаются структурные изменения в производстве, финансировании, маркетинге, управлении и других аспектах деятельности предпринимательской структуры, направленные на увеличение стоимости ее бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательство, реструктуризация, предпринимательские структуры
Под реструктуризацией понимаются структурные изменения в производстве, финансировании, маркетинге, управлении и других аспектах деятельности предпринимательской структуры, направленные на увеличение стоимости ее бизнеса.
В ходе реструктуризации решаются следующие задачи:
‑ совершенствование производственной деятельности и структуры подразделений предпринимательской структуры, осуществляющих эту деятельность;
‑ повышение эффективности использования всех видов ресурсов – финансовых, человеческих, материальных;
‑ создание организационных структур и идеологии хозяйствования, адекватных стратегическим целям предпринимательской структуры и обеспечивающих стратегическую эффективность ее бизнесу в изменчивой конкурентной среде;
‑ формулирование и внедрение в каждодневную практику нового образа предпринимательской структуры, как среди ее сотрудников, так и во внешней среде [5].
Реструктуризация развития исходит из целесообразности сохранения направлений, форм и методов хозяйствования, уделяя внимание их совершенствованию и повышению эффективности. Эта форма реструктуризации применяется в следующих случаях:
‑ в целом стабильность бизнеса и конкурентного положения предпринимательской структуры сохраняются, но вместе с тем наблюдается ухудшение динамики развития, появились признаки ослабления конкурентной позиции;
‑ требуется накопить дополнительные финансовые ресурсы для последующего рывка с целью значительного улучшения своей конкурентной позиции [2].
Реструктуризация бизнеса предпринимательской структуры должна проходить в рамках тщательно продуманного процесса, на каждом этапе которого используется схема «предиктор-корректор» (планирование – реализация плана – оценка достигнутого результата – коррекция планов и целей в петле обратной связи). Применение такой схемы требует систематического изучения взаимодействия управляемого объекта с внешней средой, научного прогнозирования и анализа причинно-следственных связей [1].
Применительно к ОАО «Ростелеком» нужно, говоря о повышении эффективности бизнеса и финансовых инструментов для данной компании, в качестве основных направлений реструктуризации, выделить следующие:
1) Использование возможностей научно-технического прогресса с целью перехода в новые технологические отрасли и избавления от устаревших производств. Следует отметить, что в качестве канала голосовой связи, фиксированная связь постепенно вытесняется мобильными операторами. Операторы фиксированной связи могут претендовать только на нишу передачи информации, а также выступать в роли провайдеров кабельного телевидения (в США, Европе – достаточно популярный вид деятельности, но в России пока не получивший особого распространения).
Что же касается международного и междугороднего трафика, то с возможной потерей монополии (политико-законодательные факторы) ОАО «Ростелеком» придется несколько сократить свой уровень прибыльности в данном сегменте, хотя на потерю существенной доли рынка – при условии приватизации компании – вряд ли стоит рассчитывать. Прежде всего, это связано будет как уже с существующим высоким уровнем технической квалификации менеджмента и его опытом работы, так и с материально-техническим обеспечением, а также информационными системами, используемыми компанией.
Стоит отметить, что на данный момент система биллинга, приобретенная у корпорации Oracle компанией «Ростелеком», является по оценкам экспертов самой совершенной из используемых операторами связи на российском рынке.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности компании следует более активно развивать высокотехнологические услуги, связанные с передачей информации, средств теле- и радиовещания и кабельного телевидения и т.д., постепенно сокращая сегмент голосовой связи, который с развитием сотовой связи будет постепенно сокращаться.
2) Западные корпорации при существенном падении уровня капитализации, при отсутствии интереса к бумагам со стороны инвесторов, а также при условии сохранения финансовых показателей на высоком уровне начинают покупку своих акций на фондовом рынке [3]. То же самое мог бы использовать и менеджмент ОАО «Ростелеком», например, когда котировки падали до уровня в 48 рублей за 1 обыкновенную акцию. Подобная политика могла бы позволить инвесторам в дальнейшем рассматривать инструмент как более стабильный и безрисковый.
3) Приватизация компании. Основные виды деятельности, которыми занимается компания, хотя и остаются прибыльными, по прогнозам ряда аналитиков могут прекратить свое существование вследствие замедления развития отраслей. Поэтому корпорация нуждается в существенном пересмотре своей маркетинговой, технологической и финансовой стратегии. Однако, учитывая масштабы деятельности организации и социальную значимость ее работы, переход в смежные высокотехнологичные отрасли должен осуществляться командой высокопрофессионального менеджмента [4].
Корпораций подобного уровня не так много. Но с уверенностью можно сказать, что западные компании фиксированной связи сталкивались с подобного рода проблемами, и их опыт в реструктуризации и реинжиниринге бизнеса позволил бы выйти ОАО «Ростелеком» на новый уровень и не только сохранить бизнес, но и обеспечить условия для его дальнейшего динамического развития.
Однако решение проблем собственности для компании идет в связке с решением проблемы собственности других операторов фиксированной связи, поскольку основных владельцем является государственный холдинг «Связьинвест». При этом можно отметить, что в России нет корпораций, имеющих необходимый опыт для реструктуризации устаревающей и замедляющей свое развитие отрасли фиксированной связи, поэтому, по мнению автора, наиболее эффективным мог бы стать иностранный собственник.
Таким образом, мы можем отметить, что главные проблемы ОАО «Ростелеком» могут в обозримом будущем быть решены только в том случае, если компания будет приобретена эффективным корпоративным собственником, вероятно, зарубежным.
В качестве возможных собственников корпорации после приватизации можно было бы рассматривать такие, как Deutsche Telekom, Telefonica или Vodafone, т.е. крупнейших операторов европейского рынка связи. В случае отказа от участия в приватизационном аукционе со стороны западных участников, можно предположить, что отечественные участники вряд ли смогут предложить адекватную цену за подобный актив, и он будет реализован по заниженной цене.
Тенденцию к этому можно уже сейчас видеть на фондовом рынке. После продажи актива стратегические инвесторы вряд ли будут играть против этой компании, поэтому возможен существенный рост ее стоимости вследствие позитивной оценки ее дальнейшего потенциала.
Источники:
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 478 с.
3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – М.: Ника-Центр, 1999. – 521 с.
4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 768 с.
5. Стрикленд А.Дж., Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 2003. – 576 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:54:55