Методы социокультурной концепции менеджмента для управления реформированием отрасли жилищно-коммунального хозяйства
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Усиление роли самоорганизации в системах ЖКХ вызвано необходимостью развития самоуправления. Это обусловлено тем, что процесс реформирование российского общества осуществляется с использованием принципов социальной синергетики и экологии. Столь радикальное методологическое решение старых проблем развития отсталых отраслей предложено в социокультурной концепции менеджмента (СККМ).
Ключевые слова: ЖКХ, самоуправление, социокультурная концепция менеджмента, социокультурный менеджмент
Усиление роли самоорганизации в системах ЖКХ вызвано необходимостью развития самоуправления. Это обусловлено тем, что процесс реформирование российского общества осуществляется с использованием принципов социальной синергетики и экологии. Столь радикальное методологическое решение старых проблем развития отсталых отраслей предложено в социокультурной концепции менеджмента (СККМ) [1].
Устойчивое развитие социального объекта определяется совокупностью необходимых и достаточных условий. Они включают не только экономическое обеспечение деятельности, но и обеспечение социально-культурных условий саморазвития и самореализации личности [3], в основе которых – культура отношений всех видов собственности.
Использование социокультурного подхода для анализа эффективности управления реформированием ЖКХ становится важным по той причине, что истинной целью отрасли (наряду с обеспечением комфортного проживания) выступает необходимость обеспечения условий воспроизводства населения и его всестороннего развития. Организационно-экономические вопросы в данной сфере деятельности муниципалитетов неразрывно связаны с различными объектами личной собственности граждан. Она призвана создать все необходимые условия для саморазвития и самореализации: дом, земля, деньги, квартира, здоровье, профессиональные компетенции и др.
Главная проблема — отсутствие самоотождествления со статусом собственника жилья
Актуальность проблемы неэффективного управления реформированием сферы ЖКХ заключается в том, что отсутствие комплексных решений задачи устойчивого развития муниципального образования приводит к дальнейшему снижению качества жизни населения. Однако известно, что именно высокий уровень качества жизни определяет в конечном итоге конкурентоспособность государства в целом и отдельно взятого региона, в частности.
Причины кризиса инфраструктуры ЖКХ муниципальных образований коренятся в невнятных отношениях к собственности и управлению ею. Эта невнятность проявляется, по мнению ученых, как проблема пассивного управления [5], а точнее, как низкая культура управления собственностью [2]. В свою очередь, культура отношения к собственности определяется совокупностью экономических, социальных и организационных причин.
Результаты анализа состояния реформы ЖКХ, проведенного в г. Калуге, свидетельствуют о том, что значительное влияние на процессы самоорганизации собственников жилья оказывает социальная форма проявления культуры отношения к собственности. Это степень самоотождествления себя со статусом собственника жилья, которая определяет дальнейшие организационные действия граждан по управлению жильем, принадлежащим им на праве личной собственности.
В результате воздействия прежней социалистической модели управления больше всего пострадала именно социальная сторона культуры собственности (статус: хозяин, арендатор, квартиросъемщик). Она оказалась наименее развитой по сравнению с другими составляющими — экономической (рентабельность, регулярность дохода, издержки на поддержание жилья) и организационной (порядок использования).
Государство при проведении реформы в изменившихся условиях социокультурной среды традиционно опирается на прежние социоцентристские принципы управления. Однако социально ориентированная рыночная экономика использует человекоцентристские принципы. В результате муниципальные власти вынуждены проводить реформу отрасли в условиях очень низкого доверия населения, его пассивности, вызванного практикой административного управления отраслью во все предыдущие годы.
Путь решения — самодвижение и самоорганизация
В целом, система управления ЖКХ в Калуге также не является способной к саморазвитию в силу отсутствия необходимых элементов, свойственных диссипативной (самоорганизующейся через разрушение) системе, а именно:
1) у муниципальных систем ЖКХ нет возможности внутреннего самостоятельного целеполагания из-за их практической подчиненности вертикали государственной власти;
2) не развиты способности самостоятельно выявлять и сбрасывать неэффективные элементы структуры управления, отбирать из внешней среды и строить у себя те новые составляющие, которые будут способствовать ее дальнейшему развитию;
3) нет традиции самоорганизации и развитых потребностей согласованного управления развитием всех субъектов муниципальной единицы.
Анализ результатов проводимых в городе мероприятий по выбору способа управления многоквартирными жилыми домами (7%) и сравнение их с результатами, полученными в различных регионах, свидетельствует о том, что ситуация, сложившаяся в Калуге, является типичной для регионов России [6].
Таким образом, социокультурный анализ источников проблемы реформирования ЖКХ свидетельствует об отсутствии современных управленческих подходов к обеспечению достаточного уровня жизни населения городов России. Этот недостаток может быть устранен за счет самодвижения и самоорганизации населения в процессах управления своей собственностью на жилье.
Организационный механизм управления реформой ЖКХ
Для изменения сложившейся ситуации в отрасли ЖКХ необходима смена всей концепции управления реформированием жилищно-коммунального хозяйства, поскольку реформу нужно развернуть в сторону человека. Человек как житель и собственник имущества, а также условия его развития должны стать целью реформы, а не средством.
Условия самоорганизации могут быть обеспечены за счет повышения культуры управления, а также объединенных или согласованных ценностей субъектов реформы (муниципальной власти и граждан города). То есть, процесс развития системы управления ЖКХ может в настоящее время продолжаться с обновленной миссией, новыми для граждан и общества составными элементами потенциала конкурентоспособности и прогрессивности.
Поскольку целью реформы отрасли ЖКХ является самоорганизующийся человек, то условия его жизнедеятельности и развития должны быть подконтрольны самим горожанам. Следовательно, результативность реформы определяется степенью участия в ней самодеятельного населения, в т.ч. собственников жилья. В этой связи мы предлагаем в качестве важнейшей задачи считать создание на территории муниципальной единицы нового организационного механизма (рис. 1). Он будет содействовать процессам самоорганизации как собственников жилья, так и иных субъектов проводимой реформы, развитию у граждан культуры отношения к собственности во всех формах ее проявления, раскрываемых рыночной практикой.
Действие механизма основано на реализации взаимных интересов всех субъектов проводимой реформы. Так, регионам для получения из Фонда содействия реформированию ЖКХ (Фонд) средств, необходимых для реализации реформы, следует обеспечить на территории определенную долю организованных групп собственников жилья, а также наличие управляющих организаций различных форм собственности.
Выбор форм самоуправления
Повышение культуры управления жилищной собственностью, как правило, связано с возможностью осуществления выбора форм самоуправления в целях повышения комфортности условий проживания.
Учет интересов владельцев многоквартирных домов активизирует процессы самоорганизации граждан. Они более активно и сознательно осуществляют выбор форм управления, участвуют в осуществлении планирования и контроля расходования всех ресурсов, следят за ходом выполнения обязательств управляющих компаний и городских властей.
Процесс реформирования налаживается, и муниципалитеты постепенно получают необходимые средства из Фонда. Помимо этих средств возможно создание муниципального фонда или банка содействия развитию жилищной и другой городской инфраструктуры за счет инициативы граждан, предпринимателей, т.е. самоорганизации горожан, которые стремятся повысить престижность проживания в своем городе.
Источники:
2. Алексеевский В.С. Социокультурный подход в отношениях собственности как элементе культуры менеджмента, обеспечивающем повышение качество жизни // Социокультурная концепция менеджмента: сборник статей КФ МГЭИ, 2004. – С. 74-75.
3. Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. ‑ №2. – С. 21-35.
4. Демченко В.В. Банковский опыт калужан в условиях рыночных отношений. Историко-экономические очерки. – Калуга, 2006. – С. 13.
5. Петраков Н.Я. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления. – 2005. ‑ №2. – С.13-19.
6. Сунгуров И.В. Управление устойчивым развитием жилищно-коммунального хозяйства в сфере предоставления услуг потребителям: автореф. дис. к.э.н. – М., 2008. – С. 19.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:02:23