Региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства: показатели эффективности
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Романенко Е.В. Региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства: показатели эффективности // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 93-96.
Аннотация:
В современных условиях особую значимость приобретает решение проблем, связанных с обеспечением опережающих темпов роста малого предпринимательства, которое в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Дальнейшие темпы и направления развития малого бизнеса во многом предопределяются тем, насколько активно государственная, и, прежде всего, региональная власть, будет осуществлять его поддержку.
Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого предпринимательства, малое предпринимательство, экономика региона, Омская область
В современных условиях особую значимость приобретает решение проблем, связанных с обеспечением опережающих темпов роста малого предпринимательства, которое в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Дальнейшие темпы и направления развития малого бизнеса во многом предопределяются тем, насколько активно государственная, и, прежде всего региональная, власть будет осуществлять его поддержку.
Региональные факторы оказывают значительное воздействие на особенности разрабатываемых мер, связанных с изменением предпринимательской среды и инновационной активностью хозяйствующих субъектов. В связи с этим заслуживает внимание рассмотрение практики формирования механизма поддержки малого бизнеса на примере Омской области, который является одним из наиболее динамично развивающихся регионов страны.
Благоприятный деловой климат
В настоящее время в Омской области достигнут значительный прогресс в развитии малого предпринимательства. Так, по состоянию на 1 января 2007 года на территории региона зарегистрировано 14,2 тыс. малых предприятий. Среднесписочная численность работающих на них составила 90,4 тыс. человек. Предприятиями произведен объем продукции (товаров, работ, услуг) на сумму 126 034,7 млн. рублей [1, с. 67—69].
В регионе создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малого предпринимательства. Продолжает формироваться современная инфраструктура поддержки, предоставляющая субъектам данного сектора образовательные, информационные, консультационные, финансовые и иные услуги.
Предприятия малого бизнеса осваивают новые виды деятельности, внедряют новые технологии, расширяют инновационную деятельность и свое присутствие во всех отраслях экономики. Создаются и развиваются профессиональные союзы и объединения предпринимателей. Все это способствует созданию благоприятного делового климата для субъектов малого предпринимательства Омской области.
Реализуемые меры по развитию малого бизнеса в регионе направлены на осуществление следующих целей:
— повышение роли субъектов малого предпринимательства в укреплении социально-экономического партнерства;
— обеспечение взаимодействия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности;
— содействие созданию равных условий для конкурентной борьбы;
— защита интересов собственников;
— повышение открытости экономики и сокращение административного регулирования предпринимательской деятельности.
Приоритетные подходы и направления в развитии малого инновационного предпринимательства нашли свое отражение в проекте «Региональный бизнес», инкубатор «Омский локомотив-М» (признан победителем конкурса Министерства экономического развития и торговли России в 2005 г.). Стратегией развития области намечено, что до 2020 гг. доля занятых в организациях малого предпринимательства возрастет с 14 до 40 % от общего числа занятых в экономике региона, доля валового выпуска товаров и услуг увеличится с 7 до 25% [2].
Региональная программа поддержки и развития малого предпринимательства
Динамические и структурные параметры дальнейшего развития малого бизнеса напрямую зависят от того, насколько своевременно и адекватно органы власти будут реагировать на изменение ситуации в экономике региона. Особое значение в создании благоприятной среды имеет разработка региональной программы поддержки и развития малого предпринимательства. Ее реализация направлена на достижение определенных целей, в том числе:
— формирование позитивного общественного мнения в отношении малого предпринимательства;
— фокусирование интересов активизации инновационных процессов в приоритетных отраслях экономики региона;
— повышение уровня благосостояния жителей региона;
— формирование слоя эффективных собственников в регионе;
— обеспечение регионального рынка товарами и услугами;
— снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест;
— оптимизация структуры экономики региона.
Для оценки эффективности реализации региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства обычно используется ряд экономических и социальных параметров. Среди них можно выделить:
— рост экономического потенциала малого предпринимательства;
— инновационная активность малого бизнеса и организация выпуска продукции, основанной на передовых научных разработках;
— повышение производительности труда;
— увеличение количества субъектов малого предпринимательства;
— повышение экономических показателей;
— рост уровня капитализации малого предпринимательства;
— количество создаваемых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда;
— улучшение качества трудовых и предпринимательских ресурсов;
— внедрение в практику мирового управленческого опыта;
— рост конкурентоспособности малого предпринимательства;
— продвижение производимых товаров и услуг за пределы региона;
— увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы.
Коэффициент активности малого предпринимательства
Эффективность реализации региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства можно оценивать с помощью коэффициента активности. Он представляет собой комплексный экономический показатель, учитывающий долю малого бизнеса в валовом региональном продукте, долю числа занятых на малых предприятиях в регионе по отношению к общему числу занятых. Коэффициент активности малого предпринимательства в регионе рассчитывается по следующей формуле:
где:
Кр − коэффициент активности малого предпринимательства в регионе;
ДВРП − доля малого бизнеса в валовом региональном продукте;
ДК − доля числа малых предприятий в их общем количестве;
ДН − доля налоговых поступлений от общего поступления налогов малыми предприятиями;
n − количество показателей, используемых для расчетов.
Коэффициент активности малого предпринимательства позволяет сопоставить уровни развития малого бизнеса в различных регионах страны, а также оценить эффективность его государственной поддержки в каждом регионе. Как показывает анализ, с точки зрения предлагаемого коэффициента все регионы России условно распределяются на три группы:
– регионы-лидеры, для которых данный показатель выше 0,6. Они занимают лидирующее положение и добились существенных успехов в области развития малого сектора в экономике, что свидетельствует об эффективности государственной поддержки на уровне региона и привлекательности территории для ведения предпринимательской деятельности;
– устойчиво работающие регионы, с показателем коэффициента активности малого предпринимательства от 0,4 до 0,6. Для них характерен устойчивый рост сектора малого бизнеса и достаточно высока степень эффективности его государственной поддержки на уровне региона;
– регионы-аутсайдеры, для которых коэффициент активности малого предпринимательства меньше 0,4. Малый бизнес в таких субъектах федерации развивается низкими темпами. Это свидетельствует о недостаточной эффективности государственной поддержки, и регион нуждается в реализации мер по росту его привлекательности для работы в секторе малого бизнеса.
Анализ эффективности использования деятельности малого бизнеса в регионе свидетельствует о том, что формирование региональных программ его поддержки и развития имеет важное значение. Именно на этом уровне происходит непосредственное взаимодействие институтов инфраструктуры с конкретными субъектами малых форм хозяйствования.
Стратегической задачей региональной программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства является рост уровня благосостояния жителей. Это можно осуществить на основе создания благоприятных социальных, организационных, правовых и экономических условий для повышения устойчивости и формирования опережающих темпов развития малого бизнеса на региональном уровне по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и перехода на инновационный путь развития региона.
Источники:
2. Указ губернатора Омской области от 13.02.2006 № 18 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года» // Омская правда. – 2006. – №12.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:02:44