Инвестиции институциональных инвесторов в социальную инфраструктуру
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ященко С.О. Инвестиции институциональных инвесторов в социальную инфраструктуру // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 42-45.
Аннотация:
Повышение инвестиционной активности экономических субъектов российской экономики является вопросом, широко и оживленно обсуждаемым в кругу ученых. Это обусловлено значительным потенциалом частных инвесторов в решении социально значимых проблем. Привлечение дополнительных частных и государственных финансовых ресурсов в социальную сферу позволило бы вывести ее из кризиса и создать условия для активного воспроизводства человеческого капитала.
Ключевые слова: инвестиции, человеческий капитал, социальная инфраструктура
Повышение инвестиционной активности экономических субъектов российской экономики является вопросом, широко и оживленно обсуждаемым в кругу ученых. Это обусловлено значительным потенциалом частных инвесторов в решении социально значимых проблем. Привлечение дополнительных частных и государственных финансовых ресурсов в социальную сферу позволило бы вывести ее из кризиса и создать условия для активного воспроизводства человеческого капитала.
Под человеческим капиталом понимаются количественные и качественные параметры населения, непосредственно отражающиеся на совокупной производительности труда. К ним относятся численность населения, уровень образования, развития интеллекта, творческого потенциала, физического и психического здоровья, система мотивации, ценностных установок и т.д.
Наряду с остальными факторами производства, человеческий капитал является исчерпаемым и подверженным физическому и моральному износу [1]. Это заставляет его пользователей в лице государства и хозяйствующих субъектов осуществлять действия, направленные на воспроизводство – осуществлять социальное инвестирование.
«Социальные инвестиции» и «инвестиции в социальную инфраструктуру»
Не следует отождествлять понятия «социальные инвестиции» и «инвестиции в социальную инфраструктуру». По признаку первичной направленности социальные инвестиции можно разделить на прямые и косвенные. Первые представляют собой непосредственные вложения в человека с целью улучшения тех или иных его показателей, учитываемых при оценке человеческого капитала.Объектом косвенных социальных инвестиций выступает не сам «носитель» человеческого капитала, а элементы, его (капитал) формирующие. Поэтому понятия «социальные инвестиции» и «инвестиции в социальную инфраструктуру» представляют собой различные уровни одной классификации.
Социальные инвестиции должны в большей степени реализовываться в виде инвестиций в социальную инфраструктуру. Она является частью интегральной инфраструктуры региона, основной задачей которой выступает обеспечение необходимого качества жизни населения и уровня его воспроизводства. Сущность социальной инфраструктуры состоит в создании условий для воспроизводства человеческого капитала, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и формирования новых, необходимых для наращивания человеческого потенциала.
Все виды социальных инвестиций могут осуществляться как частными инвесторами, так и государством. Однако перспективным направлением развития социального инвестирования является превышение доли частных капвложений над государственной. Объектом социального инвестирования могут служить как непосредственно граждане и домохозяйства, так и целые институты.
Отрасли социальной инфраструктуры
Социальная инфраструктура, представляющая собой созданную человеком подсистему общественного устройства, выполняющую функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения [2], состоит из множества отраслей. Среди них наибольшее влияние на параметры человеческого капитала оказывают следующие:
‑ здравоохранение, между качеством услуг которого и уровнем развития человеческого капитала существует объективная и очевидная связь. Физические возможности человека, обусловленные состоянием здоровья, определяют производительность его труда и способность к воспроизводству;
‑ образование, доступность которого является фактором качественного развития человека и реализации человеческого капитала;
‑ транспортная инфраструктура, являющаяся источником социально-экономического развития и расширения территорий, создающая условия функционирования остальных отраслей социальной инфраструктуры.
Рассматривать транспортную инфраструктуру в качестве отрасли социальной инфраструктуры возможно в связи с тем, что она:
‑ удовлетворяет неисключаемую потребность людей в передвижении;
‑ обеспечивает соответствующий уровень и качество жизни населения;
‑ значительно способствует воспроизводству человеческих ресурсов и профессиональной подготовке кадров, повышая их мобильность.
Развитие данных отраслей социальной инфраструктуры является основным источником наращивания эффективности человеческого капитала и уровня его воспроизводства. Наиболее результативным способом такого развития, помимо выполнения национальных проектов «Здоровье» и «Образование», а также стратегий развития транспортного комплекса России, является привлечение дополнительных частных инвестиций, в том числе институциональных инвесторов.
Институциональные инвесторы
Институциональные инвесторы – это коллективные держатели ценных бумаг, формирующие резервы путем объединения временно свободных средств населения и предприятий. Они вкладывают их в финансовые инструменты и инвестиционные проекты с целью получения прироста собственного капитала и капитала вкладчика.Характерными чертами институциональных инвесторов являются:
‑ реализация модели коллективного инвестирования;
‑ нацеленность на прирост не только собственного капитала, но и капитала вкладчика;
‑ осуществление посреднической роли в инвестиционном процессе [3].
Согласно данным признакам, к институциональным инвесторам относятся негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и инвестиционные фонды различных типов. Принадлежность инвесторов к институциональным обусловливается их статусом субъекта и возможностью наделения индивида и хозяйствующего субъекта институцией агента института инвестирования [4].
Деятельность институциональных инвесторов носит стратегический характер. Они способны на реализацию долгосрочных и крупномасштабных проектов, необходимость в которых высока в отраслях социальной инфраструктуры. Наилучшим вариантом считается сотрудничество институциональных инвесторов с государством при реализации проектов в зонах его интересов. Уровень развития и объем имеющихся в наличии резервов институциональных инвесторов позволяет им вкладывать в развитие социальной инфраструктуры российских регионов.
Государственно-частное партнерство
Институциональным механизмом взаимоотношений государства и частного бизнеса в качестве субъектов инвестиционной деятельности выступает государственно-частное партнерство (ГЧП). Это средне- или долгосрочный институциональный и организационный альянс в целях реализации социально-значимых проектов на всех уровнях в широком спектре сфер деятельности на основе разделения результатов и рисков между партнерами [5].Признаками государственно-частного партнерства выступают срочность, объектная определенность, софинансирование, равноправие, распределение ответственности, рисков и результатов. Формами ГЧП являются контрактные отношения, совместные предприятия, аренда и лизинг, концессии, соглашения о разделе продукции и др.
Наиболее эффективной формой государственно-частного партнерства, нацеленной на отрасли социальной инфраструктуры, подходящей для институциональных инвесторов, является концессия, среди особенностей которой:
‑ долгосрочность;
‑ нахождение объекта в собственности концедента в любой момент реализации соглашения;
‑ конкурсный порядок определения частного партнера;
‑ одновременный учет интересов государственной и частной сторон партнерства, а также непосредственных потребителей услуг.
Реализация механизма государственно-частного партнерства посредством арендных и лизинговых отношений часто вызывает конфликт интересов, т.к. имущество может использоваться получателем не по назначению. Аренда не может одновременно учитывать интересы государственной и частной стороны партнерства, а также непосредственных потребителей услуг.
Обладая достаточным долгосрочным капиталом, институциональные инвесторы получают возможности диверсифицированного вложения в низко рискованные активы социальной инфраструктуры. Одновременно они получают налоговые, правовые, экономические преференции со стороны государства и положительное общественное мнение. Такая деятельность также поможет повысить уровень жизни населения, нарастить человеческий капитал и способности к его воспроизводству. В свою очередь, механизм ГЧП сделает ее рентабельной, способной приносить доход как частному инвестору, так и государству.
Источники:
2. Социология: Энциклопедия. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312с.
3. Абдуллаев Ф.Р., Раевский С.В. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе. – М.: Экономика, 2007. – 158с.
4. Иншаков О.В., Лебедева Н.Н. Институциональная теория в современной России: достижения и задачи развития. – Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2001. – 36с.
5. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru – Загл. с экрана.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:02:55