Условия для активизации инвестиционной привлекательности экономики России

Пупкова Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (122), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Экономическая деятельность по своей сути невозможна без инвестиций. Неизбежно приходится вначале вкладывать средства и создавать необходимые условия для производственных процессов, а потом, спустя определенный промежуток времени, получать желаемый результат. Благоприятное состояние инвестиционного климата можно смело отнести к ключевым условиям, от которых зависит стабильность экономического развития.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность



Экономическая деятельность по своей сути невозможна без инвестиций. Неизбежно приходится вначале вкладывать средства и создавать необходимые условия для производственных процессов, а потом, спустя определенный промежуток времени, получать желаемый результат. Благоприятное состояние инвестиционного климата можно смело отнести к ключевым условиям, от которых зависит стабильность экономического развития.

Инвестиции в совокупности с правильно организованной налоговой системой являются важнейшими факторами, посредством которых государство оказывает влияние на темпы и пропорции общественного воспроизводства, уровень инфляции, ускорение научно-технического прогресса и решение актуальных социальных проблем.

Общеизвестно, что государство может достичь экономического роста путем экстенсивного развития за счет эффективного использования ресурсов и совершенствования производства. Наиболее приемлемым в долгосрочной перспективе является интенсивный тип экономического роста, который связан со значительными инвестициями в научно-технические, социальные и гуманитарные новации, в производство знаний и информации. Осуществление такого рода капиталовложений позволяет достичь высокой производительности труда, основанной на качественном и эффективном использовании различного рода ресурсов.

Критическое состояние основных производственных фондов

Состояние инвестиционной среды имеет особую значимость для нашей страны, поскольку долгое время наблюдалось резкое снижение инвестиционной активности. По данным Федеральной службы государственной статистики, наиболее низкие показатели были характерны для периода 1990-1999 гг. Последние семь лет наблюдается незначительный рост инвестиционной активности – в пределах от 2% до 10% в год. Однако отрицательная динамика инвестиций в течение десятилетия привела к нарушению воспроизводственных процессов в экономике.

Износ основных фондов в целом по всем отраслям в 2005 г. составил 45%, в том числе в промышленности – 51%. Важным показателем, характеризующим состояние инвестиционной сферы и воспроизводственные процессы, является коэффициент обновления основных фондов. Перед началом реформ в 1990 г. он составлял 6%, в 2000 г. – 1,4%, в 2005 – 2%. Кроме того, за годы преобразований произошло разрушение научного и производственного потенциала страны, а также снижение конкурентоспособности национальной экономики.

Как известно, источниками финансирования инвестиционной деятельности могут быть собственные, заемные, привлеченные и бюджетные ресурсы. Наиболее перспективным из них являются собственные средства предприятия, недостаток которых в условиях низкой рентабельности привел к значительному старению активной части основных производственных фондов. К числу собственных источников финансовых средств можно отнести прибыль и амортизационные отчисления.

В 2000 г. доля амортизационных отчислений как источника финансирования составляла 18%, в 2005 г. – 21%. Безусловно, наблюдается положительная динамика, но критическое состояние основных производственных фондов в большинстве отраслей российской экономики свидетельствует о недостаточности собственных средств для обновления устаревающей части оборудования. Что касается прибыли, то ее доля в общем объеме инвестиций невелика и в последние годы наблюдается некоторое снижение с 23% в 2000 г. до 20% в 2005 г.

Неэффективное использование национальных инвестиционных ресурсов

В использовании привлеченных ресурсов стоит отметить положительную динамику. Как источник финансирования инвестиций они, в отличие от собственных средств, обладают практически неограниченными возможностями. Это относится, в первую очередь, к кредитам банков, а также средствам, полученным от эмиссии акций и облигаций. Удельный вес кредитов банков в общем объеме инвестиций вырос с 3% в 2000 г. до 8% в 2005 г. Однако в развитых странах доля кредитов банков в структуре источников финансирования достигает нескольких десятков процентов. Следовательно, в нашей стране возможности данного источника инвестиционных средств используются далеко не в полной мере.

Инвестиционные процессы в экономике определяются рядом факторов, к числу которых относятся, прежде всего, динамика ВВП, а также динамика валовых сбережений и накоплений. Но несмотря на благоприятную макроэкономическую ситуацию – достаточно высокие темпы роста ВВП и высокую норму сбережений, которая в 2004 г. равнялась 33%, валовые накопления составляли 20%, а инвестиции в основной капитал не превышали 17% ВВП.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на протяжении ряда лет в нашей стране национальные инвестиционные ресурсы используются недостаточно эффективно. Более того, они не выполняют свои главные функции – создание материальных предпосылок для повышения качества жизни населения и обеспечение структурных изменений в экономике, способствующих повышению ее конкурентоспособности.

Государственная политика и правовая база в области инвестирования

На уровень инвестиционной активности в нашей стране оказывает влияние множество факторов. К их числу можно отнести финансово-экономические, социально-политические, научно-технические, демографические и правовые. Если говорить о финансово-экономических предпосылках, то следует в данной связи упомянуть о наличии значительного налогового бремени и высокие цены на энергоносители.

В качестве социально-экономических факторов, оказывающих негативное влияние на инвестиционную деятельность, выступают отсутствие развитого среднего класса и существенное расслоение между доходами различных групп населения. К числу правовых факторов можно отнести недостаточно проработанную законодательную базу, регламентирующую взаимоотношения хозяйствующих субъектов в инвестиционной сфере.

Эффективность инвестиционной деятельности напрямую зависит от государственной политики, проводимой в области экономики, налогообложения, инвестиций, так как своими действиями правительство может как затормозить, так и активизировать этот процесс. По-прежнему остается актуальной потребность в разработке мер действенной инвестиционной политики, способствующей снижению региональной дифференциации, а также необходимой нормативно-правовой базы, учитывающей достижения мирового опыта.

Как известно, благоприятное состояние инвестиционного климата в стране – сложная макроэкономическая задача. Соответственно, налоговая система должна содержать в качестве составной части эффективный механизм стимулирования инвестиций в развитие экономики. В рыночной экономике применяются различные инструменты и методы стимулирования инвестиционной деятельности, но главная роль принадлежит системе налогов, поскольку от нее зависит величина всех источников инвестиций, как собственных, так привлеченных и бюджетных.

Пути решения: инвестиционный налоговый кредит и новая амортизационная политика

К области мероприятий по стимулированию инвестиционной активности можно отнести необходимость более эффективного использования инвестиционного налогового кредита, поскольку в настоящее время этот инструмент практически не работает. Причины данной ситуации заключаются, прежде всего, в сроках предоставления кредита, в установленных законодательством пределах уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам (сумма кредита не может превышать 50% платежей по конкретному налогу).

Государство должно способствовать созданию условий для снижения зависимости от внешних источников финансирования инвестиций. Помимо этого, необходимо активизировать внутренние факторы, способствующие развитию инвестиционных ресурсов, в том числе накопленных за счет амортизационных отчислений. Общеизвестно, что амортизационная политика включает в себя широкий спектр мер правового регулирования.

Однако российское законодательство не регламентирует механизмы, направленные на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в использовании амортизационных ресурсов на восстановление, модернизацию и реконструкцию основных производственных фондов. Более того, действующие нормы налогового и бухгалтерского права по сегодняшний день далеки от совершенства. Субъекты хозяйствования рассматривают механизм амортизационных отчислений как способ компенсации затрат, связанных с капвложениями, а не как основной инструмент регулирования накопления собственных источников инвестиционных ресурсов. То есть существует объективная необходимость пересмотреть проводимую в стране амортизационную политику и ее нормативное регулирование.


Источники:

1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции. – М.: Дашков и К, 2005. – 380с.
2. Зимин А.И. Инвестиции: вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2006. – 256с.
3. Игонина Л.Л. Инвестиции. – М.: Юрист, 2005. – 478с.
4. Валдайцев С.В., Воробьев П.П. Инвестиции. – М.: Проспект, 2006. – 440с.
5. Пансков В.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной активности // Финансы. – 2007. – №11. – С. 29-35.
6. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. – 2007. – №5. – С. 30-51.
7. Николаев М. Условия инвестиционного воспроизводства // Экономист. – 2007. – №3. – С. 17-25.
8. Селезнев А. Условия активизации инвестиционного процесса // Экономист. – 2006. – №4. – С. 3-13.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электрон. ресурсу]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:02:55