Информационная экономика и инновационное развитие

Забелин П.В., Федцов В.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (12), Декабрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Забелин П.В., Федцов В.Г. Информационная экономика и инновационное развитие // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 12. – С. 3-5.

Аннотация:
Фундаментальные научные достижения современного научно-технического прогресса вызывают коммерческий интерес. Изменились отношения между наукой как способом познания природных свойств и техникой как способом использования этих свойств для получения некоторого прикладного эффекта.

Ключевые слова: инновационное развитие, информационная экономика



Фундаментальные научные достижения современного научно-технического прогресса вызывают коммерческий интерес. Изменились отношения между наукой как способом познания природных свойств и техникой как способом использования этих свойств для получения некоторого прикладного эффекта.

В современных условиях важна не только детализация возможностей воплощения выбранной задачи в производство, но и информационная модель тех организационных форм предприятий, в рамках которых возможна эта реализация.

Общество осознает важность Знания и обеспечивает своим членам возможность его приобретения. А это, прежде всего, означает понимание важности воспитания, обучения и образования. Далее следует развитие культуры и науки. Все перечисленные области имеют внерыночную природу и обеспечиваются плановым выделением ресурсов, а не стихией рынка. Образовательный и научный потенциал общества – единственная реальная возможность для генерации актуальных и коммерческих знаний. И, если общество не развивает образование и науку, то у членов общества нет ни стимулов, ни возможностей генерировать новые знания и эффективно заниматься предпринимательской деятельностью. Если кто-то обладает большим объемом информации, то он не обязательно богат, но, если у человека информации нет, то он неизбежно беден.

В информационной экономике происходит интеграция профессиональной и информационной деятельности, а также коренное изменение профессионального стиля. Ранее выдвигалась задача и затем шло ее решение в течение длительного времени. Постановка задачи в диалоговом режиме и ее немедленное информационное обеспечение позволяет резко сократить время решения задачи. Но главное заключается в появлении обратной связи. Наука принимает совершенно новое качество как искусство ставить задачи. Исчезает феномен «сжатость творческого времени».

Приобретение продукции и ее реализация в современной экономике также в значительной степени основывается на предоставлении и получении информации. Знания потребителя (заказчика), пользующегося информационной технологией, не уступают или даже превосходят знания фирмы, предлагающей продукцию или услугу. Традиционная роль торгового работника, ограничивающаяся до сих пор предоставлением покупателю новых идей, новых видов товаров и услуг, новых концепций, информации о целях может уже в ближайшее время измениться. Покупатель и продавец, использующиеся как элементы информационной технологии, находятся в равных условиях.

Лучшая информация означает большую эффективность, поскольку она предоставляет более широкий диапазон возможностей, и, тем самым, расширяет перспективы использования сравнительных экономических преимуществ. Информация – четкий экономический ресурс, обладание которым позволяет людям увеличивать свое богатство.

В век информации для крупных фирм ключевое значение имеет не просто разработка принципиально нового изделия, а создание такого продукта или услуги, которые положили бы начало новой отрасли промышленности. Только в этом случае компания может рассчитывать на приемлемый уровень издержек производства и снижение степени риска.

В XVIII-XIX веках наука помогла создать основу для преобразования ручных инструментов в орудия, приводившиеся в действие машинами. Ремесло превратилось в промышленность, т.к. организационно-экономическая наука показала путь технологического оформления производственных процессов в виде индустриальных организаций.

Космические спутники действительно становятся одним из эффективных средств передачи практически неограниченного объема информации с помощью всемирной сети Интернет на телевизионные приемники и компьютеры.

Не отвергая достигнутого, электронный этап в манипулировании знаниями позволяет повлиять на уровень мышления, поднимает на новый уровень письменность, обогащая ее изображением и звуком, дает новые широкие возможности распространения аудио-видео, звуковой и текстовой информации, в том числе на расстоянии.

Электронная форма накопления и передачи знаний, интенсивное компьютерное обучение на основе «экранной культуры», изменения в сферах инновационного предпринимательства являются предшественниками новых грядущих изменений в жизни человечества.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:18