Интегральный показатель экономической надёжности как комплексный результат диагностической оценки функционирования бизнес-процессов
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Основной проблемой диагностической оценки функционирования бизнес-процессов организации является сложность их экономической интеграции в общей системе процессного цикла. Для решения данной проблемы необходимо сформировать интегральную схему процессного цикла и на её основе получить интегральный показатель экономической надёжности, позволяющий оценить степень конкурентоспособности системы в целом.
Ключевые слова: конкурентоспособность, бизнес-процесс, показатель экономической надежности
Основной проблемой диагностической оценки функционирования бизнес-процессов организации является сложность их экономической интеграции в общей системе процессного цикла. Для решения данной проблемы необходимо сформировать интегральную схему процессного цикла и на её основе получить интегральный показатель экономической надёжности, позволяющий оценить степень конкурентоспособности системы в целом.
В качестве базовой основы формирования «интегрального показателя надёжности» экономической системы организации нами предлагается использовать результирующую схему реализации производственного процесса, непосредственно входящую в состав производственно-технической системы.
Производственно-техническая система по своей структуре и составу может изменяться в широких пределах, и эти изменения зависят от вида и объёма выпускаемой продукции (оказания услуг) бизнес-структурой [6, С. 134; 1, С. 86]. Такие системы могут быть как простейшими (с 1-2 типами оборудования), так и весьма сложными, с большими производственными площадями, автоматизированными линиями и т.п. (как, например, в металлургической и машиностроительной отраслях).
Однако все они по своему составу характеризуются определёнными блоками, которые в любом случае имеют как внешнюю, так и внутреннюю среду. Во внутренней среде, по мнению Б.З. Мильнера и С.Д. Ильенковой [2, С. 230; 5, С. 348], непосредственно принимает участие производственный процесс, который оценивается как операционная система по схеме «производство-операция» бизнес-структуры.
Поэтому результирующая схема реализации производственного процесса построена как «операционная система». При этом операционной функцией являются те действия, которые обеспечивают выпуск «выходов» - товаров (услуг) и оцениваются с точки зрения восьми принципов менеджмента, определённых стандартом ИСО 9000:2000. Выполнение организацией этих традиционных принципов будет говорить о том, что организация (бизнес-структура) может создать у себя систему процессного управления и тем самым достигнуть экономической надёжности в своём развитии.
Однако, как считает Е.Г. Ойхман [4], достижение «экономической надёжности» функционирования производственно-операционной системы происходит за счёт постоянной диагностики критериев «надёжности» бизнес-структуры. При этом интегральная диагностическая оценка формируется на основании следующих разновидностей, понятий и свойств «надёжности» системы бизнес-структуры [3]:
1) Надёжность – это способность системы управления сохранять во времени предельные значения признаков и параметров, характеризующих те элементы, которые определяют её способность выполнять требуемые функции в заданном режиме;
2) Структурная надёжность определяет потерю работоспособности, отказ системы;
3) Функциональная надёжность характеризуется сбоями, ошибками в работе;
4) Своевременность – это свойство системы, которое характеризуется вероятностью выполнения работы на заданное время или в данный срок;
5) Точность работы – это свойство системы, которое определяется допустимыми отклонениями результатов от достижения цели;
6) Адаптивность – это свойство систем изменять свою бизнес-структуру и функции в ответ на изменение среды с целью обеспечения заданного критерия качества функционирования.
7) Эффективность – это свойство систем, определяющее соотношение полезного результата управления с затратами и потерями, обуславливающая разработку, создание и эксплуатацию систем управления.
Однако «процессный подход» предусматривает не только такую диагностическую взаимосвязь, но и сквозную верификацию каждого отдельно взятого уровня бизнес-процесса, которая формируется посредством последовательной «балансировки» каждого отдельно взятого звена экономической системы и образует «интегрированную сеть» процессного цикла «Перспектив» бизнес-структуры в целом (рис.).
Рис. Интегрированная схема функционирования процессного цикла организации
(бизнес-структуры)
Соответственно, на рисунке демонстрируется «сквозное» взаимодействие пяти стратегических перспектив, достигаемое за счёт «интеграции» составляющих элементов производственно-операционной системы организации следующим образом:
1. Базовый уровень – вход процессного цикла. На данном этапе рассматривается взаимодействие входных данных, т.е. Р – ресурсы бизнес-структуры.
2. Определяющий уровень – диагностика бизнес-процесса. Данный этап характеризует взаимодействие основных составляющих элементов процессного цикла, т.е. Ф – финансов, ПИП – процесса интеграции производства, ПМ – процесса маркетинга, ПС – процесса сбыта, которые, в свою очередь, являются определяющими звеньями в формировании потенциальной оценки экономической надёжности системы.
3. Оценочный уровень – выход процессного цикла. На данном этапе формируется критерий «удовлетворённости клиентов» (КЛ), который путём «интеграции» всех составляющих процессного цикла на выходе определяет «Интегральный показатель надёжности» организации (бизнес-структуры) (ИПЭН), т.е. производится окончательная оценка уровня надёжности экономической системы в целом.
Отсюда, посредством «средней арифметической взвешенной» представляется возможным оценить «Интегральный показатель надёжности» экономической системы (ИПЭН), который сопрягает в себе неоднородные бизнес-процессы (уровни) и представлен следующим образом:
,
где ИПЭН – интегральный показатель надёжности экономической системы организации
(бизнес-структуры);
ЭНП – надёжность бизнес-процесса экономической системы;
n– количество бизнес-процессов.
Следовательно, предложенный нами расчёт интегрального показателя надёжности экономической системы организации включает в себя всю диагностическую цепочку оценки взаимодействия как отдельно взятых уровней, так и бизнес-процессов в целом с учётом влияния внешней и внутренней среды на систему их взаимосвязи. При этом полученное значение интегрального показателя экономической надёжности наиболее действенно отражает степень конкурентоспособности функционирования системы бизнес-структуры и является оценивающим, а не формирующим экономическую надёжность значением.
Источники:
2. Мильнер Б.З. Теория организации : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 648 с.
3. Моделирование производственно-сбытовых систем и процессов управления: Монография / под. ред. А.А. Колобова, Л.Ф. Шклярского. – М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993. – 282 с.
4. Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 336 с.
5. Производственный менеджмент: Учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 583 с.
6. Егоршин А.П., Зайцев А.Н. Исследование системы управления. – Н.Новгород : НИМБ, 2000. – 212 с.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 17:35:03