К вопросу о критичных областях регулирования бизнес-процессов предприятий пищевой отрасли
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Смирнова Н.В. К вопросу о критичных областях регулирования бизнес-процессов предприятий пищевой отрасли // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 1. – С. 116-119.
Аннотация:
В последние годы пищевая промышленность является объектом крупных отечественных и иностранных инвестиций, что приводит к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. В ближайшие годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье прогнозируется, прежде всего, в производстве промышленной переработки. При этом особое внимание отводится технологическим бизнес-процессам, направленным на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья, создание крупных интегрированных структур по его выращиванию, транспортировке и выработке продукции, расширение сферы производственной деятельности за счет создания цехов и участков, оснащенных современными технологиями по выработке расширенного ассортимента продукции.
Ключевые слова: пищевая промышленность, сельское хозяйство, бизнес-процесс, управление бизнес-процессами
В последние годы пищевая промышленность является объектом крупных отечественных и иностранных инвестиций, что приводит к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. В ближайшие годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье прогнозируется, прежде всего, в производстве промышленной переработки. При этом особое внимание отводится технологическим бизнес-процессам, направленным на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья, создание крупных интегрированных структур по его выращиванию, транспортировке и выработке продукции, расширение сферы производственной деятельности за счет создания цехов и участков, оснащенных современными технологиями по выработке расширенного ассортимента продукции.
Приоритетными направлениями и объектами инвестирования в пищевую промышленность можно считать повышение наукоемкости пищевых производств на основе разработки новых прогрессивных видов техники и ресурсосберегающих технологий [1]. Актуальными остаются вопросы о следующих бизнес – процессах:
− расширение ассортимента и увеличение объемов производства продукции;
− контроль качества и безопасности выпускаемой продукции;
− организация новых производств по выработке функциональных и диетических продуктов;
− улучшение качества, безопасности и конкурентоспособности отечественной пищевой продукции в целях продвижения ее на мировые рынки.
Важными направлениями работы являются:
− переработка побочных продуктов производства;
− создание производств по переработке отходов и выработке компонентов для комбикормовой промышленности;
− строительство очистных сооружений;
− улучшение условий труда и повышение уровня культуры производства.
Руководители компаний сталкиваются с трудностями, возникшими из-за растущей конкуренции на отечественном рынке. Проигрыш товара в конкурентной борьбе за потребителя часто происходит не из-за чрезмерно высоких цен или низкого качества пищевой продукции, а вследствие потерь в соперничестве по продвижению. Крупные компании обладают не только большими финансовыми возможностями, но и огромным опытом построения систем сбыта. Вертикальная интеграция производства и снабжения для контроля издержек и обеспечения предсказуемости поставок, необходимых компонентов и ресурсов для производства, как и интенсивные НИОКР, не смогут повысить эффективность развития предприятий пищевой отрасли, если компании не будут реализовывать конкурентные стратегии на рынке.
Ситуация на рынке продовольствия диктует необходимость целостности стратегических процессов продвижения. Современный сбыт подразумевает глубокое изучение предприятиями каналов продаж и использование информации из различных источников. Отслеживая тенденции, складывающиеся на рынке, предприятия оценивают готовность для вывода новых продуктов, что является еще одним инструментом организации и объясняется потребностью успешно функционировать в условиях жесткой конкуренции. Удержание позиций на насыщенном рынке - важная и сложная задача для многих предприятий пищевой отрасли.
За 1999-2004 гг. расходы потребителей на продукты на душу населения значительно увеличились, в среднем на 25 % в год. Несмотря на впечатляющий рост, социальный феномен оказывает значительное влияние на ценовую политику производителей пищевых продуктов. Поскольку средний доход по России относительно низкий, пищевая продукция должна быть недорогой и доступной для массового потребления в стране, такой, например, как хлеб - основной продукт для россиян, который обычно продается в два раза дешевле, чем в восточноевропейских странах [2].
Для предприятий пищевой промышленности важен и такой показатель как урбанизация, который указывает на демографические изменения в потребительских группах. На долю России приходится около 42% населения Восточной Европы, но к 2020 г., по статистическим прогнозам, этот показатель несколько уменьшится вследствие сокращения населения страны. Рыночный опыт и опыт тактического и операционного управления бизнес-процессами должен позволить предприятиям своевременно реагировать на демографические изменения потребительского рынка и спрогнозировать с достаточной точностью уровень спроса.
Несмотря на небольшую численность населения г. Мурманска и Мурманской области, и ограниченный спрос на муку и изделия, изготовляемые из нее, рынок муки перенасыщен. В соответствии с данными Мурманского областного комитета статистики потребность в сортовой муке в г. Мурманске и Мурманской области оценивается в 60,0 тыс. тонн в год (5,0 тыс. тонн в месяц). Промышленные предприятия, функционируя в рыночных условиях, попадают в условия жесткой конкурентной борьбы за потребителя. Мурманский рынок насыщен продукцией из Челябинска, Санкт-Петербурга, Самары, Липецка, Кондопоги, Архангельска, Сызрани и др. Поставки муки в Мурманскую область осуществляют коммерческие структуры, которые выступают посредниками между производителями и потребителями. Данные предприятия составляют основную конкуренцию местным производителям.
В результате проведенного исследования, с учетом специфики производственного цикла в пищевой промышленности, выделены наиболее критичные области управления бизнес-процессами предприятий мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности области:
− многоуровневость и сильная централизация управления предприятиями пищевой отрасли;
− дефицит натурального сырья, завозимого из других регионов и невозможность его выращивать в силу климатических ограничений;
− зависимость от качества и себестоимости поставляемого сырья;
− использование затратного механизма ценообразования;
− низкая эффективность работы с комплексными заказами;
− отсутствие прямых договоров с производителями отдельных видов продукции, удорожание за счет торговых наценок;
− стереотипы, существующие у потребителей.
Несмотря на проблемные зоны, есть ряд положительных факторов, которые учитываются при формировании бизнес-процессов предприятий, а именно:
− использование технологически выверенных и стандартизированных технологий;
− производственные мощности области, при увеличении емкости рынка, позволяют увеличить объем выпускаемой мукомольной продукции без дополнительных инвестиций;
− производимая продукция не содержит каких-либо консервантов и вредных добавок;
− производители руководствуется потребностями региона при выпуске своей продукции;
− гибкая ценовая политика;
− развитие собственной сбытовой сети, позволяющей предлагать потребителю готовую продукцию с минимальной наценкой;
− участие в социальных программах региона.
Таким образом, особенности предприятия пищевой промышленности, обусловленные спецификой перерабатываемого сырья, получаемого готового продукта и используемой материально-технической базы, технологии, определяют следующие наиболее критичные области регулирования бизнес-процессов: анализ рынка и потребностей потребителя; разработка концепции и стратегии бизнеса; производство и его обеспечение; хранение и поставка продукции; продажа продуктов питания и обслуживание потребителей.
Источники:
2. Российский рынок пищевой продукции Потенциальные возможности и трудности изменения структуры российского рынка// Пищевая промышленность. - 2006. - № 2. - С. 34 – 36.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:30:22