К вопросу о критичных областях регулирования бизнес-процессов предприятий пищевой отрасли

Смирнова Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (104), Январь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Смирнова Н.В. К вопросу о критичных областях регулирования бизнес-процессов предприятий пищевой отрасли // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 1. – С. 116-119.

Аннотация:
В последние годы пищевая промышленность является объектом крупных отечественных и иностранных инвестиций, что приводит к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. В ближайшие годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье прогнозируется, прежде всего, в производстве промышленной переработки. При этом особое внимание отводится технологическим бизнес-процессам, направленным на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья, создание крупных интегрированных структур по его выращиванию, транспортировке и выработке продукции, расширение сферы производственной деятельности за счет создания цехов и участков, оснащенных современными технологиями по выработке расширенного ассортимента продукции.

Ключевые слова: пищевая промышленность, сельское хозяйство, бизнес-процесс, управление бизнес-процессами



В после­дние годы пищевая промышленность является объектом крупных отече­ственных и иностранных инвестиций, что приводит к объективному росту спроса на местное сельскохозяйствен­ное сырье. В ближайшие годы рост внутреннего спроса на сельскохозяй­ственное сырье прогнозируется, прежде всего, в производстве промышленной переработки. При этом особое внимание отводится технологическим бизнес-процессам, направленным на глубокую переработку сельскохо­зяйственного сырья, создание крупных ин­тегрированных структур по его выращива­нию, транспортировке и выработке про­дукции, расширение сферы производ­ственной деятельности за счет создания цехов и участков, оснащенных современными технологиями по выработке расширен­ного ассортимента продукции.

Приоритетными направлениями и объектами инвестирования в пищевую промышленность можно считать повышение наукоемкости пищевых произ­водств на основе разработки новых прогрес­сивных видов техники и ресурсосберегающих технологий [1]. Актуальными остаются вопросы о следующих бизнес – процессах:

− расширение ассортимента и увеличение объемов производства продукции;

− контроль ка­чества и безопасности выпускаемой продук­ции;

− организация новых производств по выра­ботке функциональных и диетических про­дуктов;

− улучшение качества, безопасности и кон­курентоспособности отечественной пищевой продукции в целях продвижения ее на мировые рынки.

Важными направлениями работы являются:

− переработка побочных продуктов произ­водства;

− создание производств по переработке от­ходов и выработке компонентов для комби­кормовой промышленности;

− строительство очистных сооружений;

− улучшение условий труда и повышение уровня культуры производства.

Руководители компаний сталкиваются с трудностями, возникшими из-за расту­щей конкуренции на отечественном рынке. Проигрыш товара в конкурентной борьбе за потребителя часто происходит не из-за чрезмерно высоких цен или низкого качества пищевой продукции, а вследствие потерь в соперничестве по продвижению. Крупные компании обладают не только большими финансовыми воз­можностями, но и огромным опытом построения систем сбыта. Вертикальная интеграция производства и снабжения для контро­ля издержек и обеспечения предсказу­емости поставок, необходимых компо­нентов и ресурсов для производства, как и интенсивные НИОКР, не смогут повысить эффективность развития предприятий пищевой отрасли, если компании не будут реализовывать конкурентные стратегии на рынке.

Ситуация на рынке продовольствия диктует необходимость целостности стра­тегических процессов продвижения. Современный сбыт подразумевает глубокое изучение предприятиями каналов продаж и использование информации из различных источников. Отсле­живая тенденции, складывающиеся на рынке, предприятия оценивают готовность для вывода новых продуктов, что является еще одним инструментом организации и объясняется потребностью успешно функционировать в условиях жесткой конкуренции. Удержание позиций на насыщенном рынке - важная и сложная задача для многих предприятий пищевой отрасли.

За 1999-2004 гг. расходы потребителей на про­дукты на душу населения значительно увели­чились, в среднем на 25 % в год. Несмотря на впечатляющий рост, социальный фе­номен оказывает значи­тельное влияние на ценовую политику производителей пищевых продуктов. Поскольку средний доход по России относительно низкий, пи­щевая продукция должна быть недо­рогой и доступной для массового по­требления в стране, такой, например, как хлеб - основной продукт для россиян, который обычно продается в два раза дешевле, чем в восточноевропей­ских странах [2].

Для предприятий пищевой промышленности важен и такой показатель как урбанизация, который указывает на демографические изменения в потребительских группах. На долю России приходится около 42% населения Восточной Европы, но к 2020 г., по статистическим прогнозам, этот показатель несколько уменьшится вследствие сокращения населения страны. Рыночный опыт и опыт тактического и операционного управления бизнес-процессами должен позволить предприятиям своевременно реагировать на демографические изменения потребительского рынка и спрогнозировать с достаточной точностью уровень спроса.

Несмотря на небольшую численность населения г. Мурманска и Мурманской области, и ограниченный спрос на муку и изделия, изготовляемые из нее, рынок муки перенасыщен. В соответствии с данными Мурманского областного комитета статистики потребность в сортовой муке в г. Мурманске и Мурманской области оценивается в 60,0 тыс. тонн в год (5,0 тыс. тонн в месяц). Промышленные предприятия, функционируя в рыночных условиях, попадают в условия жесткой конкурентной борьбы за потребителя. Мурманский рынок насыщен продукцией из Челябинска, Санкт-Петербурга, Самары, Липецка, Кондопоги, Архангельска, Сызрани и др. Поставки муки в Мурманскую область осуществляют коммерческие структуры, которые выступают посредниками между производителями и потребителями. Данные предприятия составляют основную конкуренцию местным производителям.

В результате проведенного исследования, с учетом специфики производственного цикла в пищевой промышленности, выделены наиболее критичные области управления бизнес-процессами предприятий мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности области:

− многоуровневость и сильная централизация управления предприятиями пищевой отрасли;

− дефицит натурального сырья, завозимого из других регионов и невозможность его выращивать в силу климатических ограничений;

− зависимость от качества и себестоимости поставляемого сырья;

− использование затратного механизма ценообразования;

− низкая эффективность работы с комплексными заказами;

− отсутствие прямых договоров с производителями отдельных видов продукции, удорожание за счет торговых наценок;

− стереотипы, существующие у потребителей.

Несмотря на проблемные зоны, есть ряд положительных факторов, которые учитываются при формировании бизнес-процессов предприятий, а именно:

− использование технологически выверенных и стандартизированных технологий;

− производственные мощности области, при увеличении емкости рынка, позволяют увеличить объем выпускаемой мукомольной продукции без дополнительных инвестиций;

− производимая продукция не содержит каких-либо консервантов и вредных добавок;

− производители руководствуется потребностями региона при выпуске своей продукции;

− гибкая ценовая политика;

− развитие собственной сбытовой сети, позволяющей предлагать потребителю готовую продукцию с минимальной наценкой;

− участие в социальных программах региона.

Таким образом, особенности предприятия пищевой промышленности, обусловленные спецификой перерабатываемого сырья, получаемого готового продукта и используемой материально-технической базы, технологии, определяют следующие наиболее критичные области регулирования бизнес-процессов: анализ рынка и потребностей потребителя; разработка концепции и стратегии бизнеса; производство и его обеспечение; хранение и поставка продукции; продажа продуктов питания и обслуживание потребителей.


Источники:

1. Ю. Л. Лазунин Рекомендации X Международной научно-практической конференции «Стратегия развития пищевой промышленности // Пищевая промышленность. – 2004. - № 7. - С. 28 – 29.
2. Российский рынок пищевой продукции Потенциальные возможности и трудности изменения структуры российского рынка// Пищевая промышленность. - 2006. - № 2. - С. 34 – 36.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:30:22