Teoretiko-metodologicheskie podkhody k izucheniyu informatsionnogo obespecheniya upravlencheskikh resheniy
Download PDF | Downloads: 8
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 1 / January, 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Под информационным обеспечением понимают процесс удовлетворения потребностей пользователей (менеджеров) в информации, необходимой для принятия управленческих решений. В основе теоретического исследования потребностей менеджеров в информации лежит рассмотрение сущности организаций через метафорические образы организационной теории [1].
На наш взгляд, важным является сама идея метафоры, порождающая постоянное движение, трансформацию, циклы и самообновление организаций. В таблице приведены результаты сравнительного анализа различных взглядов ученых на организацию, позволяющие определить преобладающие модели организационного поведения, информационные поля управленческих решений и выдвинуть гипотезы о существовании различных типов информационных культур организаций.
Таблица
Теоретические подходы к формированию системы информационного обеспечения
управленческих решений организаций
В ходе теоретических исследований были сделаны следующие выводы.
Различия в видении организации в значительной мере определяют модели организационного поведения, т.е. доминирующими в мышлении руководства системами убеждений и действиями [2]. По нашему мнению, основные модели организационного поведения соответствуют перечисленным выше метафорам организаций по следующим основаниям:
− образ организации как механизма подчеркивает основные характеристики авторитарной модели – централизацию и контроль;
− биологическая метафора организации хорошо описывает поведение группы, члены которой адаптируются (реагируют и приспосабливаются) к окружающей среде;
− развивающая модель, которая способна быстро и творчески использовать знания и информацию для разработки новых путей к успеху, подобна нейронной сети и вписывается в метафорический образ организации как мозга;
− коллегиальная модель ориентирована на партнерство, командную форму управления, самодисциплину и самореализацию сотрудников, а ее развитие предполагает развитие неформальных и межличностных коммуникаций;
− взаимосвязь метафорического образа организации как политической системы и опеки проявляется через контроль ограниченных ресурсов, систему допуска к информации и ограниченную возможность их передачи.
Анализ информационных полей управленческих воздействий меняется в зависимости от видения организации и от моделей организационного поведения. Можно выделить следующие информационные области управленческих воздействий:
− внутрифирменная информация - при нормативном и регламентирующем управлении (метафорический образ организации как механизма);
− внешняя информация (информация о среде) - при адаптации предприятий к рыночным условиям (метафорический образ организации как живого организма);
− накопленные знания - при использовании информационных систем как средства интегрированного воздействия на принятие управленческих решений (метафорический образ организации как мозга);
− внутрифирменная информация о системе мотивации и стимулирования персонала (метафорический образ организации как носителя культуры);
− распределенная по уровням иерархии информация (метафорический образ организации как политической системы).
Приоритеты менеджеров в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов позволяют выделить преобладающие типы информационных культур и их характеристики.
Нами предложена следующая классификация информационных культур:
− функциональная культура – сконцентрирована на нормативном и регламентирующем управлении внутрифирменной информацией, преимущественно производственной. Характерным для этой культуры является сбор и анализ контрольной информации;
− культура исследования – направлена на формирование системы информации о внешней среде. Менеджеры в этом случае стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа укрепить свою позицию на рынке. В культуре исследования большое внимание уделяется прогнозной информации;
− культура открытости - информация используется как средства интегрированного воздействия на принятие управленческих решений, происходит управление знаниями и активизация творческого потенциала, активное управление переменами. Организации сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу, занимаются поиском новых перспективных идей, обещающих создание новых продуктов и услуг;
− культура взаимодействия - основана на прямом обмене информацией, важной для совершенствования процесса и повышения эффективности. Обмен информацией о возможных срывах и реальных провалах необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям;
− культура власти, для которой характерно использование информации для того, чтобы управлять кадрами или влиять на них. Эта культура в наибольшей степени присуща компаниям, где информация служит для управления и контроля не только за производственным процессом, но и за людьми.
Выявление преобладающих типов информационной культуры и их характеристик позволит, на наш взгляд, объяснить потребности менеджеров в использовании конкретных видов информации при принятии эффективных управленческих решений.
Страница обновлена: 02.04.2025 в 01:13:31