Обоснование необходимости разработки и реализации стратегических решений в области управления автотранспортными отходами
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Население планеты в течение последних столетий увеличивалось в геометрической прогрессии и к настоящему моменту насчитывает около 6,5 миллиардов человек. Соответственно, возрастает и экологическая нагрузка на окружающую среду как следствие различных видов человеческой деятельности. Важным антропогенным фактором, влияющим на состояние окружающей среды, является увеличение количества транспортных средств.
Ключевые слова: экология, транспорт, автомобильный транспорт, отходы
Население планеты в течение последних столетий увеличивалось в геометрической прогрессии и к настоящему моменту насчитывает около 6,5 миллиардов человек. Соответственно, возрастает и экологическая нагрузка на окружающую среду как следствие различных видов человеческой деятельности. Важным антропогенным фактором, влияющим на состояние окружающей среды, является увеличение количества транспортных средств.
Распространение автомобильного транспорта увеличивает мобильность людей, удешевляет товарообмен, снижает издержки на производство товаров. В то же время каждый из семисот миллионов автомобилей на планете – источник загрязнений.
Таблица 1
Динамика роста мировой автомобилизации
|
1950
|
1975
|
2000
|
Численность населения, млрд. чел
|
2,52
|
3,077
|
6,067
|
Кол-во трансп. средств, млн. шт.
|
70
|
328
|
723
|
Кол-во трансп. средств на 1 чел., %
|
2,78%
|
10,66%
|
11,92%
|
В докладе Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 г.» отмечено, что по основным факторам негативного воздействия на окружающую среду доля загрязнений автотранспортного комплекса самая высокая – 62,7%. Слитое на землю отработанное машинное масло, почерневшее от года работы в двигателе, – это нефтепродукты, которые губят почву и подземные воды. Выброшенный на свалку свинцовый аккумулятор – хранилище кислоты. Шины, стёкла, пластиковые изделия, металлические кузова – это также, с одной стороны, источник загрязнения, а с другой – ресурс, пригодный для переработки и вторичного использования.
Таблица 2
Годовые объёмы образования автомобильных отходов в РФ и Москве
|
Москва
|
Россия
| ||
Кол-во транспортных средств
|
3,4 млн.
|
36 млн.
| ||
Виды отходов
|
Образуется отходов
|
Собирается отходов
|
Процент сбора
|
Не собирается отходов
|
Автопокрышки
|
80 тыс.т./ год
|
20 тыс. тонн
|
25%
|
300 тыс. тонн
|
Автолом
|
50 тыс.т. в год.
|
30 тыс. тонн
|
60%
|
300 тыс. тонн
|
Аккумулятор без электролита
|
15 тыс. тонн
|
5500 тонн
|
35%
|
100 тыс. тонн
|
Электролит
|
5 000 тонн
|
250 тонн
|
5%
|
40 тыс. тонн
|
Отработанное моторное масло
|
70 тыс. тонн.
|
20 тыс. тонн
|
25%
|
300 тыс. тонн
|
Опасения, естественно, вызывают и разливы нефти из-за аварий танкеров. А огромное число локальных экологических катастроф не так очевидно выражено, хотя суммарные объёмы разлитого масла очень велики.
Проблема бы не стояла так остро, если бы существовал и действовал на практике законодательный и экономический механизм, позволяющий собирать отработанные вещества и перерабатывать их либо утилизировать. В то же время можно отметить, что в целом ряде стран основные подходы к решению подобных проблем уже определены.
С тех пор как в 1987 году была сформулирована концепция устойчивого развития, внимание к экологическим аспектам было усилено. Устойчивым было названо такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности ныне живущих поколений без нанесения ущерба возможностям последующих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Позднее теория пределов роста получила широкое распространение. Она хорошо известна и в России.
Целесообразность рассмотрения отработанных автомобильных отходов в качестве отдельной группы определяется единым источником происхождения отходов, масштабами их образования, вредностью автомобильных компонентов для окружающей среды, возможностью организации процедуры «замкнутого цикла».
Для производства, эксплуатации и утилизации автотранспортных средств необходимо множество невозобновимых ресурсов – нефть, сталь, алюминий, свинец, цинк и т.д.
Таблица 3
Ожидаемые разведанные запасы нефти и некоторых металлов
|
Среднегодовое потребление в 1997-2000 гг.
|
Разведанные запасы (по состоянию на 1999 г.)
|
Срок, на который хватит разведанных запасов при ежегодном росте потребления на 2% (данные по нефти даны без учёта роста)
|
|
Млн. тонн в год
|
Млрд. тонн
|
Лет
|
Нефть
|
3443,67
|
180-275
|
50-80
|
Железо
|
560
|
74
|
65
|
Алюминий
|
124
|
25
|
81
|
Медь
|
12
|
0,34
|
22
|
Свинец
|
3,1
|
0,064
|
17
|
Цинк
|
0,8
|
0,19
|
20
|
Отработавший свое автомобиль содержит практически все те же компоненты, которые необходимы при изготовлении нового. После переработки или восстановления вторичный ресурс может заместить первичное сырьё при автопроизводстве.
Существуют технологии переработки практически всех этих отходов. Другой вопрос заключается в том, как собрать указанные отходы с наименьшими затратами. Как организовать процедуру таким образом, чтобы их выгодно было перерабатывать?
Сложившаяся в России и в ряде других стран ситуация в области обращения с отходами ведет к загрязнению окружающей среды, экономическому ущербу, нерациональному использованию ресурсов. В конечном итоге это представляет реальную угрозу здоровью населения.
До настоящего времени в сфере обращения с отходами не завершена разработка эффективной государственной политики. Гибкость рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, должна сочетаться с дальновидной государственной поддержкой, которая бы стимулировала использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду. Ведь неиспользуемые отходы - это миллиарды тонн материальных ресурсов, выведенных из хозяйственного оборота и безвозвратно теряемых.
В соответствии с этим представляется необходимым дальнейшее развитие технологий по обращению с отходами, развитие системы управления в данной сфере, создание современной нормативной и технологической базы для реализации соответствующей государственной политики. Необходимо отрабатывать технологические, организационные и экономические аспекты решения проблемы отходов в стране. Ведь эта проблема имеет особую значимость для функционирования экономики в целом, отдельных ее отраслей, для социального развития и условий проживания населения.
Многие компании, признав наличие на рынке таких групп потребителей, для которых важным параметром продукции является её экологичность и экологическая ответственность производителя, позиционируют свою продукцию и процесс производства как соответствующие этим условиям. Движения граждан за охрану окружающей среды, в пользу расширения прав покупателей («коньюмеризм») довольно популярны в ряде стран. Часть потребителей сознательно отказываются от приобретения товаров тех производителей, которые своей деятельностью наносят вред окружающей среде, даже если стоимость таких товаров ниже, чем аналогов производства экологически ответственных фирм. Причина проста. Экологическая составляющая продукции – это один из её параметров наряду с долговечностью, ремонтопригодностью, эстетическими свойствами, вкусом, ценой и т.д. Это – одна из потребностей клиентов, соответственно усилия маркетинга необходимо направлять на её выявление и удовлетворение лучшими, чем у конкурентов, способами.
Источники:
2. Твёрдые бытовые отходы: Научно-практический журнал. - 2007 г, №10 - www.solidwaste.ru.
3. Системы экологического менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Гусевой – М.: ДеЛи принт, 2005. – 345 с.
4. Хачатуров А.Е., Куликов Ю.А. – Основы менеджмента качества. Учебное пособие – М.: Дело и Сервис, 2003.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:41:27