Мониторинг туристской отрасли как средство повышения эффективности государственного регулирования экономики
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Налаживание полноценного статистического наблюдения за туристской отраслью России является одной из первостепенных задач в области развития этой сферы. Решением проблемы отраслевой классификации является введение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). В то же время ОКВЭД не в полной мере соответствует специфике отечественной экономики.
Ключевые слова: туристический бизнес, туристская отрасль, государственное регулирование туризм
Налаживание полноценного статистического наблюдения за туристской отраслью России является одной из первостепенных задач в области развития этой сферы. Решением проблемы отраслевой классификации является введение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). В то же время ОКВЭД не в полной мере соответствует специфике отечественной экономики.
Так, например, перечень группировок, определенный Росстатом для формирования статистических данных, не содержит таких позиций как “деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий”, имеющихся в ОКВЭД. А в сфере туризма, как известно, внедрение информационных технологий идет быстрыми темпами. В классификаторе они объединены в разделе "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", данные по которому публикуются в государственных статистических материалах без дробления на более мелкие группировки. В результате оказывается невозможным получение из официальных данных сведений о состоянии малых предприятий, работающих в указанных сферах деятельности, которые имеют выраженный инновационный характер.
Интересное решение этой задачи представлено в европейском классификаторе СРА. Как известно, практически все предприятия туристской индустрии используют различные системы бронирования. Особенностью СРА является подробное представление различных видов деятельности, выделяющего только в разделе предоставления услуг турагентского и туроператорского бронирования до 10 видов бронирования транспортных средств. Такая же подробная классификация и дробление присутствуют в западном варианте в бронировании средств размещения, круизов и различных туров.
По мнению автора, представляется целесообразным перенять опыт такой подробной классификации по отношению к России, с учетом особенностей и специфики отечественного туристского рынка и экономики в целом. Это даст возможность взять под статистическое наблюдение широкий спектр услуг, предлагаемых туроператорами и турагентствами.
Возвращаясь к ОКВЭД, отсутствие в статистических материалах сведений по классу “деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта”, содержащемуся в разделе "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", также видится недостатком и требует разбивки.
В связи с этим автором предлагаются следующие меры по повышению эффективности государственного регулирования в применении общероссийских классификаторов, а именно внести следующие предложения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности:
‑ деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий в сфере туризма выделить в отдельную группировку ОКВЭД;
‑ деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта выделить в отдельную группировку ОКВЭД;
‑ в качестве аналога для российского раздела ОКВЭД по туроператорской и турагентской деятельности в сфере бронирования транспортных средств взять за образец европейский классификатор СРА с учетом особенностей отечественной экономики и специфики российского туристского рынка.
Подводя итог анализа ОКВЭД, на наш взгляд, можно выделить одну основную проблему – это необеспеченность необходимой детализации описаний туристских услуг, которую стоит проработать с учетом потребности российской экономики по детализации видов деятельности и взяв лучшее из международного опыта в этой области.
Переход российской статистики на международные статистические стандарты необходим и диктуется процессами глобальной интеграции в систему мирового хозяйства. Подтверждением тому в туризме является форма №1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы», которая является первым разработанным на федеральном уровне документом специализированной отчетности, показатели которого соответствуют международным стандартам. Более того, вводится еще одна новая форма статистической отчетности – для коллективных средств размещения (КСР).
Для гостиниц и санаторно-курортных учреждений теперь существует новая единая форма. Организации, заполняющие эту форму, ответят на вопросы: сколько людей принимают и обслуживают наши гостиницы, санатории, турбазы, мотели, каким номерным фондом они располагают, каков там уровень сервиса и т. д. Полученные показатели могут использоваться Всемирной туристской организацией (ВТО) и сопоставляться с аналогичными других стран. Согласно требованиям международных стандартов, все общественное питание РФ теперь отнесено к индустрии туризма, и в ОКВЭД присутствует раздел «Гостиницы и рестораны», как и в международных отраслевых классификаторах ISIC и NACE.
Для оценки вклада смежных отраслей в туризм, который на сегодняшний день трудно подсчитать для России, ВТО и Статистическая комиссия ООН разработала Стандартную международную классификацию видов деятельности в туризме (SICTA) в соответствии с ISIC и NACE. В рамках вступившего в действие в России Общероссийского классификатора предусматривается разработка собирательной группировки "Туризм" с учетом подходов Standard International Classification of Tourism. В этой группировке планируется указать, какие отрасли в туризме являются базовыми, а какие участвуют частично.
Принципы ОКВЭД соответствуют задачам отраслевого управления в условиях рынка, особенно в период «отраслевого передела», когда сферы как субъекты управления быстро меняют организационные структуры и формы взаимодействия с предприятиями.
Вышеприведенный материал говорит том, что изучение туризма как деятельности основано на ряде авторитетных международных стандартов, что в свою очередь должно найти отражение при решении задач управления туризмом на различных уровнях. Применение общероссийских классификаторов в области прогнозирования, создания информационных ресурсов, статистического учета и наблюдения за туристской индустрией России повышает эффективность государственного регулирования экономики.
Источники:
2. Вавилова Е.В. Основы международного туризма: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005.
3. Tourism Statistics in the Central and Eastern European Countries. – Madrid: WTO Publications, 2005.
Страница обновлена: 10.11.2024 в 22:41:22