Внедрение рентных отношений в водопользовании

Степушенкова Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Водные ресурсы в Российской Федерации являются не просто источником питья для населения страны, но и повсеместно используются как фактор производства или исходное сырье для последующей переработки и изготовления конечной продукции. В настоящее время вода, как уголь, нефть и газ является исключительно эффективным природным ресурсом и приносит немалые доходы, а в некоторых отраслях (таких как гидроэнергетика, бутилирование воды и др.) и сверхприбыли.

Ключевые слова: рентные отношения, водопользование, водные ресурсы



Водные ресурсы в Российской Федерации являются не просто источником питья для населения страны, но и повсеместно используются как фактор производства или исходное сырье для последующей переработки и изготовления конечной продукции. В настоящее время вода, как уголь, нефть и газ является исключительно эффективным природным ресурсом и приносит немалые доходы, а в некоторых отраслях (таких как гидроэнергетика, бутилирование воды и др.) и сверхприбыли.

В действующем законодательстве отсутствуют положения, связанные с регулированием рентных отношений в водопользовании. Поэтому значительная часть рентного дохода, образующегося у предприятий, эксплуатирующих высокоэффективные водные ресурсы, не поступает в бюджетную систему, а перераспределяется и оседает в различных коммерческих структурах.

Проблема формирования эффективного экономического механизма регулирования и управления водными ресурсами в России имеет первостепенное значение. Центральным звеном такого механизма является институт платности водопользования, который в свою очередь зависит от действенности механизма его организации.

Методические основы платного водопользования впервые были проработаны в Водном кодексе РФ 1995 г. и реализованы ФЗ «О плате за пользование водными объектами» №71-ФЗ от 06.05.1998 г. Система платежей включала:

‑ плату за пользование водными объектами (водный налог);

‑ плату, направляемую на восстановление и охрану водных ресурсов. Она была оформлена в виде природоресурсного платежа и аккумулировалась в специализированных целевых фондах федерального и региональных бюджетов.

Однако разочарованность аппарата управления финансовых органов медленным сбором платы за водные ресурсы в первые годы после выхода закона дала толчок развитию другой формы сбора средств – включению всех плат за пользование водными ресурсами в «ранг налога». Таким образом, плата за водопользование была выведена из сферы водных отношений и, как любой налог, отчислялась непосредственно в государственный бюджет. Произошло растворение платежей за пользование водными объектами в общей массе налоговых поступлений.

Однако авторы перевода всех водных платежей в ранг налога не учитывали ряда важных особенностей, присущих налогам и отличающих их от природоресурсных платежей. Согласно определению, налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований и наиболее полного выполнения ими своих функций.

Сущность налога наглядно просматривается в модели совокупного общественного продукта (СОП), которая выражается формулой [2]:

W = c + v + m.

СОП включает перенесенную часть стоимости (с) и вновь созданную стоимость (v + m). Налоги не могут выступать составной частью перенесенной стоимости, являющейся источником возмещения потребленных материальных затрат в производстве. Источником налоговых платежей являются созданные трудом (v) стоимость (v + m) и прибавочный продукт (m). В этой связи принципиально важно подчеркнуть, что налог в хозяйственной деятельности – это платеж с дохода.

Однако, при отчислении водного налога, водопользователь платит только за объемы использованной воды. При формировании базы водного налога никоим образом не учитывается вновь созданная стоимость (v + m), полученная от использования воды в качестве средства производства или сырья для последующей переработки и получения вторичной готовой продукции.

В этой связи представляется важным отметить, что по своей экономической сути водный налог является ничем иным как арендной платой, взимаемой государством за право пользования определенным объемом воды. Можно утверждать, что платеж, взимаемый в качестве водного налога, по своей экономической природе не является налогом. То есть это неналоговый платеж, оформленный законодательными актами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к налогам, и возведенный в ранг налога.

Плата за воду, оформленная в виде налога, не несет в себе никакой стимулирующей функции. Нет никакой уверенности и, более того, никакого подтверждения тому, что уплаченные отчисления будут израсходованы на нужды водной отрасли, на реализацию необходимых водоохранных целей и программ.

С 1 января 2007 г. вступила в действие новая редакция Водного кодекса РФ, где предусмотрена постепенная замена водного налога платежами за пользование водными объектами [1]. Кроме того, признается необходимость совершенствования методологии и методических основ платности водопользования и введение рентных отношений для реализации экономических интересов Российской Федерации как собственника ресурсов. Это обусловлено результатами проведенного анализа, которые показали, что действующей системе платежей за водные ресурсы присущ ряд серьезных недостатков, связанных с отсутствием единства методологических подходов, интерпретации экономического содержания и назначения платежей, преобладанием отраслевых и конъюнктурных интересов.

Под дифференциальной водной рентой понимается экономический выигрыш предприятия, который достигается при использовании водного ресурса благодаря его естественным и экономико-географическим особенностям. Он выражается в том, что затраты компании на производство и реализацию продукции с использованием этого ресурса оказываются ниже общеотраслевых затрат.

Схематично величину водной ренты можно рассчитать по следующей формуле [3]:

Р = ПФ – ПН,

где Р – дифференциальная водная рента – незаработанная часть прибыли (сверхприбыль) предприятия-водопользователя, руб.;

ПФ – фактическая прибыль предприятия-водопользователя от реализованной конечной продукции, руб.;

ПН - нормальная прибыль предприятия, обеспечивающая расширенное воспроизводство, руб.

Водная рента подлежит взаимовыгодному разделу между государством и водопользователем, приложившим труд и капитал для получения конечного продукта или услуги. Как часть дополнительного дохода, рента должна взиматься согласно удельному весу рентного дохода в составе стоимости конечной продукции или услуги и устанавливаться дифференцированно.

Плательщиками ренты должны являться пользователи, получение дохода которых в значительной степени связано с использованием водного ресурса, либо невозможно без использования воды. Размер водной ренты должен определяться расчетным путем отдельно по каждому объекту и прописываться в договоре в специальных статьях, устанавливающих экономическую ответственность перед государством. Владелец договора ежегодно должен рассчитывать (планировать) размер водной ренты и платежей на следующий год. Заключение договора на право пользования ресурсами должно юридически рассматриваться как сдача в аренду или концессию водного объекта или его участка.

По предварительной оценке, проведенной специалистами Министерства природных ресурсов РФ в 2001 г., при взимании рентных платежей при использовании водных ресурсов в бюджет дополнительно поступит от 1 до 2 млрд. руб. в год.

Внедрение механизма учета ренты в водопользовании позволит:

‑ повысить экономическую эффективность водохозяйственного комплекса страны;

‑ обеспечить необходимое финансирование развития водной отрасли не за счет средств федерального бюджета, а за счет средств самой отрасли и перевести взаимоотношения государства и частного бизнеса в ранг взаимовыгодных партнерских отношений;

‑ реализовать в России общемировой принцип «вода кормит воду».


Источники:

1. Водный кодекс Российской Федерации. – М.: Библиотечка РГ, 2006. – 200 с.

2. Махов А.С. Налоговая система как инструмент государственного регулирования трансформируемой экономики России. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. экон. наук. – М.: Российская академия государственной службы, 2004.

3. Разовский Ю.В. Сверхприбыль недр. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 224 с.

4. Шпагина А.Н., Куприянов И.В. Внедрение рентных отношений в водопользовании. // Природно-ресурсные ведомости. – 2001. ‑ №7 (62).

Страница обновлена: 19.09.2024 в 06:23:16