Некоторые аспекты проблемы развития туризма в Республике Саха (Якутия)
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В современных условиях мирового экономического развития туризм превратился в высокодоходную отрасль, эффективность инвестиционных вложений в которую сопоставима с инвестициями в некоторые добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в 2007 году на долю туризма в целом приходилось 14% мирового ВВП. В туриндустрии по всему миру работают почти 200 миллионов человек, или около 8% всех занятых.
Ключевые слова: туристический бизнес, туризм, Республика Саха
В современных условиях мирового экономического развития туризм превратился в высокодоходную отрасль, эффективность инвестиционных вложений в которую сопоставима с инвестициями в некоторые добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в 2007 году на долю туризма в целом приходилось 14% мирового ВВП. В туриндустрии по всему миру работают почти 200 миллионов человек, или около 8% всех занятых.
Современная Республика Саха (Якутия) является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации, играет ключевую роль в народнохозяйственном комплексе Дальнего Востока. Обладая богатейшими рекреационными ресурсами и многовековым культурно-историческим наследием, Якутия пока не приступила к полномасштабной реализации своих потенциальных возможностей по развитию туризма. Существуют значительные резервы для количественного и качественного роста в этом направлении.
Рынок туристских услуг в Якутии начал развиваться сравнительно недавно. Это объясняется тем, что территория республики до начала 1990-х годов в силу своей географической удалённости от основных туристических потоков, слабой дорожно-транспортной инфраструктуры была фактически закрыта для массового въездного туризма, а внутренний рынок был ориентирован на выездной туризм за пределы Якутии и ограничивался организацией круизов по реке Лена. Как следствие, материально-техническая база туристских объектов, сеть туристских организаций, маршрутов и структура кадров не получали должного развития. Такое положение имело место быть не только в отдаленных регионах, но и в крупных городах республики.
Международный въездной туризм носил разовый, эпизодический характер для небольших групп туристов и имел больше коммерческо-деловые интересы. Ситуация с въездным международным туризмом начала меняться в 1988 году с появлением в составе Ленского объединённого речного пароходства двух теплоходов, построенных по международным стандартам в Австрии, а также благодаря политике гласности и открытости. Появились круизные туристические маршруты «Якутск-Тикси-Якутск», «Якутск-Осетрово-Якутск», «Якутск-Ленские Столбы». Практически одновременно начал развиваться промысловый туризм, основанный на организации охоты на снежного барана, северного дикого оленя, а также полярного волка.
Глубокий социально-экономический кризис 1990-х годов не мог не привести к резкому обострению проблем туристкой сферы. Произошло снижение числа гостиниц, как ведомственных, так и муниципальных. Практически вся материально-техническая инфраструктура туристских баз и лечебно-оздоровительных профилакториев, принадлежавших крупным промышленным предприятиям и ведомствам, стремительно устаревала и приходила в негодность.
Одновременно с резким падением платежеспособности значительной части населения страны и возрастанием уровня транспортных расходов в этот период наблюдалось существенное падение объемов внутреннего туризма, о чем свидетельствовало снижение объемов пассажирских перевозок.
Огромные расстояния, разделяющие регионы и туристские центры как в самой республике, так и по России, а также высокий уровень затрат на перевозку стали фактически непреодолимым препятствием для многих граждан страны. Снижение интенсивности загрузки транспорта при неизменных объемах содержания инфраструктуры и дорожных сетей вызвало дальнейшее повышение стоимости перевозок.
Недостаточность развитой инфраструктуры обслуживания туристов в начале становления рыночных отношений в значительной мере обусловило ограниченность использования туристского потенциала в республике в последующий период. В маршрутные программы преимущественно вводился беглый показ историко-культурных памятников и в большей степени использовался природный потенциал (речные береговые ландшафты, природный памятник «Ленские Столбы», зелёные стоянки и т.д.) Это делало программы однотипными, неконкурентоспособными на внешнем рынке и не отображавшими весь обширный потенциал туристско-рекреационных ресурсов Якутии.
Исправить положение можно было, реализуя систему специальных программных мероприятий, входящих в состав «Программы развития международного и внутреннего туризма в Республике Саха (Якутия)», разработанных отделом туризма Министерства по делам молодёжи, туризма, физической культуры и спорта. Данный документ явился первой попыткой краткосрочного и среднесрочного планирования развития сектора туризма в республике на период 1996-2005 гг.
Одним из факторов, тормозивших развитие отрасли в новой экономической ситуации, явилось отнесение вопросов государственного управления туризмом к ведомствам социального блока на период до 2002 года. А именно в 1992 году был создан Государственный комитет по делам молодёжи и туризма. Позже в 1993 году создано Министерство по делам молодёжи, туризма, физической культуры и спорта, курировавшее, в частности, и вопросы туризма.
В кризисный 1998 год данное направление перешло в ведение Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму. При этом статья в республиканском бюджете на расходы по туризму просто отсутствовала. Мероприятия туристского характера финансировались по статьям «Физическая культура» и «Молодёжная политика», разово привлекался республиканский внебюджетный Фонд занятости населения
Осознание того, что туризм – это бизнес, который должен развиваться на основе внедрения передовых финансовых и управленческих технологий, определило новые стратегические приоритеты и концептуальные положения данной сферы в Республике Саха (Якутия).
Правительством Якутии была принята Государственная целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007–2011гг.», предусматривающая развитие структурной и материально-технической базы туризма, формирование механизмов регулирования туристической деятельности и управления качеством услуг, а также маркетинговых мероприятий по продвижению регионального туристического продукта.
Однако на сегодняшний день можно констатировать, что состояние туристического рынка Якутии находится в стадии сравнительно медленного становления. В республике со значительным потенциалом, особенно в направлениях, не имеющих аналогов в других регионах Российской Федерации, общее развитие туризма сдерживается рядом отрицательных факторов.
В первую очередь необходимо отметить слабое развитие туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, а также недостаточное количество гостиничных средств размещения с современным уровнем комфорта.
Слабый приток инвестиций в средства размещения и иную туристскую инфраструктуру затрудняет развитие въездного международного туризма. Из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики качество обслуживания остается на невысоком уровне. Кроме того, наблюдается сильная разобщенность отраслей, смежных туризму (гостиничное хозяйство, общественное питание, индустрия развлечений, банки и т.д.).
Важно также отметить слабую сбытовую деятельность компаний по предоставлению туристских услуг, ограниченные возможности для проведения ярких рекламных акций и участия в специализированных международных туристских выставках. Ярко выраженная сезонность туристских потоков, высокая доля транспортной составляющей в стоимости туров также отрицательно сказываются на количестве въездных международных туристов.
Для решения вопросов, связанных с развитием туризма в Якутии, необходимы действенный механизм государственной поддержки, переход к рыночным методам стимулирования, а также укрепление взаимодействия между органами исполнительной власти и частным бизнесом. Кроме того, правительству и парламенту Республики Саха (Якутия) необходимо разработать и принять ряд законопроектов, способствующих инвестированию в туристическую отрасль республики. Особый акцент следует сделать на привлечение и удержание молодых специалистов в области туризма и смежных с ним отраслей.
Источники:
2. Васильев Р.В. Бизнес и туризм Республики Саха (Якутия) // Российская Федерация сегодня: специальный выпуск. - 2005.
3. Лихау И.Д. Только самолетом можно долететь // Российская Федерация сегодня: специальный выпуск журнала. - 2006.
4. Государственная целевая программа «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011гг.» [Электронный ресурс]. – Электронные данные. - Режим доступа: http://www.minpred.ru/?r=9&s=21. Загл. с экрана.
5. Аналитический обзор Всемирной туристской организации [Электронный ресурс]. Электронные данные. - Режим доступа: http://www.unwto.org/index.php. Загл. с экрана.
Страница обновлена: 22.11.2024 в 11:23:04