Формирование интегрированной информационной среды в рамках интеграционных процессов

Словеснов Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Словеснов Д.В. Формирование интегрированной информационной среды в рамках интеграционных процессов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 83-87.

Аннотация:
Развитие экономических процессов в условиях глобализации рождает новые формы хозяйствования, которые осуществляются в рамках различных форм собственности. Отличительным признаком современного бизнеса является взаимодействие процессов непрерывной модификации, модернизации и поиска оптимальной структуры функционирования организаций. Эти процессы в той или иной мере направлены на разработку внутрифирменной стратегии развития производства продуктов и услуг и завоевание определенного сегмента рынка.

Ключевые слова: информационные технологии, интеграция, интегрированная информационная среда



Развитие экономических процессов в условиях глобализации рождает новые формы хозяйствования, которые осуществляются в рамках различных форм собственности. Отличительным признаком современного бизнеса является взаимодействие процессов непрерывной модификации, модернизации и поиска оптимальной структуры функционирования организаций. Эти процессы в той или иной мере направлены на разработку внутрифирменной стратегии развития производства продуктов и услуг и завоевание определенного сегмента рынка.

Еще в начале века преобладала концепция экстенсивного развития бизнеса, где основным критерием выхода и удержания позиций на рынке было наращивание мощностей. Современный же подход подразумевает гибкую структуру, позволяющую менять стратегию развития предприятия в зависимости от влияния факторов окружающей среды. Это позволяет тесно взаимодействовать с агентами внешней среды и максимально приближать предприятие к поставленной цели.

Таким образом, организация стремится интегрировать материальные, финансовые и информационные потоки, которые связывают ее с внешними экономическими системами.

В большинстве случаев свою деятельность предприятия начинают с одиночного бизнеса. Максимизация долговременной прибыли [1] для этих компаний означает, что конкурентоспособность в пределах своего рынка обеспечивается за счет стратегий дифференциации, ценового лидерства и фокусирования. Но для увеличения валовой доли в сегменте и/или получения стратегических преимуществ в снабжении или сбыте эти стратегии могут основываться на горизонтальной или вертикальной интеграции.

Полная интеграция в классическом представлении, когда формируется новый субъект рынка, осуществляется в процессе приобретения одной фирмой другой и установления полного контроля над собственностью и поведением подконтрольной компании. Иногда возникает ситуация, когда по тем или иным причинам установление полного контроля над собственностью невозможно. Однако менеджмент активной фирмы все же имеет возможность управлять активами подразделений структур. В этом случае мы имеем дело с явлением частичной интеграцией (квазиинтеграцией) [2].

Привлекательность проведения интеграции объясняется достижением достаточно высоких экономических показателей, которые недоступны при самостоятельном бизнес-процессе. Основные задачи организации состоят в выделении необходимых информационных, материальных и финансовых потоков, создании структуры новой технологической цепочки бизнес-процессов и непрерывном ее улучшении.

Проблема кроется в попытках вычленить отдельные куски этого цикла, забывая об обеспечивающих его информационных потоках. К примеру, при объединении двух предприятий нередко процесс технической поддержки выполняется последовательно: сначала проходит обработка проблемы на одном предприятии, потом на другом. Однако консолидируя информационные потоки, данный процесс можно интегрировать, тем самым сократив время его выполнения. Использование при этом методов непрерывного улучшения, бенчмаркинга и реинжиниринга бизнес-процессов [3] решит проблему интеграции.

Внешние и внутренние информационные потоки требуют консолидации и структурирования. Эту задачу решает интегрированная информационная среда, являющаяся необходимым элементом, который обеспечивает выполнение бизнес-процессов. Для этого на предприятии необходимо сформировать стратегию по управлению информационными потоками. К примеру, при совместной разработке продукта или услуги возникает необходимость обмениваться технической документацией либо собственными наработками. В этом случае имеет смысл сформировать правила предоставления документов (уровни и права доступа, условия предоставления в пользование).

Особую роль играют информационные потоки и бизнес-процессы, напрямую связанные с производством продуктов и услуг. Именно они нуждаются в постоянной поддержке. Бизнес-процесс оказания технической поддержки при тесном взаимодействии с клиентом обеспечивает предприятие информацией о проблемах, возникающих с изделием/услугой.

В процессе создания продукта без использования интегрированной среды информация, полученная от клиента, может быть утеряна или передана с неточностями, что снижает ее ценность. Современные информационные технологии обеспечивают эффективную интеграцию и управление бизнес-процессами вновь сформированного предприятия. Создание внутрикорпоративного портала позволит объединить производственные, сервисные и менеджерские отделы, максимально сокращая потери информации.

Возможности современных информационных систем, вкупе с телекоммуникационными технологиями, позволяют создавать такие формы квазиинтеграционных структур, как виртуальное предприятие. А стремление к повышению эффективности функционирования бизнес-процессов дало жизнь такой концепции, как CALS [1] (ИПИ [2]) [4]. Она призвана интегрировать информационное пространство независимо от вида и степени процессов.

Комплекс программных и технических средств, создание внутрикорпоративного сайта и разделение прав пользования информацией позволит не только интегрировать информационные ресурсы, но и сократить время обработки информации и доставки ее пользователю. Для начала необходимо сформировать инструкции по пользованию информацией и регламент ее предоставления.

Любая информация, имеющая отношение к продукту/услуге, должна быть представлена в электронном виде. Владелец информации (начальник отдела, ведущий специалист отдела) соответственно устанавливает права пользования информацией; пользователи делятся на группы, для которых назначаются права доступа. Центральным звеном в таком случае выступает хранилище данных, в качестве которого выступает сервер.

Информацию на сервере целесообразно разделить по жизненному циклу продукта либо по отделам. В этом случае наполнение базы данных по продукту будет осуществляться с разных направлений:

1) маркетинговая информация – рынок продаж, потребители услуг, план продаж, который в случае утверждения его руководством становится бюджетом продаж;

2) проектировочная – техническая информация по продукту, схемы, чертежи, и т.д.;

3) производственная – материалы, сырье, оборудование, нюансы производства продукта/услуги, поставщики, контакты поставщиков;

4) сбытовая – информация о клиентах, цены, условия продаж, контракты и т.д.;

5) эксплуатационная – ввод в эксплуатацию, информация о проблемах с изделием/услугой, техническая поддержка, обслуживание клиента.

Для доступа к серверу необходимо создать корпоративный сайт, с помощью него осуществляется непосредственная интеграция информации из разных отделов, а также назначаются права пользования ею. Для внешних пользователей и удаленного доступа к ресурсам целесообразно создать сервер VPN.

Для интеграции клиентов и поставщиков в информационную среду необходимо создать Интернет-ресурс. Коммуникационное решение задачи осуществляется в рамках построения компьютерной сети с возможностью удаленного доступа. Это интегрирует как внутренние, так и внешние информационные потоки предприятия, что позволяет управлять бизнес-процессами предприятия, вносить изменения и гибко перестраивать их структуру в зависимости от условий внешней среды.


Источники:

1. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент : учебное пособие. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2003. – 94 с.

2. Третьяк В.П. Квазиинтеграция: природа, формы проявления // Современные проблемы экономической теории. – М. : МГУ, 2004. - С. 84.

3. Кэмп С.Р. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов. – Днепропетровск : Баланс-Клуб, 2004. – 416 с.

4. Андронова О., Бойцов И. CALS по-русски означает ИПИ // Компьютер-Информ. – 2003. ‑ №17.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:20