Конкурентоспособность компании на олигопольном рынке с дифференцированным товаром
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Показатель конкурентоспособности компании – весьма полезная в практической деятельности характеристика. Она требуется широкому кругу экономических субъектов: а) менеджменту компаний в целях совершенствования управления; б) собственникам (в том числе потенциальным) для оценки капитализации; в) государству для сравнения национальных корпораций с зарубежными в условиях международной торговли.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, конкурентоспособность предприятия, показатели конкурентоспособности
Показатель конкурентоспособности компании – весьма полезная в практической деятельности характеристика. Она требуется широкому кругу экономических субъектов: а) менеджменту компаний в целях совершенствования управления; б) собственникам (в том числе потенциальным) для оценки капитализации; в) государству для сравнения национальных корпораций с зарубежными в условиях международной торговли.
Существующие методы оценки конкурентоспособности компаний недостаточно совершенны. В частности, заметным их минусом является отсутствие взаимосвязи метода оценки конкурентоспособности с типом рынка, на котором присутствует компания. Достаточно высокая доля обнаружения рынков дифференцированной олигополии в России делает анализ этого рынка перспективным.
Например, исследования Всемирного банка от 2003 года [1], направленные на анализ концентрации собственности, показали, что в российской индустрии наблюдается довольно значительная концентрация собственности в крупных финансово-промышленных группах (ФПГ). Их было выделено 22 ‑ 38,8% объема продаж в промышленности. Кроме того, исследования показали, что сосредоточенность ФПГ и их владельцев обнаруживается в крупных, капиталоемких и прибыльных отраслях. Учитывая этот факт, можно предположить, что доля олигопольных структур в российской промышленности составляет около 40%.
Авторский метод оценки конкурентоспособности компании с дифференцированным товаром в условиях олигополии представлен формулой (1):
Кратко прокомментируем основные идеи оценочного подхода, отраженные в формуле (1).
Оценка конкурентоспособности компании в формуле (1) опирается на тот факт, что конкурентоспособность – интервальная характеристика, поэтому в формуле конкурентоспособность i-ой компании оценивается на временном промежутке [t0 , t1+D).
Действительно, слово «способность», характеризующее конкурентоспособность наряду с понятием конкуренции, означает, что рассматриваемый субъект экономического соревнования не только выиграл соревнование, но и, что вероятно, выиграет его и в будущем. Иными словами, слово «способность» означает характеристику субъекта в течение каждой точки временного интервала, затрагивающего и будущий момент времени, т.е. некоего отрезка [t0, t1], где t0 – момент времени в настоящем, t1 – момент времени в будущем.
Для оценки конкурентоспособности на заданном промежутке времени [t0, t1] автором определяются и суммируются две вспомогательные величины: НЗП и среднее арифметическое мгновенных показателей конкурентоспособности компании в моменты времени t0 и t1.
Идея суммирования состоит в следующем. Предлагается оценивать интервальную величину конкурентоспособности при помощи оценки мгновенных конкурентоспособностей в концевых точках рассматриваемого временного промежутка, т.е. в точках t0 и t1. В этом случае оценивается свойство «способности конкурировать» на полуинтервале [t0, t1), однако это свойство не оценивается после точки t1, что не менее важно. Для устранения этого недостатка вводится величина НЗП, это свойство на полуинтервале [t1+D), где D – малая величина.
Таким образом, суммируя среднее значение мгновенных показателей конкурентоспособностей в t0 и t1 с НЗП, можно оценить и успешность компании на [t0 , t1), и ее способность быть успешной в чуть более отдаленном будущем, т.е. на [t1+D).
Величина НЗП характеризует независимость общей успешности компании от ее текущей успешности. Например, крупная компания с диверсифицированной деятельностью и мощными финансовыми активами имеет высокое значение НЗП, поэтому слабо зависит от текущих проигрышей в t0 и t1 на одном из рынков присутствия компании.
Коэффициент пропорциональности a на рынке дифференцированной олигополии имеет большее значение, чем, например, на рынке монополистической конкуренции. Действительно, высокие входные барьеры на олигопольном рынке усиливают относительное значение НЗП для компании и уменьшают относительное значение мгновенных конкурентоспособностей. Конкретную величину a планируется оценивать экспертным путем.
Для оценки мгновенных конкурентоспособностей в t0 и t1 автором выдвигаются и обосновываются две гипотезы (обоснование гипотез не рассматривается в рамках этой статьи).
Первая гипотеза состоит в том, что мгновенный показатель конкурентоспособности в условиях олигополии с дифференцированным товаром можно оценивать как произведение рыночной доли, присвоенной компанией, и результата, полученного от этого присвоения.
Вторая гипотеза состоит в том, что в условиях дифференцированной олигополии наиболее вероятным событием является независимость минимально необходимой мгновенной конкурентоспособности от присвоения компанией доли подвижного рынка. Минимально необходимая мгновенная конкурентоспособность компании с высокой степенью вероятности зависит только от присвоения компанией доли стационарного рынка.
Под подвижным рынком понимаются расходы потребителей, про которые с высокой степенью вероятности нельзя сказать, какой компании они будут принадлежать по итогам соперничества. Стационарный рынок – это расходы потребителей, принадлежность которых конкретной компании можно предсказать с высокой степенью вероятности.
Поскольку мгновенная конкурентоспособность компании зависит преимущественно от стационарного рынка, то мгновенная конкурентоспособность в t1 прогнозируется с высокой степенью вероятности, равной мгновенной конкурентоспособности в t0. Вероятность этого события обозначена в формуле как р, вероятность обратного события – как (1-р).
В качестве мгновенной конкурентоспособности в будущий момент времени t1 (которая является случайной величиной) автором предлагается использовать математическое ожидание мгновенной конкурентоспособности в t1.
Метод оценки конкурентоспособности, представленный в этой статье, перспективен для практического использования, поскольку обладает следующими достоинствами:
1) оценивает конкурентоспособность как интервальную величину, т.е. оценивает, в дополнение к оценке настоящего, будущее развитие событий;
2) позволяет упростить оценку конкурентоспособности компании в условиях дифференцированной олигополии за счет учета особенностей именно этого типа рынка;
3) не требует большого количества внутренней информации о компании (результат R и НЗП достаточно оценить только за счет измерения финансовых показателей компании, а вероятность р и доли стационарного и подвижного рынка – за счет маркетингового исследования). Поэтому этот метод подходит для внешнего по отношению к компании оценщика конкурентоспособности.
При доработке метода с целью его практической реализации рекомендуется нормировать величины R и НЗП. Учитывая то, что доли рынка и соответствующие вероятности уже нормированы (по определению), т.е. обе эти величины Î [0;1], показатель конкурентоспособности Ci ( [t0, t1+D)) также будет нормированной величиной. Такой подход предоставит дополнительные преимущества оценщику конкурентоспособности, поскольку для вынесения окончательного суждения о величине конкурентоспособности конкретной компании ему не потребуется сравнивать конкурентоспособности компаний между собой.
Источники:
2. Мусатова Н.В. Особенности оценки показателя конкурентоспособности олигопольной компании на рынке с наличием ситуаций равновесия.// Материалы XIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», 11-14 апреля 2007 г., Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:53:26