Особенности управления инвестиционным процессом в регионах Российской Федерации в условиях нестабильной экономики

Смирнов В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях многолетнего кризиса отрасли инвестиционного комплекса Российской Федерации не только оказались лишенными полноценного спроса, но и в существенной мере потеряли стратегические ориентиры своего развития.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, экономика региона, нестабильная экономика



В условиях многолетнего кризиса отрасли инвестиционного комплекса Российской Федерации не только оказались лишенными полноценного спроса, но и в существенной мере потеряли стратегические ориентиры своего развития.

Одной из основных проблем реформирования и развития отечественной экономики является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60% основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционного потенциала субъектов предпринимательской деятельности на мезоуровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе [3, С.5].

В условиях нестабильной экономики возможности инвестиционного комплекса РФ не в состоянии обеспечить ввод прогрессивных фондов в подавляющем числе секторов отечественной экономики и не позволяют решить задачу ее структурно-технологической модернизации. Возможности некапиталоемкого роста довольно ограниченны, и уже через несколько лет все свободные ресурсы могут быть задействованы, следовательно, без значительного наращивания инвестиций дальнейший рост экономики будет неосуществим.

Развитие экономики невозможно без поглощения финансовых ресурсов, т.е. без притока капитала. Инвестиционный процесс обеспечивает поглощение (приток) инвестиций и компетенций («строительного материала» и «строителей») и потому является системообразующим фактором развития экономики [1].

Основным критерием оценки инвестиционной составляющей экономического роста РФ является инвестиционная активность, представляющая собой совокупность экономических отношений, которые отражают эффективность процессов формирования и использования внутреннего и привлеченного капитала для достижения целевых функционирования экономических систем разного уровня.

Современное управление инвестиционным процессом в регионах РФ должно включать в себя, как минимум, следующие этапы:

1) анализ текущего состояния инвестиционного процесса, в том числе анализ инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска;

2) анализ потребности в инвестициях;

3) определение структуры инвестиций, относительной инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска;

4) разработка, выбор и реализация мероприятий, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность;

5) контроллинг инвестиций;

6) формирование условий, способствующих изменению параметров социально-экономической системы.

Невозможно достичь высоких темпов развития социально-экономической системы РФ, используя только рыночные механизмы, поэтому возникает необходимость дополнительных регулирующих воздействий со стороны органов управления страной, регионом, отраслью посредством следующих друг за другом циклов усовершенствования системы управления инвестиционным процессом.

Инвестиционная привлекательность региона обусловлена [2, С.7]:

− степенью индустриального развития;

− географическим расположением и природно-климатическими условиями;

− уровнем развития инфраструктуры, в том числе для инвестиционной деятельности;

− существенностью имеющихся льгот для инвесторов;

− степенью выгодности разработки полезных ископаемых.

Сущностью процесса инвестирования должны стать вложения всех возможных ресурсов в реальный сектор экономики, т.е. в основной и оборотный капитал предприятий. При этом главные этапы инвестирования следующие:

– преобразование инвестиционных ресурсов в капитальные затраты, т.е. процесс преобразования инвестиций в реальные объекты инвестиционной деятельности;

– формирование условий для трансформации вложенных инвестиций в прирост капитальной стоимости;

– совершенствование процесса реализации прироста капитальной стоимости с целью расширения спектра факторов генерирующих прибыль.

Стратегия управления инвестиционным процессом в регионе заключается в эффективном воздействии федеральных и региональных органов власти на структурированную совокупность системообразующих факторов, таких как: институциональные, экономические, социальные, нормативно-правовые, налоговые, финансовые и банковские, эколого-географические, - которые, в свою очередь, являются определяющими при формировании инвестиционной привлекательности.

Основным принципом управления инвестициями в регионе может быть создание централизованной системы, целями которой являются стимулирование инвестиционной деятельности в регионе и повышение его инвестиционной привлекательности [4, С.114-116].

Можно выделить три уровня инвестиционной привлекательности.

На первом уровне рассматривается инвестиционная привлекательность отдельной организации, которая зависит от:

− показателей эффективности деятельности;

− ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости;

− перспектив развития и возможностей сбыта продукции;

− репутации (имиджа) на внутреннем и внешнем рынках;

− рыночного курса акций;

− величины чистой прибыли, приходящейся на одну акцию и др.

Второй уровень – инвестиционная привлекательность отрасли экономики, характеризующаяся:

− качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции;

− доходностью продажи, уровнем прибыльности используемых активов, доходностью собственных средств и инвестированного капитала;

− технико-экономическим уровнем производства;

− возможностью дальнейшего саморазвития;

− эффективностью инвестиций;

− резервами повышения производственного, финансового, инвестиционного, трудового потенциалов.

Третий уровень – развитие региона как самостоятельного звена в экономическом комплексе государства и повышение эффективности региональной экономики, которые возможны на базе мощного инвестиционного комплекса, обеспечивающего формирование и развитие портфеля результативных бизнес-проектов. Бизнес-проект следует рассматривать как совокупность организационных структур, нормативных документов, технологий, кадровых ресурсов, методик, механизмов и инструментов, позволяющих наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы региона.

По нашему мнению, для того чтобы из всего многообразия возможных направлений вложения финансовых средств выбрать то, которое является наиболее эффективным с точки зрения достижения инвестиционных целей, необходимо обстоятельно их проанализировать.

Полный фундаментальный анализ должен проводиться в три этапа.

Первый этап – рассматривается состояние экономики региона в целом. Это позволяет выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования, и определить основные факторы, детерминирующие указанную ситуацию.

Второй этап – анализ состояния отраслей и подотраслей экономики региона. Выявление предпочтительных направлений размещения средств создаст предпосылки для выбора конкретных инвестиционных сегментов, которые обеспечат наиболее полное выполнение инвестиционных задач.

Третий этап – подвергается анализу состояние отдельных фирм и компаний. Это дает возможность определить, какие предприятия являются наиболее и наименее привлекательными.

В целом, следует отметить, что основными причинами привлечения инвестиций в экономику субъектов РФ являются потребности в обновлении имеющейся материально-технической базы, в наращивании объемов производственной деятельности и освоении инновационных видов продукции.


Источники:

1. Идрисов А. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании / А. Идрисов // Контроллинг в России. - 2002. - №1.
2. Прибыткова Г. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики // Инвестиции в России. – 2005. - №3 (122). - С. 3-9.
3. Чуб Б.А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне / Под ред. Бандурина В.В. – М. : Буквица. 2001. – 227 с.
4. Чуб Б.А., Бандурин А.В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : ТДДС «Столица-8», 1999. – 272 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:53:46