Современное состояние предпринимательства в Республике Калмыкия
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-1 (105), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Цатхланова Н.А., Нимеева Д.В., Карнаева Г.В. Современное состояние предпринимательства в Республике Калмыкия // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 50-54.
Аннотация:
Малое предпринимательство – динамичная форма хозяйствования, которой присущи гибкость и умение чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. В процессе своего функционирования субъекты малого бизнеса ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, способствуют проявлению инициативы и предприимчивости работников.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, Республика Калмыкия
Малое предпринимательство – динамичная форма хозяйствования, которой присущи гибкость и умение чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. В процессе своего функционирования субъекты малого бизнеса ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, способствуют проявлению инициативы и предприимчивости работников.
Современный российский малый бизнес формируют три составляющие: малые предприятия (юридические лица), индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Малый бизнес – феномен капиталистической экономики, существующий наряду с крупным и средним предпринимательством. Он существенно облегчает выход экономики из кризиса, образует своеобразный «предохранительный клапан» для смягчения остроты проблем занятости. Развитие малого предпринимательства также способствует расширению налогооблагаемой базы, созданию цивилизованной конкурентной среды, насыщению рынка необходимыми и разнообразными товарами, оживлению спроса и предложения, снижению социальных нагрузок на расходы бюджета.
Малое предпринимательство в развитых странах – основа их экономик. Так, доля занятых в этом секторе в Германии, Англии и США составляет 40-50%, в Италии и Японии доходит до 75-78%, а удельный вес произведенной продукции в ВВП – более 50% [3]. В России эти показатели невелики: в среднем занятость находится на уровне 30-35%, а доля производства – 12-14%. Несмотря на постоянное стремление государства создать максимально благоприятные возможности для развития малого бизнеса, положение дел в данном секторе изменяется не всегда в лучшую сторону. Такая тенденция отчетливо прослеживается при анализе развития малого предпринимательства в Республике Калмыкия (РК).
Возникает закономерный вопрос: почему на фоне стабилизации экономики в стране региональное развитие Калмыкии и, прежде всего, малого бизнеса, безнадежно отстает, есть ли вообще потенциал роста предпринимательства в регионе? Конечно, причины столь неблагоприятной ситуации очень обширны. Это и захват данной сферы административным ресурсом, создание искусственных барьеров не только для вхождения малых предприятий на рынок, но и формирование столь неблагоприятных условий, при которых существовавшие ранее должны ликвидироваться (например, высокая плата за аренду помещений). Безусловно, основным фактором является общий экономический потенциал субъекта и, к сожалению, для РК он очень ограничен. Экономически активное население покидает регион из-за высокого уровня безработицы, отсутствия развитого производства, что стимулирует ввоз товаров из-за пределов республики. Все это формирует высокие цены на потребительском рынке, что при низкой оплате труда снижает и качество, и уровень жизни населения.
Являясь на сегодняшний день самой передовой формой ведения бизнеса, малые предприятия уходят с арены регионального развития РК. Несомненно, что эта негативная тенденция была продиктована не поддержкой государства, а скорее безразличием региональных властей к проблемам развития малого предпринимательства. Анализ направлений государственной поддержки в этой сфере, выражающихся в финансировании целевых программ республиканского и муниципального значения, показал, что в основном эти документы носят обязательный к разработке и необязательный к исполнению характер, а заложенные в них направления развития малого бизнеса в большей степени не реализованы в виду отсутствия финансирования. Так, за 1997-2006 гг. ни одна республиканская целевая программа в области поддержки малого бизнеса не исполнена даже наполовину, то же можно сказать и о муниципальной политике в этой области.
Несмотря на явное безразличие региональных и муниципальных властей, в 2003-2004 гг. по отношению к 2002 г. наблюдаем положительную динамику, выраженную в некотором росте количества предпринимательских структур в секторе малого бизнеса [2]. В 2005 г. же происходит резкое сокращение количества малых предприятий по отношению к 2000 г. в 3,3 раза.
Отраслевая структура изучаемого сектора экономики свидетельствует о следующем: торговля и общественное питание удерживают доминирующие позиции на протяжении всех лет исследуемого периода. Относительно стабильны позиции малых предприятий, представляющих промышленность и строительство [7].
За период 2000-2005 гг. наблюдалась устойчивая тенденция сокращения числа малых предприятий в сельском хозяйстве, являющимся производственным профилем РК. Плачевное положение этой отрасли объясняется многими причинами: от суровых природно-климатических условий до отсутствия интереса со стороны государства. Сочетание этих факторов провоцирует уход из производства многих предприятий. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» нашла положительный эффект, выразившийся в увеличении количества малых предприятий в 2006 г. по сравнению с 2000 г. на 2,1%, что вселяет некоторый оптимизм.
О вкладе малых предприятий в экономику РК можно судить по следующим данным 2006 г.:
− доля работников в общей численности занятых в экономике республики составила 3,3%;
− доля в отгрузке товаров собственного производства, выполненных работ и услуг – 12,9%;
− доля в инвестициях в основной капитал – 1,9%.
Серьезный перелом в аграрной политике страны произошел в прошлом году. Так, в результате включения АПК в нацпроект впервые за годы реформ сельское хозяйство стало одним из приоритетов социально-экономической политики. Кроме того, был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [5]. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» предусмотрен к реализации по 2-м направлениям: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе [6].
Свою роль в достижении цели роста сельскохозяйственного производства должны сыграть и так называемые малые формы хозяйствования на селе – фермерские и личные подсобные хозяйства. Их рентабельность и производительность могут быть даже выше, чем у крупных сельхозпредприятий. Кроме того, эти малые хозяйства решают большую социальную задачу, обеспечивая занятость на селе. Государство заинтересовано и обязано создавать условия, чтобы в сельхозпроизводстве, на земле, в сельской местности появлялось все больше крепких хозяев [4]. Однако многие проблемы здесь все еще решаются крайне медленно.
В последние годы структура малых предприятий по видам экономической деятельности практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. около 30% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.
Создание новых предприятий наталкивается на нерешенные до конца проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства:
− несовершенство системы налогообложения;
− неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки малых предприятий;
− отсутствие механизмов самофинансирования;
− отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
− организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
− административные барьеры.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно.
Первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства должны охватывать: преодоление административно-бюрократических барьеров в лицензировании, участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд, принципиально новые механизмы инвестиционно-кредитной поддержки, новую налоговую систему.
В целом, комплекс перечисленных мероприятий должен способствовать формированию стратегических планов и прогнозов развития предпринимательского сектора и их реальному воплощению.
Источники:
2. Калмыкия в цифрах. Статистический сборник. – Элиста: Территориальный орган Росстата по Республике Калмыкия, 2006. – С. 139.
3. Крутик А., Учурова Е. Государственная поддержка малого предпринимательства // Хальмг Унн. – 25.10.2003 г. ‑ №7.
4. Балакаева Н. Алексей Гордеев: Калмыкия ‑ лидер по производству мяса // Известия Калмыкии. – 07.04.2007.
5. Гордеев А.В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2006. ‑ №1. – С.4-6.
6. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». – М., 2005
7. Деятельность малых предприятий в Республике Калмыкия в 2006 году. – Элиста: Территориальный орган Росстата по Республике Калмыкия, 2007. – С. 5.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:53:48