А что, если?..
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (11), Ноябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Елин В.А. А что, если?.. // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 11. – С. 32-38.
Аннотация:
Кажется, всего 13 лет прошло c момента очередного выпуска аспирантов МВТУ им. Баумана и защиты диссертации президентом корпорации “ЕМСТС” Елиным В.А. Много это или мало? Конечно по сравнению с процессом эволюции человечества – это слишком ничтожный срок, но в бизнесе этого времени вполне достаточно для реализации собственной идеи.
Ключевые слова: МГТУ им. Н.Э. Баумана, таможенное оформление, единое таможенное пространство
В 1995 появилась на свет Корпорация “Единая Международная Сеть Таможенных Складов”. До Корпорации “ЕМСТС” мы в течение 5 лет пробовали себя в различных сферах бизнеса.
Сначала (1988-1990) открылись НПК “Биотекс” и научная лаборатория “Мединформтех”, где я был и учредителем и директором. Потом было СП “Шанс”. Затем - компания “Элис-групп” по продаже автомобилей, где я снова был и учредителем и директором. Наконец, в 1994 году мы открыли таможенный склад “ВВВ” - один из первых в Московской области (лицензия № 004). Уже первый год работы показал, что этот вид деятельности является перспективным. Эта ниша только начала заполняться, импортерам и экспортерам были необходимы таможенные склады.”
У каждого человека есть свои секреты общения, у каждого бизнесмены ‑ свои методы ведения дела. У нас есть один судьбоносный вопрос, позволяющий постоянно развивать бизнес и охватывать все новые и новые категории клиентов: “А что если..?”.
Как все начиналось
В 1993 году коммерческие фирмы начали открывать складские комплексы, на которых размещались таможенные склады (ТС) и склады временного хранения (СВХ). Разберемся, что же означают эти понятия.
Таможенный склад имеет два назначения:
1) специально выделенное и должным образом обустроенное помещение, открытая площадка или иное место, предназначенное для хранения товаров и транспортных средств под таможенным контролем.
2) обеспечение соблюдения предусмотренного Таможенным кодексом РФ таможенного режима (Глава 7 ТК РФ), при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот в соответствии с ТК РФ.
Склад временного хранения ‑ специально выделенное и обустроенное помещение, где осуществляется временное хранение товаров и транспортных средств под таможенным контролем с момента их представления таможенному органу и до выпуска или предоставления его юридическому лицу в распоряжение (в соответствии с выбранным таможенным режимом).
Разница между этими понятиями в сроках хранения товара:
‑ на СВХ товар хранится только в период осуществления таможенного оформления,
‑ на ТС – в зависимости от выбранного режима – до 3 лет, а также в выполнении таможенных формальностей.
На территории одного складского комплекса могут быть выделены площади как под ТС, так и под СВХ, поэтому для удобства, будем называть склад, на котором можно хранить товар во время таможенного оформления, таможенным терминалом (ТТ).
Таможенное оформление товаров, помещенных на ТТ, осуществляется специалистом – таможенным брокером, причем им может быть как физическое, так и юридическое лицо, имеющее лицензию ГТК РФ. При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность за предоставление достоверной информации таможенным органам в процессе таможенного оформления.
В начальный период развития таможенных терминалов каждый второй импортер мучился вопросом: “Как произвести таможенное оформление товаров быстро и без головной боли?”
В те времена работало всего около 10 больших и 15-20 средних таможенных терминалов. Их пропускная способность была ограничена и очередь на таможенное оформление составляла 100-150 большегрузных автомобилей. В течение нескольких лет, начина с 1993 года в Москве и Московской области было зарегистрировано около 800 ТС. К 1995 году только 400 ТТ сохранили лицензии, из них только 116 работали на полную мощность.
Именно в тот период (1994) в Павловском посаде был открыт таможенный терминал “ВВВ”.
Практически сразу возник тот самый судьбоносный вопрос “А что, если открыть не один таможенный терминал, а несколько, причем охватить наиболее важные регионы России и СНГ с большим объемом экспортно-импортного оборота?”. Так родилась концепция Корпорации “Единая Международная Сеть Таможенных Складов”.
В 1994 г. в Раменском районе Московской области открылся склад временного хранения, а именно: “Первый терминал” с общей площадью складирования 12 000 м2, который и по сей день входит в число крупнейших терминалов Москвы и Московской области.
В 1995 году были созданы два таможенных терминала на Украине: СВХ “СМС” (20 000 м2) – в Ивано-Франковске и СВХ “Форум” (8 000 м2) – в Запорожье.
В 1996 году была начата работа по созданию крупного таможенного терминала промышленной зоне “Очаково” г. Москвы. В 1999 году на Рябиновой улице начал функционировать “Запад Терминал” (17 000 м2), который является одним из крупнейших складских комплексов г. Москвы и по оснащению отвечает всем международным стандартам.
Развитие концепции
Если представить весь процесс от заключения внешнеторгового контракта до доставки товаров грузополучателю в виде схемы, то он будет выглядеть так:
Из этой схемы видно, какой сложный путь проходит товар от отправителя к получателю:
1 – заключение внешнеторгового контракта на поставку товаров
2 – перевозка до приграничного таможенного поста
3 – перевозка до ТС
4 – осуществление таможенного оформления (ОТО и ТК 0 отдел таможенного оформления и таможенного контроля)
5 – доставка товаров грузополучателю
Итак, на первом этапе (1994-1996) было открыто несколько ТС. И опять возник вопрос: “А что, если охватить весь процесс доставки и таможенного оформления и предложить клиенту комплекс услуг?”. Таким образом участнику ВЭД не потребуется искать отдельно перевозчика, отдельно таможенного брокера и отдельно таможенный терминал.
Началась активная работа по поиску транспортных компаний, осуществляющих международные перевозки. Поиски увенчались успехом и теперь партнеры Корпорации осуществляют перевозки по территории Европейского Сообщества и стран СНГ автомобильным, железнодорожным и авиа транспортом.
К настоящему моменту в Корпорации занято более 200 сотрудников с большим опытом работы в области логистики, таможенного бизнеса, торговых операций, перевозок, охранной деятельности и др. Ведущие сотрудники Корпорации работают в частном бизнесе c 1988 года, а в таможенном и складском бизнесе с 1993 года.
Корпорация пользуется вполне заслуженным авторитетом не только у своих клиентов, но и в Государственном Таможенном Комитете РФ и Центральном Таможенном Управлении как компетентная организация в области таможенного права и таможенной деятельности. (Более подробную информацию можно получить на корпоративном сайте www.emctc.ru)
По решению Правительства г. Москвы от 6 марта 1997г. № 222 – РП, ГТК РФ, а также по Распоряжению Правительства Москвы № 122 от 17 февраля 1998 года в ближайшее время все склады из центра г. Москвы будут выводиться за пределы Московской окружной железной дороги, а затем – и Московской Кольцевой Автомобильной Дороги (далее МКАД).
В июле 2000 года вышел Приказ ЦТУ № 4, согласно которому в Москве и Московской области должно остаться около 100 базовых терминалов, на которых будут размещены отделы таможенного оформления. Теперь идет жесткий отбор таможенных терминалов, отвечающих требованиям Центрального таможенного оформления.
Освоение виртуального пространства
Создана сеть таможенных терминалов, оказывающих брокерские, складские, логистические и консалтинговые услуги. Разве этого мало? Но в начале 90-х гг. практически все передовые западные компании имели свою нишу на Интернет-рынке.
В России же Интернет только начинал развиваться. Возник вопрос:
“А что, если привлекать клиентов через Интернет и предоставлять им свежую информацию о таможенном бизнесе (ведь мы уже имеем опыт работы в нем и могли бы им поделиться)?”
Свой новый проект мы назвали “Информационно-консультационная система “Виртуальная таможня” - www.custom-house.ru или www.vch.ru.
Система должна была объединить все накопленные за 7 лет знания и опыт в области таможенного законодательства, таможенного, складского и транспортного бизнеса, консалтинга, логистики, рекламы и торговли.
ИКС “Виртуальная Таможня” зарегистрирована в 1998 году Всероссийским научно-техническим информационным центром как интеллектуальный продукт и имеет свидетельство о регистрации №70980000027.
На ИКС “Виртуальная таможню” можно получить on-line консультации у высококвалифицированных специалистов по вопросам таможенного законодательства РФ, практические рекомендации по таможенному оформлению и доставке таможенных грузов. Консультантами являются сотрудники Корпорации “ЕМСТС”, которые накопили практический опыт работы в государственных и коммерческих таможенных структурах.
На сервере размещена постоянно обновляющаяся информация по вопросам российского таможенного законодательства, необходимые документы для экспортно-импортной деятельности. Информация адаптирована для предпринимателей (как для физических так и для юридических лиц) и доступна как на русском так и на английском языках.
Структура сайта
1) Главная страница.
На главной страничке сайта находится раздел “Новости российской таможни”, где можно прочитать свежую информацию об изменениях таможенного законодательства и таможенных процедур, анонсы приказов ГТК РФ. Разделом новостей интересуются многие компании, в том числе РосБизнесКонсалтинг (www.rbc.ru), Гарант Парк (www.park.ru) которые публикуют новости из Виртуальной Таможни в своих новостных лентах.
2) Таможня для всех.
Здесь размещена первичная базовая информация, касающаяся специфики таможенного оформления и таможенного контроля для различных категорий пользователей:
‑ для участников внешнеэкономической деятельности;
‑ для торговых и дипломатических представителей;
‑ для физических лиц.
3) Таможня для профессионалов.
Данный раздел создавался как рубрика с более детальной и специализированной информацией, которая требует дополнительной проработки с учетом накопленного опыта.
4)Таможенный справочник.
Раздел специально создан, чтобы, не отходя от компьютера, можно было получить информацию о компаниях, предоставляющих таможенные, складские и транспортные услуги, программное обеспечение, оборудование и аксессуары для складов и подобрать наиболее выгодный вариант сотрудничества.
Созданная ИКС не стала последним этапом в освоении Интернет-пространства. Опять появился вопрос: “А что, если…?”
Поэтому следующим шагом станут новые проекты:
Таможенный портал СНГ и стран Балтии;
Виртуальная таможенная академия;
Виртуальный таможенный банк;
Виртуальная транспортная компания;
Виртуальная страховая компания;
Универсальный виртуальный терминал;
Виртуальный таможенный брокер;
Виртуальная торговая компания;
Виртуальное охранное агентство;
Виртуальное рекламное агентство, гармонично дополняющие и стимулирующие реальный таможенный бизнес.
Можно сказать, что вопрос “А что если…?” стал девизом развития Корпорации “ЕМСТС”. Это вполне “предпринимательский” вопрос, так как, прежде чем, что-либо сделать (предпринять) и руководство, и рядовые сотрудники Корпорации непременно им задаются.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:14:18