Национальные компании в геополитике государства: анализ функций, целей, факторов
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мергалиева Л.И. Национальные компании в геополитике государства: анализ функций, целей, факторов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 56-60.
Аннотация:
С точки зрения функций и роли в экономике страны национальные компании являются проводниками государственных интересов. Как правило, они создаются в стратегических отраслях, например, нефтегазовой, металлургической, аграрной. Экономические интересы некоторых национальных компаний выходят далеко за территориальные границы собственного государства («Газпром», CNPC), представляя, таким образом, геополитические интересы страны.
Ключевые слова: крупный бизнес, национальные компании, геополитические интересы, стратегические отрасли, государственные интересы
С точки зрения функций и роли в экономике страны национальные компании являются проводниками государственных интересов. Как правило, они создаются в стратегических отраслях, например, нефтегазовой, металлургической, аграрной. Экономические интересы некоторых национальных компаний выходят далеко за территориальные границы собственного государства («Газпром», CNPC), представляя, таким образом, геополитические интересы страны.
Вот наиболее известные функции, которые национальная компания выполняет в экономике:
‑ преследует интересы государства в контрактах, в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с зарубежными партнерами;
‑ является своеобразным противовесом частному или иностранному присутствию в отрасли;
‑ приносит государству доход в виде выплаты дивидендов;
‑ поддерживает большой штат сотрудников, увеличивая занятость населения;
‑ обеспечивает реализацию социально-ориентированных проектов и программ развития в стране;
‑ усиливает позиции государства в стратегических отраслях, укрепляет экономический суверенитет;
‑ активно участвует в формировании цен на стратегическую продукцию;
‑ формирует запас стратегической продукции;
‑ сохраняет стратегические ресурсы для последующих поколений;
‑ является гарантом стабильности национальной экономики.
В условиях глобализации государственную собственность можно рассматривать как инструмент геополитики. Возьмем в пример топливно-энергетический сектор мировой экономики, в частности, нефтегазовый. Геополитическая функция национальных компаний проявляется в стремлении расширить свои географические масштабы, выйти за границы своего государства.
Масштабы деятельности национальных компаний на мировой арене зависят от следующих факторов:
‑ инвестиционного потенциала компании;
‑ геополитических интересов государства.
Геополитическая функция выражается в желании контролировать энергетические ресурсы не только у себя на родине, но и за рубежом, включая активы стран-импортеров. При этом конечной целью является охватить всю цепочку производственного процесса: от добычи нефти до обслуживания на АЗС. Таким образом, национальные компании представляют определенную угрозу для широко известных частных западных корпораций.
Поделим страны на ресурсодостаточные и ресурсодефицитные. К первым относятся: Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Венесуэла, Иран, Кувейт и т.д. Во вторую группу входят: США, Китай, Индия, Южная Корея, Япония и т.д. Рассмотрим, какие цели стоят перед этими странами:
Ресурсодефицитные страны
|
Ресурсодостаточные страны
|
Получить доступ к энергетическим ресурсам
Обеспечить любой ценой безопасность для своих инвестиций и активов за рубежом Пропагандировать свою валюту в качестве расчета за ресурсы на мировых рынках. |
Получить доступ к перерабатывающим заводам, контролировать весь процесс от добычи до услуг АЗС
Освоить технологии добычи нефти в суровых условиях, на шельфе Построить независимую от экспорта нефти экономику |
‑ в качестве противовеса иностранным нефтяным компаниям;
‑ для контроля за уровнем добычи, за ценами, количеством экспорта;
‑ для максимизации прибыли от эксплуатации месторождений.
На мировой арене нефтедобывающие страны через свои национальные компании проводят достаточно активную политику. С точки зрения геополитических интересов можно сказать, что для национальных компаний характерна тенденция расширения географической зоны своей экономической деятельности. Такие компании, как Saudi Aramco, National Iranian Oil Company, Kuwait Oil Company, «Роснефть» и др. имеют в своих активах месторождения, перерабатывающие заводы и АЗС в разных странах. Эти компании стараются взять под контроль весь производственный цикл: от производства сырой нефти до обслуживания на АЗС. Активные национальные компании не довольствуются собственными запасами. Они расширяют свое присутствие, приобретая энергетические мощности за рубежом или предоставляя доступ к своим ресурсам в обмен на равноценные иностранные активы или в обмен на технологии.
Saudi Aramco развивает свою сеть и имеет представительства в 23 странах, и это не только предприятия-филиалы по экспорту нефти. В США национальная компания имеет доли в Aramco Services Co., Saudi Refining Inc. Aramco Associated Co., Motiva Enterprises LLC, в активы которых входят нефтеперерабатывающие заводы, несколько тысяч автозаправочных станций.
Рассмотрим вторую группу – ресурсодефицитные страны. Условно поделим их на государства, использующие в своей политике «старые» и «новые» принципы. Энергетический рынок США и Европы сформировался очень давно, его по-прежнему представляют всем известные частные корпорации Chevron, British Petroleum, ConocoPhillips, ExxonMobil, Royal Dutch Shell. Это старые компании с большой историей, которые в 20 веке сыграли огромную роль в разведке, добыче нефти и газа по всему миру. Традиции в нефтегазовой отрасли США и Европы остаются – частный сектор в топливно-энергетическом секторе для них пока приемлем и не подлежит национализации.
Существенно отличается подход к обеспечению своей страны ресурсами в Китае, Индии, Японии, Южной Корее. Здесь в нефтегазовой сфере работают национальные компании, которые прилагают большие усилия для приобретения ресурсов за рубежом. Их активная деятельность очень впечатляет.
Китайская нефтяная компания China National Petroleum Corporation (CNPC) владеет нефтяными и газовыми активами в 27 странах, и обеспечивает сервис, инженерные и конструкторские работы в 49 странах мира: от Азербайджана до Эквадора. Самые крупные месторождения компании сосредоточены в Судане, Казахстане, Венесуэле и Эквадоре. По данным 2006 года, национальная нефтяная компания Китая нарастила добычу нефти до 106 млн. тонн, а газа – до 44 млн. куб. метров в год. Доказанные резервы составляют 615 млн. тонн нефти и 365 млрд. куб. м. газа. Вероятные запасы нефти доходят до 1,8 млрд. тонн, а газа – до 2 млрд. куб. м.
Индийская национальная компания Oil and Natural Gas Corporation (ONGC) работает в 15 странах по 29 проектам, суммарные инвестиции в которые составили около 5 млрд. долларов США. На ее долю приходится 78% всего производства индийской нефти и газа. Ее дочернее предприятие ONGC Videsh Limited добывает нефть за рубежом, с производственной мощностью в 4,5 млн. тонн нефти в год. Ее проекты распространены достаточно широко: Вьетнам, Россия, Иран, Ливия, Мьянма, Сирия, Катар, Нигерия, Бразилия, Колумбия и т.д. Только за 2006 и начало 2007 года компания получила доли в 9 проектах в 6 странах.
Например, в Южной Корее, где нет в достатке собственной нефти, существует национальная нефтяная компания Korea National Oil Corporation (KNOC). Она была основана в 1979 с целью сохранения и стабилизации поставок нефти и других ресурсов на территорию государства. А сейчас эта компания имеет углеводородные месторождения в нескольких добывающих странах, обеспечивая реализацию геополитических интересов.
Географический фактор в деятельности национальных компаний расширяется. Этому способствует ряд факторов:
1. Быстрое развитие всевозможных средств коммуникаций (средства связи, средства передвижения, Интернет).
2. Исчезновение культурных, языковых барьеров между народами.
3. Высокая степень экономической интеграции и либерализации.
4. Социально-политическая стабильность государства или региона.
5. Рост потребления ресурсов.
6. Лояльность по отношению к иностранным инвестициям (например, предоставление земель в иностранную собственность под строительство трубопроводов).
7. Проблема истощения энергетических ресурсов.
Так, государственные компании Китая, России, Индии выходят на арену мировой энергетической политики в поисках новых нефтяных и газовых источников и начинают конкурировать между собой и с транснациональными концернами западных стран за обеспечение ресурсной базы. Они помогают государству реализовать свои геополитические амбиции. Именно национальные компании сегодня контролируют основную часть энергоресурсов, по существу являясь неофициальными государственными министерствами.
Источники:
2. Трусливые гиганты. // Newsweek. 19.11.2007. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/translation/237919.html
3. Галаджий И. Маленький гигант. // Нефть России. – 2004. ‑ №2.
4. Официальный сайт Oil and Natural Gas Corporation [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.ongcindia.com
5. Официальный сайт China National Petroleum Corporation [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.cnpc.com.cn
6. Официальный сайт Korea National Oil Corporation [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.knoc.co.kr
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:48:53