Rare earth metals as an instrument of geopolitics: challenges and opportunities for Russia

Shilchenko T.N.1, Zimovets A.V.1
1 Таганрогский институт управления и экономики

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 6 (June 2025)

Citation:

Abstract:
The authors of the article conducted a thorough analysis of the role of rare earth metals in the global economic and political systems, including their impact on Russia's state sovereignty and economic security. The research is based on the research of leading economists and management experts, as well as up-to-date statistical data on the extraction and processing of rare earth elements and their prices. The article develops practical measures for the domestic rare earth extraction industry. The article includes proposals for organizing public-private partnerships, introducing innovative extraction and processing technologies, and expanding international cooperation in this field. The article pays special attention to strategically important initiatives, such as creating an industry operator and consolidating the legislative status of rare earth metals as a critically important resource for Russia. The article is useful for public authorities responsible for developing mineral resource strategy, industrial CEOs interested in diversifying their supply of raw materials, and researchers and experts dealing with economic security and sustainable state development. The study's results can inform import substitution programs and reduce dependence on foreign suppliers of critical resources.

Keywords: rare earth metal, economic security, import substitution, public-private partnership, mineral resource complex, strategic resources

JEL-classification: H110, H560, А130



Введение

В последние десятилетия, одним из критически важных природных ресурсов, определяющим технологическое и военное превосходство стран, стали редкоземельные металлы. Без их использования сегодня сложно представить такие ключевые отрасли производств как электроника, возобновляемая энергетика, оборонная промышленность и высокоточные технологии. Глобальный рынок редкоземельных элементов характеризуется высокой степенью концентрации: на Китай приходится более трёх четвертей переработки и добычи этих элементов. Такая степень монополизации создает риски для экономической безопасности других стран, особенно в условиях «санкционных войн» и геополитической нестабильности.

Актуальность темы подчеркивается работами многих исследователей. Так, к примеру Кошман В.В. [9] в своих публикациях рассматривает зависимость России от импорта высокотехнологичных товаров в условиях санкций, а Дробот Е.В. [8] анализирует конкуренцию между Китаем и США за контроль над стратегическими ресурсами. Так же вопросам роли минерально-сырьевой базы в обеспечении экономической безопасности посвящена работа Мартынова М. Х. [10].

Прогнозы экспертов предполагают, что к 2050 году спрос на редкоземельные металлы может удвоиться относительно текущего состояния, в связи с чем принятая в России «Стратегия развития минерально-сырьевой базы до 2050 года», лишь подчеркивает необходимость ускоренного принятия мер по активизации добычи редкоземельных элементов из уже разведанных месторождений, в т.ч. арктических и находящихся на «новых территориях».

Целью работы является анализ роли редкоземельных металлов в укреплении государственного суверенитета России и разработка мер по развитию добычи и переработки этих ресурсов на подконтрольных территориях.

Практическая значимость исследования заключается в предложении конкретных механизмов для снижения зависимости России от импорта редкоземельных металлов и их использовании в высокотехнологичных отраслях отечественной промышленности. Выводы сделанные в работе работы могут быть использованы как государственными органами (при формировании стратегий развития минерально-сырьевого комплекса), так и бизнес-структурами (для оценки инвестиционной привлекательности масштабных проектов по добыче и переработке редкоземельных элементов);

Реализация предложенных в работе мер, позволит России занять устойчивую позицию на глобальном рынке редкоземельных металлов и обеспечить себе высокий уровень экономической безопасности.

1. Роль редкоземельных металлов в экономике

Во время военных конфликтов, одним из решающих факторов победы является техническое превосходство. К примеру, во время Второй мировой войны, именно доступ к таким стратегическим ресурсам как нефть, сталь и алюминий – во многом определил военно-промышленный потенциал СССР. Однако технологии меняются, и ситуация последних трех лет показывает, что сегодня стратегическое превосходство получает тот, кто в военное время может:

ü способен производить легкие, но мощные беспилотные системы;

ü обеспечил себе современную сеть радиолокационных систем;

ü содержит надежную и эффективную спутниковую разведывательную сеть.

А в мирное – тот, кто обеспечивает наибольшую скорость создания инновационных товаров и технологий, в том числе в сфере микроэлектроники, медицины, освоения космического пространства, проектирования логистических систем и т.д. [16]

Производство всего перечисленного, практически невозможно без использования ряда химических веществ, называемых «редкоземельными».

К категории редкоземельных относят группу из 17 металлов, большинство из которых являются тяжелыми, и весовой кларк которых в составе земной коры, по разным оценкам, колеблется в диапазоне от 3-5 до 60-70 г/тн. Несмотря на свое название, они не являются особенно редкими, но часто рассеяны (т.е. не имеют высокой концентрации в месторождениях) и затраты на их извлечение и очистку весьма высоки.

До недавнего времени вопросами, связанными с наличием в той или иной стране редкоземельных металлов, их добычей и применением – интересовались, в основном, лишь специалисты. Однако, после соответствующих публичных выступлений президента Соединенных Штатов Америки, Дональда Трампа, эти вопросы стали интересовать и обычных граждан, в том числе, и в России.

Редкоземельные металлы широко используются для производства многих современных высокотехнологичных товаров. В частности:

ü самые мощные магниты, применяемые для производства электродвигателей, содержат в себе неодим или самарий;

ü катализаторы на основе церия и лантана используются в нефтеперерабатывающей отрасли;

ü монокристаллические соединения церия и празеодима используются в производстве лазерных и оптически активных систем в оптоэлектронике;

ü покрытие солнечных батарей на основе кремния сплавом из оксидов скандия и гольмия повышает их выходную мощность в 1,4 раза и т.д. [2]

Сегодня, ведущие экономики мира, стали понимать, что в условиях бурного развития технологий, редкоземельные металлы являются не просто сырьем, а инструментом геополитического влияния. Страны, способные обеспечить их стабильное производство, получают ключевое преимущество в развитии оборонных и высокотехнологичных отраслей.

Важно отметить, что геополитическая конкуренция за редкоземельные металлы уже сегодня способствует формированию новых альянсов. Например, страны «большой семерки» предпринимают активные меры по созданию глобальной цепочки поставок, независимой от Китая. В свою очередь Индия, усиливая свои позиции на международном рынке, стремится получить широкий доступ к африканским месторождениям, для чего кредитует более сорока африканских стран, инвестируя в их экономику десятки миллиардов долларов США. Указанные выше действия, предпринимаемые ведущими экономиками мира, демонстрируют, что контроль над определенными типами ресурсов становится все более и более заметным инструментом «мягкой силы» в международной дипломатии.

2. Анализ рынка редкоземельных металлов

Со времени окончания второй мировой войны, на протяжении многих десятилетий лидерство по добыче и переработке редкоземельных металлов принадлежало соединенным Штатам Америки. Однако сегодня, с ростом производства редкоземельных металлов (рис.1) лидерство в этой сфере постепенно перешло к Китайской Народной Республике (рис.2.).

Рис.1. – Динамика добычи редкоземельных металлов крупнейшими странами производителями (Источник: составлено авторами по: [5] и [6])

Анализ отображенных на рисунке 1 статистических данных показывает, что добыча (и, соответственно, потребление) редкоземельных металлов имеет экспоненциальный тренд, что обусловлено стремительным ростом высокотехнологичных отраслей промышленности.

Рис.2. – Доля добычи редкоземельных металлов крупнейшими странами-производителями (Источник: составлено авторами по: [5] и [6])

Определенный интерес представляет собой и анализ цен на оксиды редкоземельных металлов (табл.1.)

Таблица 1 – цены на редкоземельные металлы и основные направления их использования [17]


Наименование элемента
Цена (юаней за тонну)
Отрасли и направления использования
1
Оксид гадолиния
162000
Магнитные носители информации, медицина, ядерная энергетика, сверхпроводники
2
Оксид гольмия
410000
Сверхпроводящие магниты, лазерные и термоэлектрические материалы,
3
Оксид диспрозия
1815
Медицинские лазеры, сверхмощные магниты, люминофоры, ядерная энергетика
4
Оксид европия
195
Ядерная энергетика, лазерные материалы, люминофоры
5
Оксид иттербия
100000
Рентген-аппараты, тензометрические датчики, тепловые ловушки для ракет
6
Оксид иттрия
43500
Металлургия, трубопроводы для ядерного топлива, производство лазеров для медицины
7
Оксид лантана
4000
Металлургия, производство люминофоров, медицина
8
Оксид лютеция
5550
Лазерные и магнитные материалы, жаропрочная керамика, ядерная физика и энергетика
9
Оксид неодима
360000
Металлургия, стекольная промышленность, волоконная оптика
10
Оксид празеодима
362000
Постоянные магниты, суперконденсаторы, стекольная промышленность и металлургия
11
Оксид самария
15000
Системы радиолокации, ядерная энергетика, прецизионные датчики и гироскопы
12
Оксид скандия
6200
Твердооксидные топливные элементы, металлургия
13
Оксид тербия
5350000
Люминофор, лазерные диоды и фотодиоды, виброколонки
14
Оксид церия
7000
Катализатор в нефтяной промышленности, термоэлектрические материалы, пирофорные сплавы, стоматология
15
Оксид эрбия
294000
Ядерная энергетика, оптоволокно, лазерная медицинская техника
Следуует отметить, что в последние годы, стоимость указанных в таблице 1 элементов испытывала устойчивую тенденцию к росту, что обусловлено не только существующим спросом, но и искусственными ограничениями экспорта со стороны Китая. В частности, в соответствии с новыми правилами экспортного контроля, которые недавно вступили в силу в Китае, для осуществления поставок редкоземельных металлов из страны необходимо получить соответствующую лицензию, процесс получения которой очень затянут во времени медленно, что, как отмечает топ-менеджмент некоторых компаний (Tesla, Ford, Lockheed Martin и др), грозит нарушением существующих глобальных цепочек поставок [8].

По состоянию на конец 2024 года, на долю Китайской Народной Республики около 77% очистки и переработки редкоземельных металлов, добытых в других странах [18]. Китай смог получить контроль над мировым рынком редкоземельных металлов благодаря сочетанию стратегических, экономических и геологических факторов:

Во-первых, в 1980–1990-х годах Китай начал активно инвестировать в добычу и переработку редкоземельных элементов, используя дешевую рабочую силу, склонную работать даже на предприятиях с «плохой экологией» [7], что позволило ему, используя демпинговые механизмы, потеснить основного своего конкурента – США.

Во-вторых, китайские месторождения, особенно в горнодобывающем регионе Баян-Обо, содержат не только легкие, но и тяжелые редкоземельные элементы, которые критически важны для высокотехнологичных отраслей и военной промышленности, что так же дало Китаю уникальное преимущество.

В-третьих, Пекин последовательно консолидировал отрасль добычи редкоземельных металлов, закрывая мелкие неэффективные предприятия и вводя соответствующие экспортные квоты, что в итоге позволило ему контролировать их глобальные поставки и стимулировать перенос обогатительных производств в КНР.

Наконец, Китай развил полный цикл переработки редкоземельных элементов, достигнув доли в 85-90% мировых мощностей по их очистке, что неминуемо сделало другие страны зависимыми от его инфраструктуры.

Вышеперечисленные меры, подкрепленные государственной поддержкой, позволили Китаю стать практически монополистом на рынке редкоземельных металлов. К сожалению, переработка и обогащение редкоземельных металлов сопровождается выбросами токсичных отходов, включая радиоактивный торий. В частности, по некоторым данным, деятельность существенной части китайских предприятий не соответствуют международным экологическим стандартам, что создает риски для здоровья населения и окружающей среды, и может стать дополнительным аргументом для стран, не желающих переносить соответствующие производственные цепочки на свои территории.

Тем не менее, несмотря на все сложности и риски по добыче, применение редкоземельных металлов в промышленности, на протяжении последних десятилетий имеет положительную тенденцию, и, по прогнозам Мирового энергетического агентства, будет, как минимум удвоено (а то и утроено) уже к 2050 году. Именно поэтому контроль над месторождениями редкоземельных металлов, для некоторых стран и политиков, видится жизненно-необходимым [14].

В частности, чтобы минимизировать геополитические риски, связанные с доминированием Китая на рынке редкоземельных металлов, правительства США, Япония и стран Евросоюза сегодня активно диверсифицируют их поставки, развивая собственные добывающие и перерабатывающие мощности. Так, к примеру, несколько лет назад США возобновили добычу на некогда крупнейшем месторождении Маунтин-Пасс (Калифорния), а также инвестируют в технологии извлечения редкоземельных металлов из альтернативных источников, таких как угольная зола и электронные отходы.

Так же, руководство США использовало свой политический и экономический статус для того, чтобы получить контроль за соответствующими месторождениями Украины [13]. Однако эта сделка, по мнению экспертов, является спорной: имеющиеся на территории страны месторождения являются рассеянными и требуют существенных издержек на их доразведку и разработку. Тем более, что многие из них, по состоянию на середину мая 2025 года находятся в прифронтовой зоне и с большой вероятностью, в ближайшее время перейдут под контроль России.

3. Роль России на рынке редкоземельных металлов

На текущий момент времени, Россия, обладая, по некоторым оценкам, существенными по величине запасами редкоземельных металлов (от 4,4 млн тонн по оценкам геологической службы США [19] и до 28,7 млн тонн по оценке Минприроды [12]. Для сравнения: запасы Китая составляют около 44 млн тонн, США – 1,9 млн. тонн, мировые запасы, по разным оценкам – 90-120 млн тонн), пока занимает лишь около 1% их мирового производства. Учитывая что сегодня лидер отрасли – КНР – добывает ежегодно около 220-240 тысяч тонн редкоземельных элементов, то только разведанных в России запасов, хватит на много десятилетий.

Однако, Россия, в силу определенных обстоятельств, пока еще слабо развивает отрасль добычи и очистки редкоземельных металлов. Среди основных из них можно отметить следующие:

1. В России, из-за слаборазвитого высокотехнологичного производства, внутренний спрос на данные химические элементы небольшой, а внешний спрос, из-за санкционных ограничений, наложенных «недружественными странами», практически нулевой [9].

2. Наиболее мощные месторождения редкоземельных металлов (месторождение «Томтор», Вишняковское, Белозиминское, Чуктуконское месторождения и др.), находятся в труднодоступных и малозаселенных местах.

3. Процессы разведки, доразведки, добычи, обогащения и производства редкоземельных металлов характеризуются высокой капиталоёмкостью, и многие инвесторы (в том числе иностранные), осознавая высокий уровень неопределенности спроса на эти элементы в ближайшее десятилетие, не рискуют вкладывать свои деньги в эти процессы.

Для решения обозначенных проблем, России нужны не только деньги, но и время, и соответствующие технологии.

Имея желание преодолеть указанные выше проблемы и реализовать программу импортозамещения, в России в 2025 году на мощностях «Русала» были запущены проекты по производству оксида скандия [3], а также принята стратегия развития отрасли до 2050 года с планом увеличения добычи до 7,5 тыс. тонн в год [1].

Учитывая имеющиеся тенденции использования редкоземельных элементов как в гражданской, так и в военной сфере, Россия обязана мобилизовать все имеющиеся у неё технические и людские ресурсы и получить в свое распоряжение технологии и возможности не только добычи этих металлов, но и их очистки и переработки. А для этого необходимо осуществить следующие действия:

1. Для сокращения логистических издержек, посредством государственно-частного партнёрства, локализовать перерабатывающие производства вблизи к ключевым месторождениям [15].

2. Путем поддержки отечественных стартапов в области гидрометаллургии и сорбционных технологий, произвести замену иностранных технологий на отечественные [4], в т.ч. использующие «искусственный интеллект» и роботизированные системы для оптимизации разведки месторождений.

3. Для стимулирования инвесторов, во-первых, ввести налоговые льготы для организаций, вкладывающихся в добычу и переработку редкоземельных металлов, а во-вторых – увеличить число грантов, финансируемых через фонд «Наука» и государственную корпорацию «Росатом», направляемых на научные разработки по экстракции редкоземельных элементов.

4. В ведущих технологических вузах страны создать специальные курсы по редкоземельной инженерии, на которых можно будет, в том числе, переобучать кадры из смежных отраслей (нефтегазовой, металлургической и т.д.). В целях быстрого получения знаний, рекомендуется приглашать соответствующих специалистов из КНР [11].

5. Так же целесообразно, разрабатывать технологии замкнутого цикла использования редкоземельных элементов, внедряя технологии рециклинга редкоземельных металлов из отходов производства, в т.ч. перерабатывая магниты старых жёстких дисков и электродвигателей электромобилей и беспилотных летательных аппаратов.

6. Не менее важно развивать международное научное сотрудничество. В этом контексте, хоть немного и неоднозначным, но достаточно перспективным направлением для России может стать обсуждаемое на уровне президентов и правительств стран сотрудничество с Соединенными Штатами Америки в разработке месторождений редкоземельных элементов, в том числе в Арктике и на «новых территориях» России. Совместные проекты могли бы снизить затраты за счет объединения ресурсов и имеющихся технологий, а также создать альтернативу китайскому влиянию в Центральной Азии. Подобные проекты не только ускоряют технологический прогресс, но и что не менее важно, помогут России обойти санкционные ограничения, привлекая партнеров из нейтральных стран.

Естественно, что для координации действий государства и бизнеса в сфере добычи и очистки редкоземельных металлов, необходимо создание отраслевого оператора, который будет управлять всей технологической цепочкой, от геологоразведки и до отгрузки готовой продукции в адрес потребителя. Наряду с этим, по примеру США, следует законодательно закрепить статус редкоземельных металлов, как стратегического, для экономики России, ресурса.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что используя вышеназванные инструменты, Россия, в ближайшие 3-5 лет сможет существенно (в разы) увеличить свою долю на рынке редкоземельных элементов, что принесет ей не только экономическую выгоду в международной торговле, но и будет являться шагом к укреплению государственного суверенитета.

4. Заключение

Проведенное исследование показало, что редкоземельные металлы на сегодняшний день превратились в стратегический ресурс, от контроля за которым зависит не только экономическое благополучие России, но и её геополитическое влияние. Современные технологии, в том числе включая такие как микроэлектроника, оборонная продукция и производство возобновляемой энергии – немыслимы без использования редкоземельных элементов. Однако текущая ситуация на мировом рынке редкоземельных металлов, на котором уже несколько десятилетий доминирует Китайская Народная Республика, создает серьезные риски для стран, зависимых от импорта этих химических веществ.

Проведенный авторами анализ статистических данных подтвердил, что Россия обладает существенными запасами редкоземельных металлов, но их добыча сдерживается следующими факторами: слабой развитостью перерабатывающей инфраструктуры, труднодоступностью месторождений и недостатком инвестиций (в том числе – государственных). В то же время, санкционное давление на экономику России и обострение глобальной конкуренция за природные ресурсы, делают развитие этой отрасли не просто экономической необходимостью, но вопросом национальной безопасности.

Для развития отрасли добычи редкоземельных элементов в России, необходим комплексный подход. Во-первых, чтобы привлекать инвестиции в геологоразведку и строительство перерабатывающих мощностей, следует развивать государственно-частное партнерство. Во-вторых, крайне необходимо стимулировать научные разработки, особенно в области экологически чистых технологий добычи и рециклинга. Как показывает мировой опыт, страны, которые смогли наладить замкнутый цикл использования редкоземельных металлов, получают значительное конкурентное преимущество.

Особое внимание следует уделить международному сотрудничеству. Несмотря на текущую геополитическую обстановку, совместные проекты со странами, которые являются дружественными или нейтральными по отношению к России. А в некоторых случаях, возможно даже наладить отношения с некоторыми западными партнерами или с США. Кроме того, интеграция России в новые цепочки поставок редкоземельных элементов позволит снизить зависимость третьих стран от китайского рынка.

В долгосрочной перспективе успех России на рынке редкоземельных металлов будет зависеть от способности сочетать инновации с эффективным управлением ресурсами. Законодательное закрепление статуса редкоземельных элементов как стратегического сырья, создание специализированных образовательных программ для талантливой молодежи и поддержка стартапов в этой области – все это может стать основой для построения конкурентоспособной отрасли.

Таким образом, несмотря на существующие проблемы и сложности, у России есть все возможности занять достойное место на мировом рынке редкоземельных металлов. Реализация предложенных мер не только укрепит экономическую безопасность страны, но и позволит ей играть более значимую роль в формировании глобальных технологических трендов. В конечном итоге, контроль над этим критически важным ресурсом станет одним из ключевых факторов долгосрочного обеспечения России национального суверенитета.


References:

Dagaeva E. A. (2022). Factors of increasing the investment attractiveness of Russian regions in the context of sanctions pressure Economy. Management. Service. Tourism. Culture 2022. 101-103.

Drobot E.V. (2022). The new world economic order in the post-pandemic period: the rivalry between China and the United States. Journal of International Economic Affairs. 12 (1). 51-68. doi: 10.18334/eo.12.1.113818.

Koshman V.V., Zimovets A.V., Khanina A.V. (2024). Russia's foreign trade: problem analysis and solutions. Economic security. 7 (4). 887-904. doi: 10.18334/ecsec.7.4.120925.

Martynov M.Kh., Zimovets A.V. (2023). The role of oil and gas revenues in ensuring russia's economic security. Economic security. 6 (4). 1283-1300. doi: 10.18334/ecsec.6.4.119311.

Petrenko T. V., Dmitrieva I. A. (2023). The labor market in conditions of unstable socio-economic development of Russia Global transformation and sustainability of the economy of modern Russia. 111-115.

Shilchenko T. N. (2023). Assessment of the uneven development of Russian regions. Vek kachestva. (4). 39-53.

Yankina I. A. (2009). Strategic management

Страница обновлена: 27.05.2025 в 21:41:35