Повышение мобильности предприятий малого бизнеса на рынке труда
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сектор малого предпринимательства имеет важнейшее значение для социально-экономического развития страны. Однако необходимой поддержки со стороны государственных органов он до сих пор не получает. Вклад российского малого бизнеса в производство ВВП составляет только 17%, тогда как в развитых странах около 30% бюджета наполняют малые предприятия. Более того, на Западе в этом секторе сосредоточено две трети экономически активного населения, производится более половины ВВП.
Ключевые слова: малый бизнес, рынок труда, малое предпринимательство, трудовые ресурсы, государственная поддержка, мобильность персонала
Сектор малого предпринимательства имеет важнейшее значение для социально-экономического развития страны. Однако необходимой поддержки со стороны государственных органов он до сих пор не получает. Вклад российского малого бизнеса в производство ВВП составляет только 17%, тогда как в развитых странах около 30% бюджета наполняют малые предприятия. Более того, на Западе в этом секторе сосредоточено две трети экономически активного населения, производится более половины ВВП [1].
Важное социально-экономическое значение малых предприятий обусловлено тем, что они имеют серьезные преимущества по сравнению с другими предпринимательскими структурами. Во-первых, малый бизнес не требует крупных стартовых капиталовложений и обеспечивает быструю окупаемость инвестиций. Во-вторых, он способен эффективно и экономно решать проблемы реструктуризации экономики. В-третьих, большое значение малый бизнес имеет для развития рынка труда, поскольку является самым гибким и активным его сегментом.
В области занятости малый бизнес реализует целый ряд значительных преимуществ, которые проявляются в следующем:
‑ формирование за достаточно короткий промежуток времени дополнительного спроса на рабочую силу;
‑ предоставление рабочих мест для лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (молодежь, многодетные женщины, инвалиды, пенсионеры, низко квалифицированные рабочие);
‑ возможность вторичной занятости и обретение дополнительного источника средств к существованию.
Таким образом, особенности занятости в малом бизнесе вытекают из специфики развития этой категории предприятий, проявляющейся в том, что, будучи малочисленными по своему составу, они добиваются более высокой производительности труда за счет оптимизации как численно-квалификационного состава работников, так и условий их использования.
Однако при наличии установленных Налоговым кодексом РФ ограничений по размеру оборота капитала в 10 млн. руб. для отнесения организаций к категории малого бизнеса, владельцы таких предприятий зачастую идут на финансовые нарушения, которые чаще всего затрагивают интересы сотрудников. Преимущественно это проявляется в выплате заработной платы наличными без уплаты страховых взносов, что лишает работников возможности получения от государства социального страхования. Имеется и ряд нарушений в области продолжительности рабочего дня, несоблюдения техники безопасности, отсутствии мероприятий, обеспечивающих безопасность условий труда.
Во многом эти нарушения вызваны определенной формой защиты предпринимателей от неблагоприятных условий хозяйствования, сложившихся в настоящий период в стране. По данным Российского союза предпринимателей и промышленников, в экономике растет напряженность с наличием производственных мощностей, с предложением некоторых видов сырья и квалифицированной рабочей силы. Качество инфраструктуры бизнеса неоднородно:
‑ сохраняется напряженная обстановка в области развития транспортной инфраструктуры;
‑ уровень развития кредитно-финансовой сферы находится на довольно низком уровне по сравнению с зарубежными странами и не соответствует потребностям российского бизнеса;
‑ недостаточно эффективна работа государственных структур.
Все эти нерешенные проблемы сдерживают развитие российского бизнеса [3].
Исследования малого предпринимательства установили, что ряд основных аспектов современного этапа его развития вызывает тревогу. Так, в 2003 г. около 10,5% граждан были готовы открыть свое дело, в 2004 – 9,6%, а в 2005 этот показатель снизился до 8,9% [3]. Данные показывают: происходит снижение предпринимательского потенциала страны, что является результатом развития негативных тенденций, сложившихся в России на пути малого бизнеса.
По состоянию на 1 июля 2007 г. в Российской Федерации функционировало 1133,8 тысяч малых предприятий, на которых было занято 9817,9 тыс. человек [1], что составляет 7,5% от общей численности занятых в экономике. Однако потенциальная емкость этого сегмента рынка труда в несколько раз больше. Малый бизнес мог бы реально расширить вовлечение в трудовой процесс незанятого населения и безработных при изменении сложившихся экономических условий.
Малый бизнес нуждается сегодня в развитии стимулов к предпринимательской деятельности и преодолении препятствий, ограничивающих рост их производства. Конечно же, это сложная комплексная задача, решение которой возможно лишь в рамках законодательной и государственной поддержки. В этой связи правительству необходимо определить пути формирования эффективной стратегии по развитию малого предпринимательства в стране, где важным стимулом как для государственных органов, так и для малых предприятий должно стать взаимовыгодное сотрудничество в процессе достижения сбалансированности российского рынка труда. Государство должно предоставить таким структурам существенную помощь при формировании условий хозяйствования в обмен на расширение занятости, что может стать весьма эффективным фактором повышения мобильности малого бизнеса на рынке труда.
Исходя из этого, государственная политика управления занятостью населения должна учитывать определенный набор организационных форм регулирования рынка труда, позволяющих задействовать широкий спектр механизмов стимулирования создания дополнительных рабочих мест в малом бизнесе. Основная цель такой политики должна быть сосредоточена на сбалансированности спроса и предложения рабочих мест. Достижение этой цели требует от государственных органов стимулирования создания и развития малых предприятий. Только при комплексном подходе к решению этой проблемы можно добиться того, что малый бизнес станет основным регулятором занятости населения, как это сложилось в экономически развитых странах.
При этом необходимо учитывать, что наиболее эффективная реализация программ поддержки малого бизнеса возможна на уровне субъектов РФ, поскольку в современных условиях усиливается воздействие на развитие рынка труда факторов, имеющих региональный характер. Это обусловливает необходимость разработки таких программ, которые учитывали бы особенности, присущих конкретной территории. Более полная детализация условий и форм предпринимательства позволяет использовать специальный инструментарий поддержки малых предприятий, и, прежде всего, переориентацию политики на четкие критерии экономической и социальной эффективности инструментов ее осуществления, на выбор направлений расходования средств именно по выделенным в данном регионе критериям эффективности. Отсюда возникает возможность сделать основной упор в политике по стимулированию развития малых предприятий на создание системы управления эффективностью поддержки малого предпринимательства в регионе.
Реализация регионального подхода в развитии малого предпринимательства предполагает переход от малоэффективных «веерных» методов поддержки к целевым, селективным. При этом качественно новый уровень каждой малой предпринимательской структуры выступает как конкретный предмет государственной поддержки. В качестве примера можно назвать отказ от веерных налоговых льгот, отказ от льгот по аренде государственных (муниципальных) площадей и помещений, эффект от которых распределяется сегодня неравномерно и без четко выраженных приоритетов. Целесообразным является также сокращение степени дотационности, направление высвобождающихся средств на селективную поддержку наиболее динамичных, или работающих в приоритетных отраслях региональной экономики малых предприятий по принципу наибольшей экономической и социальной отдачи.
Главной задачей такой регионально ориентированной политики станет не только развитие малого бизнеса, но и его интеграция в региональное хозяйство, решение конкретных социально-экономических задач, например, в сфере ЖКХ, сбора и переработки мусора, в малой электроэнергетике, сервисных услугах.
Источники:
2. О состоянии делового климата в Российской Федерации // Второй ежегодный доклад РСПП. – М. : РСПП, 2008.
3. Исследования РОМИР-Мониторинг // Деловая Москва. – 2007. ‑ №14.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:49:45