Государственное участие в регулировании воспроизводства совокупной рабочей силы общества: факторы эффективности и их реализация в России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сегодня, как никогда в прошлом, очевидна важность развития трудового потенциала России, его качества, структуры, мотивации. Стало очевидным отставание России от многих развитых и развивающихся стран по уровню и условиям формирования и использования рабочей силы, особенно – по вкладу трудовой деятельности в образование ВВП. Это во многом связано с низким качеством системы принятия решений, ориентирующейся, в основном, на краткосрочную перспективу. Результат непрестижность производительного труда, низкое вознаграждение за труд, высокая дифференциация населения по доходам, рост социальной напряженности, продолжающийся отток квалифицированной рабочей силы за рубеж. Всё это непосредственно затрагивает работу системы воспроизводства совокупного работника в России.
Ключевые слова: трудовой потенциал, производительность труда, человеческий капитал, воспроизводство человеческого капитала
Сегодня, как никогда в прошлом, очевидна важность развития трудового потенциала России, его качества, структуры, мотивации. Стало очевидным отставание России от многих развитых и развивающихся стран по уровню и условиям формирования и использования рабочей силы, особенно – по вкладу трудовой деятельности в образование ВВП. Это во многом связано с низким качеством системы принятия решений, ориентирующейся, в основном, на краткосрочную перспективу [3, 4, 5]. Результат ‑ непрестижность производительного труда, низкое вознаграждение за труд, высокая дифференциация населения по доходам, рост социальной напряженности, продолжающийся отток квалифицированной рабочей силы за рубеж. Всё это непосредственно затрагивает работу системы воспроизводства совокупного работника в России.
Проблема повышения вклада труда в ВВП России имеет очевидную связь и с рядом других проблем, например, со спецификацией и защитой прав собственности. В крупной собственности в России низка доля труда нынешних владельцев, к ней отсутствует уважение, как со стороны населения, так и государственной власти, что может привести к лишению или национализации бизнеса сегодняшних собственников [6].
С повышением доли трудового вклада в образование прав частной собственности будет, без сомнения, решаться задача уменьшения социальной напряженности и повышения степени консолидации общества, а также формироваться общественный консенсус в отношении важнейших социально-экономических проблем и инициатив органов государственной власти.
Очевидна, на наш взгляд, обязанность государства по проработке совокупности мер экономической политики с учётом примата интересов человека труда, реализации мер по обеспечению высокого качества занятости и обогащения трудовой деятельности, ответственности за повышение степени реализации трудового потенциала общества с использованием налоговых, финансово-инвестиционных, инфраструктурных механизмов и, разумеется, информационного фактора. Например, создание развернутой, высокодетализированной общефедеральной базы данных по вакансиям на рынке труда с доступом к ней из любого населенного пункта страны.
В связи с динамично растущей ролью интеллектуальных способностей возрастает значение концепции человеческого капитала. Предваряя эпоху «экономики знаний», Г. Беккер развернуто показал экономическую целесообразность и необходимость крупных капиталовложений, как государственных, так и частных, в «человеческий фактор» [9]. В современных, динамичных и глобализирующихся условиях экономического развития именно работники с их знаниями, навыками составляют главную ценность организации и в целом – национальной экономики, поэтому государству, кроме проведения эффективной образовательной политики, необходимо предотвращать «утечку умов», способствуя притоку интеллектуального капитала.
Признавая теоретическую и практическую важность понятия «человеческий капитал», следует сказать об определённой ограниченности указанной концепции. Более фундаментальным представляется понятие «человеческого потенциала» ‑ оно отражает необходимость многоаспектной государственной политики, включающей в себя создание условий для рождения здоровых детей, развитие системы здравоохранения и образования, социальной сферы, регуляцию спроса на отдельные группы профессий, создание возможностей для свободного движения рабочей силы и т.д.
Что касается нормального демографического развития, то здесь необходима качественная информационная политика, минимизирующая демонстрацию антисоциальных действий, нетерпимости к людям других национальностей и вероисповедания, потребительского отношения к окружающей среде и к обществу, пропагандирующая семейные ценности.
Нечасто в экономической литературе упоминается такое важнейшее условие формирования совокупного работника, как общественная и экономическая безопасность, обеспечение которой также должно быть в числе функций государства, причём не только в аспекте обеспечения правопорядка, а, прежде всего, – в реализации экономических предпосылок безопасности. Многоаспектное, детальное раскрытие проблемы безопасности общества и государства представлено, например, в работах В.К. Сенчагова [2].
Важнейшее значение для отмеченных проблем имеет профсоюзная деятельность, которую можно трактовать как выражение социальной энергии граждан, направленная на защиту своих прав, обусловленной, в том числе, исчезновением системы государственного патернализма, существовавшей в СССР. В ближайшие годы, в виду нарастания дефицита рабочей силы и невозможностью ликвидировать его полностью даже за счёт массированного притока мигрантов, в нашей стране будут формироваться более благоприятные условия для деятельности профсоюзов, по сути являющихся помощниками государства в реализации социальной политики, в формировании активных в общественном отношении граждан.
Государство, на наш взгляд, должно предоставить большие возможности профсоюзам, в части, например, влияния на подбор директоров своих предприятий, в повышении степени участия профсоюзов в выработке решений как в сфере основной деятельности своих предприятий, так и в области экономической и социальной политики более высокого уровня. С учётом сказанного неправомерно представлять зарплату исключительно в качестве издержек производства, рост которых снижает конкурентоспособность производства и страны в целом [7, 8].
При формировании политики заработной платы целесообразно учесть то обстоятельство, что зарплата – это, в первую очередь, средство для расширенного воспроизводства умственного и физического капитала работника, выгоды от которого превышают издержки на оплату рабочей силы. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен быть дифференцирован по профессиональным группам, быть выше прожиточного минимума, который в свою очередь, должен удовлетворять потребности человека не только в качественном питании, услугах, покупке разумного количества необходимых вещей, но и в культурно-нравственном воспроизводстве. Поэтому необходима выработка мер по приведению в соответствие заработных плат и реальной стоимости рабочей силы.
Представляется важным обратить пристальное внимание на уровень издержек в экономике страны в части стоимости транспортных услуг, тарифов на газ и электроэнергию, административных барьеров, огромного рынка коррупционных услуг (около 300 млрд. долл. – по оценкам фонда ИНДЕМ [5]). Задача государства – в минимизации данных видов издержек, что создаёт предпосылки для кардинального увеличения расходов предприятий и государства на развитие совокупного работника и приведёт к повышению трудового вклада в ВВП РФ.
Государственная политика в области регулирования воспроизводства совокупного работника является неотъемлемой частью системы государственного регулирования экономики. Совершенствование этой политики имеет высокую актуальность для России, её осуществление возможно, прежде всего, по следующим направлениям:
‑ придание государством стратегической направленности своей экономической политике, создание системы доверия граждан к действиям государства, что будет иметь результатом кардинальное улучшение ситуации практически во всех сферах общественно-экономической жизни;
‑ активное содействие государственных органов в деле повышения заработной платы работников в российской экономике до уровня цены рабочей силы, соответственно – повышение МРОТ, пенсий, пособий по безработице и пр.;
‑ развитие участия в принятии экономических решений, в том числе высокого уровня хозяйствования, общественных организации, прежде всего, профсоюзов;
‑ самое широкое использование информационного фактора – от пропаганды престижности производительного труда до создания высокодетализированных и общедоступных баз данных федерального масштаба по вакансиям на рынке труда с целью наиболее продуктивной реализации индивидуального трудового потенциала каждого и повышения вклада трудовой деятельности в образование ВВП;
‑ динамичное, качественное развитие системы здравоохранения и образования, с заимствованием и адаптацией лучшего зарубежного опыта в данных сферах.
Источники:
ISBN 978-5-16-002991-7
2. Экономическая безопасность России: Общий курс : учебник / под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005. – 896 с.
ISBN 5-7749-0391-5
3. Полтерович В., Попов В., Тонис А. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика // Вопросы экономики. – 2007. - №6. - С. 4-27.
4. Попов В. Сильные институты важнее скорости реформ // Вопросы экономики. – 1998. - №8. - С. 56-70.
5. Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию // Вопросы экономики. - 2007. - №1. - С. 4-10.
6. Явлинский Г. Необходимость и способы легитимации крупной частной собственности в России: постановка проблемы // Вопросы экономики. – 2007. - №9. - С. 4-26.
7. Д. Европин. Мифы о зарплате. http://www.hse.ru/temp/2008/01_29_present.shtml
8. Р.И. Капелюшников. Плохо экономике, когда политики становятся экономистами.
http://www.opec.ru/docs.aspx?ob_no=85618
9. Р.И. Капелюшников. Теория человеческого капитала. http://www.libertarium.ru/libertarium/10624/?PRINT_VIEW=1
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:50:51