Аспекты развития региональных инвестиционных процессов в системе предпринимательства

Мельников А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В современном мире для большинства демократических государств обеспечение долговременного экономического роста является генеральной целью экономической политики. Особую остроту данная проблема приобретает для национального хозяйства России, переживающего длительный период трансформации.

Ключевые слова: национальная экономика, экономический рост, экономическая политика, обеспечение экономического роста



В современном мире для большинства демократических государств обеспечение долговременного экономического роста является генеральной целью экономической политики. Особую остроту данная проблема приобретает для национального хозяйства России, переживающего длительный период трансформации.

В мировой экономической науке пока не сложилось общепринятой институциональной теории развития нерыночных экономик, сопоставимой по убедительности и разработанности с концепцией рыночного хозяйства. Даже для таких известных ученых, как венгерский экономист Я. Корнаи, стремление исследовать сущность и специфику нерыночных экономик не изменили общей тенденции игнорирования объективных институциональных оснований такого рода хозяйственных систем, рассматривая их как искусственно сконструированные социальные механизмы [3].

Принципиальное условие, которое предъявляется к институтам управления регионом при его экономической самостоятельности, состоит в том, что все его составляющие в совокупности должны содействовать формированию рыночной системы, обеспечивающей рост эффективности производства и инвестиционной активности, сбалансированность спроса и предложения, повышение качества товаров и услуг.

При разработке институционального механизма регионального управления развитием рыночных отношений необходимо учитывать:

‑ значительную асимметрию социально-экономического развития субъектов РФ;

‑ высокую адаптированность экономики большинства регионов России к административно-распределительным отношениям, вызванной в том числе производственной структурой, транспортной недоступностью и т.д.

Влияние институциональных изменений на темпы социально-экономического роста в современной России обусловлено качественными характеристиками существующих и формирующихся экономических, политических, правовых и социальных институтов, что подтверждается опытом большинства транзитивных экономик. При этом, как отмечает Погодин Ю.А., основанием для выбора направлений институциональных изменений является анализ качественных характеристик среды. Это позволяет получить данные о соотношении существующих и формирующихся в современной России устойчивых неэффективных институциональных форм и эффективных институтов, стимулирующих экономический рост [6].

Повышение качества работы региональных институтов в части согласования частных интересов предпринимателей и регионов позволит в значительной мере устранить существующие между ними противоречия, снизить уровень транзакционных издержек и обеспечить устойчивое развитие субъекта РФ и организаций, ведущих на его территории свою деятельность.

В основе институциональной активизации государственной экономической политики и формирования условий для перспективного роста инвестиционного потенциала лежит усиление регулирования инвестиционного процесса и содействие развитию его инфраструктуры.

Интенсивный рост инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и территорий является именно тем фактором, который позволяет придать процессу развития и совершенствования экономики устойчивый характер, мобилизовать для реализации этой задачи внешние и внутренние ресурсы и обеспечить эффективное их использование.

Сегодня регион может и должен стать тем уровнем управления инвестиционным процессом, на котором реализуются такие подходы и принципы экономического развития, как реструктуризация отраслей в сторону значительного увеличения доли инновационно-активных производств, придания инвестиционным отношениям ярко выраженной социальной направленности.

Наиболее стабильным и адекватно характеризующим динамику инвестиционного процесса является показатель общего объема инвестирования в регионе. Примечательно, что средние значения риска, потенциала и объема инвестиций по федеральным округам, имеют очень близкие значения, что, очевидно, связано с тем, что во всех федеральных округах преуспевающие и отстающие регионы представлены приблизительно в одной пропорции.

Результаты расчета коэффициента корреляции между объемом инвестиций и различными социально-экономическими факторами в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) и по России в целом за период 1999-2004 гг.. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Данные о корреляции между объемом инвестиций и основными макроэкономическими показателями за период 1999 – 2004 гг.

Анализируя данные таблицы, можно констатировать:

1. Удельный вес убыточных организаций и уровень рентабельности активов промышленных предприятий имеют коэффициент корреляции с показателем объема инвестиций меньше 0,5. Это означает, что данные показатели не оказывают существенного влияния на привлечение инвестиционных ресурсов в регион;

2. Существенное влияние при анализе массива данных за период 1999-2004 гг. на объем инвестиций оказывали такие показатели как доходы консолидированного бюджета, среднедушевые денежные доходы населения, а также объем промышленной продукции и платных услуг на душу населения. Следует отметить, что в последние годы их влияние усиливается.

Ведущими инвестиционными источниками являются собственные средства предприятий. На их долю сегодня приходит­ся от 50 до 70% всех региональных капиталовложений. Они формируются за счет амортизационных отчислений, отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов и ряда других их доходов от хозяйственных операций. Эти ресурсы по своему экономическому содержанию предназначены исключительно для расши­ренного воспроизводства основных фондов и, следовательно, должны в полном объеме направляться на инвестиционные цели. Однако в на­стоящее время по своему прямому целевому назначению используется не более 50% этих средств, что способствует значительному падению инве­стиционной активности на всех иерархических уровнях [5]. В пер­спективе лидирующая роль собственных источников финансирования будет снижаться за счет расширения заемных средств.

В этой связи весьма перспективным представляется привлечение для инвестиционной деятельности организованных сбережений физических лиц. Даже по самым скромным оценкам, на руках населения России сегодня находится более 240 млрд. руб. и 13 млрд. долл. свободных денежных ресурсов. Большая часть этих средств может использоваться для инвестиционной деятельности. Но для того, чтобы этот процесс стал реальным, необходим действенный механизм вовлечения и эффективные методы стимулирования участия населения в инвестици­онном процессе, законодательные гарантии сохранности и эффективного использования капитала.

Благодаря произошедшим качественным изменениям в законодательстве, сокращению количества спекулятивных инструментов, обеспечивающих получение сверхдоходов, банковская система перестала быть периферийным сегментом экономики и играет существенную роль в перераспределении валовых сбережений и финансировании производства. За счет кредитов и займов финансируется до 60% прироста чистого оборотного капитала промышленных предприятий и порядка 30% инвестиционных затрат.

Исследование современных концепций региональной инвестиционной политики показало, что существует достаточно широкий спектр мнений по вопросам, определяющим роль государства в регулировании экономических (и инвестиционных) процессов.

Степень вмешательства государства в инвестиционный процесс (направления, объем, пределы), набор мер, инструментов воздействия во многом определяются не только текущей социально-экономической и политической ситуацией, но и спецификой условий той территории, где они реализуются.


Источники:

1. Абалкин Л.И. Логика экономического роста. – М. : Институт экономики РАН, 2002.
2. Грицюк Т.В. Приоритеты экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. – 2004. ‑ №2.
3. Корнаи Я. Дефицит. – М. : Наука, 1990.
4. Морозов В.В. Государственные и рыночные механизмы активизации инвестиционной деятельности в региональных системах //Журнал экономической теории. – 2005. ‑ №3.
5. Погодин Ю.А. Оценка качества институциональной среды с помощью индексов экономической свободы, демократизации и верховенства закона // Проблемы экономики. – 2006. ‑ №2 (9).
6. Пчелинцев О.С. Региональные условия экономического роста // Проблемы прогнозирования. – 2004. ‑ №3.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:51:55