Типизация инновационных технологий на предприятиях ракето-космической промышленности

Ерыгина Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, предприятия ракетно-космической промышленности (РКП) должны включиться в процесс интенсивного развития, который заключается в широком использовании инновационного потенциала, активизации инновационной деятельности и усилении доминанты конкурентных преимуществ. Именно эти предприятия обладают способностью создавать и воспринимать новшества.



Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, предприятия ракетно-космической промышленности (РКП) должны включиться в процесс интенсивного развития, который заключается в широком использовании инновационного потенциала, активизации инновационной деятельности и усилении доминанты конкурентных преимуществ. Именно эти предприятия обладают способностью создавать и воспринимать новшества.

Развитие предприятий РКП предполагает рост относительной упорядоченности экономической системы, связанной, в том числе, с необходимостью совершенствования процессов управления инновационной деятельности [1]. Однако процессы разработки и внедрения, условия реализации и дальнейшего продвижения на рынке будут существенно отличаться для различных типов инноваций [2]. Проведение типизации технологий по признакам, отвечающим условиям и целям осуществления инновационной деятельности на предприятиях РКП, будет иметь существенное значение для выбора форм и методов освоения нововведений. Важным этапом типизации технологий является их классификация по ряду основополагающих признаков, т.к. классификация позволяет реализующему их предприятию РКП следующее:

‑ обеспечить проведение более точной идентификации каждого типа технологий, определение их места среди других, а также возможностей и ограничений;

‑ обеспечить эффективную взаимосвязь конкретного вида технологий с инновационной стратегией;

‑ обеспечить программное планирование и системное управление инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла;

‑ разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации инноваций, а также замены их новыми в целях обеспечения стратегических задач предприятия;

‑ выработать соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие инноваций на устойчивость и равновесие системы [2].

Наметившаяся в РКП тенденция интеграции, связанная с созданием крупных структур, приводит к необходимости построения устойчивых диверсифицированных корпораций, привлекательных для инвесторов. В связи с этим инновации реализуются не только как монопроекты, но и как мульти- и мегапроекты, что обуславливает введение такого классификационного признака, как масштаб решаемых задач.

Нельзя не учитывать, что почти половина выпускаемой промышленностью продукции имеет гражданское назначение, а значительная доля НИОКР имеет двойное назначение. При этом финансирование осуществляется как из бюджетных, так и из внебюджетных источников. Поэтому при планировании инновационной деятельности необходимо выделять инновации, различные по назначению (военные, конверсионные) и, соответственно, финансируемые из различных источников.

Предмет и сфера приложения инноваций на предприятиях РКП в основном касается технологий и продуктов. Вместе с тем, восстановление экспортного потенциала РКП зависит от поиска и осуществления рыночных инноваций. Все выше перечисленное позволяет обоснованно предложить следующие признаки типизации технологий: необходимость проведения фундаментальных исследований, доступность, возможность выполнять исследования собственными силами, назначение, состав этапов инновационного процесса, источники финансирования, наличие взаимосвязи и взаимозаменяемость.

1. По назначению инновационной деятельности инновации делятся на:

а) конверсионные – инновации, полученные в ходе использования или адаптации продукции оборонного назначения в производстве гражданской продукции;

б) гражданские – инновации, полученные в ходе освоения продукции гражданского назначения;

в) военные – инновации, полученные в ходе выполнения государственных оборонных заказов.

2. По составу этапов инновационного процесса инновации делятся на:

а) инновации, включающие все этапы инновационного процесса (фундаментальные и прикладные исследования; НИОКР; опытное производство; промышленное освоение);

б) инновации, включающие ограниченный состав этапов инновационного процесса.

3. По необходимости проведения фундаментальных исследований выделяются управляемые и неуправляемые технологии. К первым относятся те, которые можно развивать без проведения фундаментальных исследований. Неуправляемые технологии ограничены результатами фундаментальных исследований, и дальнейшее их развитие зависит от того, какими темпами будет развиваться наука.

4. По доступности технологий можно выделить доступные и недоступные. Первые характеризуются возможностью их приобретения у сторонних разработчиков, в том числе и импортировать их из-за границы. Недоступные технологии невозможно приобрести или ввезти откуда-либо. Ограничение по доступности может быть также и из-за отсутствия платежеспособности покупателя, желающего приобрести технологию или ее элементы.

5. По возможности выполнять исследования собственными силами технологии можно разделить на собственные и привлеченные. Собственными называются технологии, которые разрабатываются и выполняются силами специалистов предприятия. Привлеченными называются технологии, которые привлекаются в производственный процесс со стороны, когда предприятию не хватает собственных ресурсов для разработки какой-либо технологии.

6. По наличию взаимосвязи технологий выделяются взаимосвязанные и невзаимосвязанные технологии. Взаимосвязанные технологии характеризуются наличием связи с другими технологиями, когда изменения в одной технологии приводят к изменениям в технологиях, связанных с первой. Невзаимосвязанные технологии не оказывают никакого влияния на другие технологии, поскольку никаким образом с ними не связаны.

7. По возможности замены технологии делятся на заменяемые и незаменяемые. К первым относятся те, которые возможно заменить другими в случае необходимости. Незаменяемые технологии невозможно заменить никакими другими технологиями.

С целью идентификации типов технологий для осуществления инноваций ниже приводится морфологическая матрица (таблица 1), содержащая классификационные признаки, которые отражают перечисленные выше особенности реализации инновационных процессов. Предложенная морфологическая матрица позволила с привлечением специалистов сформировать альтернативы, характеризующие типовые инновации.

Таблица 1. Морфологическая матрица для идентификации типов технологий


Признак
Типы
1.
Необходимость фундаментальных исследований
Управляемые
Неуправляемые
2.
Доступность технологий
Доступные
Недоступные
3.
Состав этапов инновационного процесса
Инновации, включающие все этапы
Инновации, включающие ограниченное число этапов
4.
Назначение инновационной деятельности
Конверсионные
Гражданские
Военные
5.
Возможность выполнять исследования собственными силами
Привлеченные
Собственные
6.
Наличие взаимосвязи технологий
Взаимосвязанные
Невзаимосвязанные
7.
Возможность замены
Заменяемые
Незаменяемые
8.
Источники финансирования
Государственное финансирование
Негосударственное финансирование
9.
Масштаб решаемых задач
Монопроекты
Мультипроекты
Мегапроекты

Выделив, таким образом, наиболее значимые классификационные признаки, можно укрупнить представленные в таблице типы инноваций. Достаточно наглядно результаты типизации инноваций на предприятиях РКП представлены на рис. 1.

Рис.1. Типовые инновации на предприятиях РКП

Проведенная типизация инноваций позволяет перейти к решению проблемы совершенствования методологии и разработке методического инструментария планирования инновационной деятельности на предприятиях РКП.


Источники:

1. Инновации и экономический рост / В.Христенко, Л. Миндели, Л. Косалс и др. ; под ред. К. Микульского. – М. : Наука, 2002. – С. 311.
2. Ерыгин Ю.В., Лобков К.Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : монография. – Красноярск : СибГАУ, 2004. – 216 с.
3. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
4. Ансофф И. Стратегия управления : пер. с англ. — М., 1996. ‑ 318 с.
5. Веснин В.Р. Менеджмент : учебник. – М. : ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2004. – 504 с.

Страница обновлена: 15.09.2024 в 14:27:23