Типизация инновационных технологий на предприятиях ракето-космической промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, предприятия ракетно-космической промышленности (РКП) должны включиться в процесс интенсивного развития, который заключается в широком использовании инновационного потенциала, активизации инновационной деятельности и усилении доминанты конкурентных преимуществ. Именно эти предприятия обладают способностью создавать и воспринимать новшества.
Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, предприятия ракетно-космической промышленности (РКП) должны включиться в процесс интенсивного развития, который заключается в широком использовании инновационного потенциала, активизации инновационной деятельности и усилении доминанты конкурентных преимуществ. Именно эти предприятия обладают способностью создавать и воспринимать новшества.
Развитие предприятий РКП предполагает рост относительной упорядоченности экономической системы, связанной, в том числе, с необходимостью совершенствования процессов управления инновационной деятельности [1]. Однако процессы разработки и внедрения, условия реализации и дальнейшего продвижения на рынке будут существенно отличаться для различных типов инноваций [2]. Проведение типизации технологий по признакам, отвечающим условиям и целям осуществления инновационной деятельности на предприятиях РКП, будет иметь существенное значение для выбора форм и методов освоения нововведений. Важным этапом типизации технологий является их классификация по ряду основополагающих признаков, т.к. классификация позволяет реализующему их предприятию РКП следующее:
‑ обеспечить проведение более точной идентификации каждого типа технологий, определение их места среди других, а также возможностей и ограничений;
‑ обеспечить эффективную взаимосвязь конкретного вида технологий с инновационной стратегией;
‑ обеспечить программное планирование и системное управление инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла;
‑ разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации инноваций, а также замены их новыми в целях обеспечения стратегических задач предприятия;
‑ выработать соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие инноваций на устойчивость и равновесие системы [2].
Наметившаяся в РКП тенденция интеграции, связанная с созданием крупных структур, приводит к необходимости построения устойчивых диверсифицированных корпораций, привлекательных для инвесторов. В связи с этим инновации реализуются не только как монопроекты, но и как мульти- и мегапроекты, что обуславливает введение такого классификационного признака, как масштаб решаемых задач.
Нельзя не учитывать, что почти половина выпускаемой промышленностью продукции имеет гражданское назначение, а значительная доля НИОКР имеет двойное назначение. При этом финансирование осуществляется как из бюджетных, так и из внебюджетных источников. Поэтому при планировании инновационной деятельности необходимо выделять инновации, различные по назначению (военные, конверсионные) и, соответственно, финансируемые из различных источников.
Предмет и сфера приложения инноваций на предприятиях РКП в основном касается технологий и продуктов. Вместе с тем, восстановление экспортного потенциала РКП зависит от поиска и осуществления рыночных инноваций. Все выше перечисленное позволяет обоснованно предложить следующие признаки типизации технологий: необходимость проведения фундаментальных исследований, доступность, возможность выполнять исследования собственными силами, назначение, состав этапов инновационного процесса, источники финансирования, наличие взаимосвязи и взаимозаменяемость.
1. По назначению инновационной деятельности инновации делятся на:
а) конверсионные – инновации, полученные в ходе использования или адаптации продукции оборонного назначения в производстве гражданской продукции;
б) гражданские – инновации, полученные в ходе освоения продукции гражданского назначения;
в) военные – инновации, полученные в ходе выполнения государственных оборонных заказов.
2. По составу этапов инновационного процесса инновации делятся на:
а) инновации, включающие все этапы инновационного процесса (фундаментальные и прикладные исследования; НИОКР; опытное производство; промышленное освоение);
б) инновации, включающие ограниченный состав этапов инновационного процесса.
3. По необходимости проведения фундаментальных исследований выделяются управляемые и неуправляемые технологии. К первым относятся те, которые можно развивать без проведения фундаментальных исследований. Неуправляемые технологии ограничены результатами фундаментальных исследований, и дальнейшее их развитие зависит от того, какими темпами будет развиваться наука.
4. По доступности технологий можно выделить доступные и недоступные. Первые характеризуются возможностью их приобретения у сторонних разработчиков, в том числе и импортировать их из-за границы. Недоступные технологии невозможно приобрести или ввезти откуда-либо. Ограничение по доступности может быть также и из-за отсутствия платежеспособности покупателя, желающего приобрести технологию или ее элементы.
5. По возможности выполнять исследования собственными силами технологии можно разделить на собственные и привлеченные. Собственными называются технологии, которые разрабатываются и выполняются силами специалистов предприятия. Привлеченными называются технологии, которые привлекаются в производственный процесс со стороны, когда предприятию не хватает собственных ресурсов для разработки какой-либо технологии.
6. По наличию взаимосвязи технологий выделяются взаимосвязанные и невзаимосвязанные технологии. Взаимосвязанные технологии характеризуются наличием связи с другими технологиями, когда изменения в одной технологии приводят к изменениям в технологиях, связанных с первой. Невзаимосвязанные технологии не оказывают никакого влияния на другие технологии, поскольку никаким образом с ними не связаны.
7. По возможности замены технологии делятся на заменяемые и незаменяемые. К первым относятся те, которые возможно заменить другими в случае необходимости. Незаменяемые технологии невозможно заменить никакими другими технологиями.
С целью идентификации типов технологий для осуществления инноваций ниже приводится морфологическая матрица (таблица 1), содержащая классификационные признаки, которые отражают перечисленные выше особенности реализации инновационных процессов. Предложенная морфологическая матрица позволила с привлечением специалистов сформировать альтернативы, характеризующие типовые инновации.
Таблица 1. Морфологическая матрица для идентификации типов технологий
|
Признак
|
Типы
| |||||
1.
|
Необходимость фундаментальных исследований
|
Управляемые
|
Неуправляемые
| ||||
2.
|
Доступность технологий
|
Доступные
|
Недоступные
| ||||
3.
|
Состав этапов инновационного процесса
|
Инновации, включающие все этапы
|
Инновации, включающие ограниченное число этапов
| ||||
4.
|
Назначение инновационной деятельности
|
Конверсионные
|
Гражданские
|
Военные
| |||
5.
|
Возможность выполнять исследования собственными силами
|
Привлеченные
|
Собственные
| ||||
6.
|
Наличие взаимосвязи технологий
|
Взаимосвязанные
|
Невзаимосвязанные
| ||||
7.
|
Возможность замены
|
Заменяемые
|
Незаменяемые
| ||||
8.
|
Источники финансирования
|
Государственное финансирование
|
Негосударственное финансирование
| ||||
9.
|
Масштаб решаемых задач
|
Монопроекты
|
Мультипроекты
|
Мегапроекты
| |||
Выделив, таким образом, наиболее значимые классификационные признаки, можно укрупнить представленные в таблице типы инноваций. Достаточно наглядно результаты типизации инноваций на предприятиях РКП представлены на рис. 1.
Рис.1. Типовые инновации на предприятиях РКП
Проведенная типизация инноваций позволяет перейти к решению проблемы совершенствования методологии и разработке методического инструментария планирования инновационной деятельности на предприятиях РКП.
Источники:
2. Ерыгин Ю.В., Лобков К.Ю. Устойчивое инновационное развитие предприятий ОПК: концепция, принципы и методы планирования : монография. – Красноярск : СибГАУ, 2004. – 216 с.
3. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
4. Ансофф И. Стратегия управления : пер. с англ. — М., 1996. ‑ 318 с.
5. Веснин В.Р. Менеджмент : учебник. – М. : ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2004. – 504 с.
Страница обновлена: 15.09.2024 в 14:27:23