Женщины как исполнители и потребители услуг
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одной из важнейших функций сферы услуг является кадрово-ресурсная. Ее сущность состоит в высвобождении трудовых ресурсов из домашнего хозяйства и увеличении временного потенциала каждого работника. Значимость названной функции возрастает в современных условиях, когда определяющим в решении многих вопросов становится временной фактор. Названная функция, в первую очередь, касается женщин. Здесь наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, развитие сектора сервиса высвобождает женщин из домашнего хозяйства, с другой – их приход в данный сектор дает новый толчок к его развитию.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, сфера услуг, кадровый потенциал
Одной из важнейших функций сферы услуг является кадрово-ресурсная. Ее сущность состоит в высвобождении трудовых ресурсов из домашнего хозяйства и увеличении временного потенциала каждого работника. Значимость названной функции возрастает в современных условиях, когда определяющим в решении многих вопросов становится временной фактор. Названная функция, в первую очередь, касается женщин. Здесь наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, развитие сектора сервиса высвобождает женщин из домашнего хозяйства, с другой – их приход в данный сектор дает новый толчок к его развитию.
Сектор сервиса традиционно выступал прерогативой женского персонала. С преобразованием национальной экономики в экономику услуг указанное явление нашло резонанс. По словам Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко и Т.А. Туренко, если в индустриальной экономике преобладает мужское начало, то в сервисной приоритет отдается женскому [1]. Так, в ресторанном и гостиничном хозяйстве женщина выступает в исторически сложившейся роли хранительницы очага. Практически аналогичная ситуация наблюдается и в таких сферах, как образование и здравоохранение. В оказании информационно-компьютерных услуг по-прежнему доминируют мужчины, хотя доля женщин здесь постоянно возрастает.
Приток женщин в сервисные виды деятельности значительно превышает их уход из сферы услуг. На основе данных таблицы 1 можно определить соотношение между принятыми на работу и уволенными женщинами в сфере услуг в Украине. Если в 2003 г. первый показатель превышал второй в 5,7 раза, то в 2004 – в 7,7 раза, а в 2005 – в 8,7 раза.
Таблица 1
Соотношение трудоустроенных и уволенных женщин в сфере услуг в Украине за 2003-2005 гг. (тыс. чел.) [1].
Виды сервисной деятельности
|
Годы
| |||||
2003
|
2004
|
2005
| ||||
Трудоустроено
|
Уволено
|
Трудоустроено
|
Уволено
|
Трудоустроено
|
Уволено
| |
Торговля и ремонт
|
101,5
|
10,0
|
125,8
|
8,2
|
142,0
|
8,5
|
Гостиничное и ресторанное хозяйство
|
6,3
|
1,0
|
9,8
|
1,1
|
13,8
|
0,9
|
Транспорт и связь
|
19,1
|
4,6
|
21,5
|
3,5
|
21,9
|
3,1
|
Финансовая деятельность
|
6,2
|
1,1
|
6,6
|
0,7
|
6,9
|
1,3
|
Операции с недвижимостью
|
17,0
|
6,2
|
17,2
|
4,5
|
17,8
|
4,3
|
Государственное управление
|
21,8
|
8,7
|
25,5
|
9,1
|
26,8
|
9,7
|
Образование
|
21,4
|
4,3
|
21,0
|
3,6
|
22,7
|
2,5
|
Охрана здоровья и социальная помощь
|
35,8
|
4,3
|
35,7
|
3,5
|
36,1
|
3,1
|
Коллективные, общественные и личные услуги
|
19,1
|
3,1
|
20,5
|
2,3
|
22,0
|
2,1
|
Всего
|
248,2
|
43,3
|
283,6
|
36,5
|
310,0
|
35,5
|
В связи с тем, что большинство малых предприятий сосредоточено именно в сфере услуг, вполне обоснованно вести речь о расширении здесь женского предпринимательства. Действительно, по данным Национальной ассоциации почтовой торговли США, среди владельцев предприятий малого бизнеса численность женщин растет в два раза быстрее, чем мужчин [3].
В конце прошлого века свыше 30% объектов малого бизнеса американской экономики находилось в руках женщин, а, по прогнозам, в ближайшей перепективе этот показатель может возрасти до 50%. В России доля женщин-предпринимателей в секторах торговли, ресторанных и социально-культурных услуг в 90-х годах ХХ века составляла от 40% до 60% [1]. Об уровне развития бизнеса в Крыму можно судить на основе данных табл. 2, которые показывают, что процент женщин-предпринимателей в сфере услуг выше по всем видам деятельности за исключением сектора «Торговля и ремонт технических средств» (естественно, ремонта технических средств это касается в первую очередь).
Таблица 2
Занятость на уровне малых предприятий сферы услуг в Крыму в 2006 г [2].
|
Средняя численность занятых, чел.
|
из них женщин
|
Средняя численность владельцев предприятий, чел.
|
из них женщин
| ||
чел.
|
%
|
чел.
|
%
| |||
Всего по экономике
|
79713
|
31310
|
39,3
|
6721
|
1228
|
18,3
|
В том числе по сфере услуг
|
48271
|
21881
|
45,3
|
4888
|
966
|
19,8
|
по видам сервисной деятельности
| ||||||
торговля и ремонт технических средств
|
15841
|
6958
|
43,9
|
1952
|
328
|
16,8
|
гостиничное и ресторанное хозяйство
|
4982
|
2869
|
57,6
|
442
|
86
|
19,5
|
транспорт и связь
|
6528
|
2326
|
35,6
|
577
|
130
|
22,5
|
финансовая деятельность
|
254
|
128
|
50,4
|
49
|
15
|
30,6
|
операции с недвижимостью
|
13475
|
5643
|
41,2
|
1375
|
297
|
21,6
|
образование
|
795
|
440
|
55,3
|
72
|
17
|
23,6
|
охрана здоровья и социальная помощь
|
2906
|
1829
|
62,9
|
134
|
36
|
26,9
|
коллективные, общественные и личные услуги
|
3490
|
1688
|
48,4
|
287
|
57
|
19,9
|
Хотелось бы отметить, что креативный подход женщин в сервисе, по сравнению с мужчинами, проявляется гораздо ярче. В частности, это касается названия предприятия. Вряд ли женщина назовет свое предприятие обыденным термином «Кафе № 3» или «Гостиница № 5». Скорее она даст ему наименование «У подруги» или более конкретно: «У Марии», «У Анастасии» и т.д. Возможно, это обусловлено тем, что женщина больше связана с обыденной жизнью и всячески старается ее приукрасить.
Весьма широкое поле деятельности имеется в торговле, где традиционные названия «Промтовары» и «Продтовары» не выдерживают конкуренции. Некоторую сложность вызывает выбор наименования предприятия, оказывающего лечебные услуги. К примеру, для процедур, связанных с получившими в настоящее время широкое распространение корректирующими кроватями, подойдет название «Спящая красавица».
Гораздо эффективнее решается женщинами и вопрос интерьера или так называемого «сервисного ландшафта» (термин предложен М.Дж. Битнер [5]). Именно им удается создать в предприятиях сервиса доверительно-домашнюю атмосферу, что не может ни сказаться на привлечении клиентов. Особенно важен благоприятный интерьер в рекреационных предприятиях, где он выступает в качестве элемента психологической разгрузки.
Приход женщин в сервис увеличивает творческое начало в услуге, что, при всей своей положительной роли, вносит дополнительную неопределенность и повышает риск при покупке. Риск усиливается тем, что большинством потребителей ряда услуг также являются женщины. В первую очередь, это касается личных (бытовых) услуг, а именно: парикмахерских, SPA-услуг, химической чистки и ремонта одежды (обуви) и др. В то же время, значительная часть женщин предпочитает пользоваться услугами, исполнителями которых выступают мужчины.
Возникает противоречие между стремлением женщин «завоевать» сферу услуг и их традиционным «преклонением» перед сильной половиной. Названное противоречие накладывается на классическое неравновесие между подходами к услуге со стороны исполнителя и клиента. Суть его в том, что исполнитель, в первую очередь, ориентируется на общепринятые стандарты, а клиент – на опыт потребления, как собственный, так и окружающих. Причем, в женской среде данное противоречие проявляется особенно остро. Разрешение противоречий является делом времени, когда сама женщина осознает свою значимость и незаменимость.
Источники:
2. Статистичний щорічник України за 2005 рік / За ред. О.Г. Осауленка. – Київ: Державний комітет статистики України, вид-во «Консультант», 2006. – 575 с.
3. Ивченко М.М. Гендерные различия и Интернет в рекламе для женщин // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 4 (60).– С. 49-54.
4. Статистичний щорічник Автономної Республіки Крим за 2006 рік / За ред. В.І. Колеснік. – Сімферополь: Головне управління статистики в АРК, 2007. – 616 с.
5. Bitner M. J. Servicescapes: The Impact of Physical Surroundings on Customers and Employees. // Journal of Marketing . – 1992. – April. – P. 57-71.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:40:44