Стратегии повышения инвестиционного рейтинга Республики Татарстан

Хамедзянова Р.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Повышение инвестиционного рейтинга для Республики Татарстан продолжает оставаться актуальным вопросом, поскольку это позволяет привлекать дополнительные инвестиции в экономику региона. Известно, что существует множество факторов, влияющих на рост рейтинга, но особенно важным в данном случае, на наш взгляд, является влияние на него структуры доходов населения, для доказательства существования, выявления и определения направлений которого нами был проведен корреляционно-регрессионный анализ с помощью пакета анализа Statistica.

Ключевые слова: Республика Татарстан, экономика региона, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный рейтинг



Повышение инвестиционного рейтинга для Республики Татарстан продолжает оставаться актуальным вопросом, поскольку это позволяет привлекать дополнительные инвестиции в экономику региона. Известно, что существует множество факторов, влияющих на рост рейтинга, но особенно важным в данном случае, на наш взгляд, является влияние на него структуры доходов населения, для доказательства существования, выявления и определения направлений которого нами был проведен корреляционно-регрессионный анализ с помощью пакета анализа Statistica [2, 4].

В качестве переменных, определяющих рейтинг, в соответствии с рекомендациями были взяты [1]:

а) доли оплаты труда в структуре доходов населения Республики Татарстан, социальных трансфертов, доходов от собственности, от предпринимательской деятельности, от продажи иностранной валюты;

б) прочие поступления, включающие в себя скрытую оплату труда, а также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини);

в) соотношение доходов десяти процентов наиболее и наименее обеспеченного населения;

г) среднедушевые денежные доходы населения;

д) темп роста реальных денежных доходов населения;

е) численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

ж) среднемесячная номинальная начисленная зарплата работающих в экономике республики.

з) функция переменных величин – инвестиционный рейтинг Республики Татарстан по оценке рейтингового агентства «Standard & Poor’s» [5] ‑ переведенный в доли единицы.

Регрессионный анализ показал, что значимыми для инвестиционного рейтинга показателями являются:

‑ доля доходов от предпринимательской деятельности;

‑ численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

‑ средняя зарплата населения.

По результатам корреляционного анализа определено, что показатель дифференциации доходов – индекс Джини ‑ не имеет влияния на инвестиционный рейтинг региона. Доли социальных трансфертов и доходов от продажи иностранной валюты в общей структуре доходов населения также не имеют тесной связи с инвестиционным рейтингом Татарстана.

Поскольку все значимые переменные в той или иной степени связаны со среднедушевыми доходами населения, в работе была разработана модель влияния среднедушевых доходов на инвестиционный рейтинг Республики Татарстан, принявшая вид у = 0,0148х 0,3693 (рис. 1).

Рис. 1 - Зависимость инвестиционного рейтинга РТ от средних доходов населения в 2001-2006 гг.

При разработке модели учитывалось, что среднедушевые денежные доходы населения за январь-сентябрь 2006 г. составили 8850,1 руб. [3]. Значение коэффициента детерминации, равное 0,9265, подтверждает адекватность модели. Коэффициент эластичности b степенного уравнения у = 0,0148х 0,3693 зависимости показывает, что при росте среднедушевых доходов на 1% инвестиционный рейтинг республики поднимается на 0,3693%. Чтобы поднять инвестиционный рейтинг Татарстана до высшей оценки рекламного агентства Standard & Poor’s ‑ ААА, необходимо увеличить среднедушевые доходы населения в 5,95 раза, что является не реальным.

Хотя инвестиционный рейтинг региона, в частности Республики Татарстан, напрямую зависит от среднедушевых доходов населения, следует учитывать, что есть много и других факторов, влияющих на него. Следовательно, необходимо проводить такую государственную политику повышения инвестиционного рейтинга Татарстана, которая, как минимум, будет состоять из двух блоков: непосредственно и косвенно связанных с повышением доходов населения.

К первому блоку относятся такие меры как:

‑ борьба с «серым рынком» труда (с помощью «обеления» зарплат до среднеотраслевого уровня, создания, помимо республиканской, городской комиссии по адаптации неформального рынка труда и легализации доходов, создания и поддержки культуры «белых зарплат среди населения),

‑ поддержка предпринимательства с целью повышения доли доходов от него в структуре доходов населения (необходимо сформировать единый центр ответственности, определить план развития и параметры деятельности в наиболее перспективной для малого и среднего бизнеса отрасли – строительстве, реализовать программы по привлечению малого и среднего бизнеса в образование, социальную защиту и социальное обслуживание населения и другие сферы, основным направлением развития малого и среднего инновационного бизнеса должна стать его инфраструктурная поддержка на основе индустриально-промышленных и научно-производственных технопарков);

‑ ликвидация задолженности по заработной плате (привлечение к ответственности работодателей);

‑ повышение социальной рентабельности предприятий;

‑ формирование среднего класса;

‑ создание современной системы повышения квалификации специалистов РТ;

‑ совершенствование системы налогообложения;

‑ повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума, рассчитанного как минимальный потребительский бюджет;

‑ проведение разъяснительной кампании среди населения об управляющих компаниях в сфере пенсионных накоплений;

‑ привлечение неиспользуемых доходов населения в различные инвестиционные проекты.

Во второй блок мер входят:

‑ диверсификация и кластеризация экономики (развитие базовых для республики кластеров ‑ нефтегазохимического, автомобилестроительного, авиационного, энергетического);

‑ развитие туристического бизнеса;

‑ работа по привлечению иностранных инвестиций и средств федерального бюджета (за счет участия в формировании позитивного имиджа республики посредством проведения международных презентаций);

‑ прохождение предприятиями республики процедуры публичного размещения IPO;

‑ создание в Татарстане развитого фондового рынка и собственного рейтингового агентства.


Источники:

1. Денежные доходы и расходы населения Республики Татарстан за 2005 г. : стат. сборник. – Казань, 2006. – 25 с.
2. Минько А.А. Статистический анализ в MS Excel. – М. : Изд. Дом «Вильямс», 2048. – 464 с.
3. Социально-экономическое положение Республики Татарстан: компл. инф. – аналит. доклад. – Казань: изд. центр Татарстанстата. – 2006. – 186 с.
4. Чекотовский Э.В. Графический анализ статистических данных в Microsoft Excel 2000. – М. : Изд. Дом «Вильямс», 2002. – 464 с.
5. // www.standardandpoors.ru

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:43:28