Процессная реструктуризация как инструмент антикризисного управления предприятием
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Экономическая теория и практика подтверждают, что в процессе развития любых организаций возможно возникновение кризисных ситуаций. Такое состояние свидетельствует о накоплении в них определенной критической массы сдерживающих факторов, устранение или активизация которых необходимы для продолжения процесса их нормального функционирования.
Ключевые слова: антикризисное управление, процессная реструктуризация
Экономическая теория и практика подтверждают, что в процессе развития любых организаций возможно возникновение кризисных ситуаций. Такое состояние свидетельствует о накоплении в них определенной критической массы сдерживающих факторов, устранение или активизация которых необходимы для продолжения процесса их нормального функционирования.
В переходный период от командно-административной системы к рыночной экономике в России прокатилась волна банкротств как малых, так и крупных предприятий. Например, в Республике Коми число банкротов превысило пять тысяч, и пик пришелся на 2002 год, что явилось следствием кризиса 1998 года [1]. Динамика количества дел по банкротству примерно одинакова и для России, и для Республики Коми. Но если учесть, что число зарегистрированных предприятий в Республике Коми на начало 2007 года составляло 16 597, то доля предприятий-банкротов в размере 30,17 % становится весьма внушительной. Сведения о количестве дел по банкротству приведены в табл. 1.
Таблица 1
Количество дел по банкротству в России и Республике Коми
Годы
Кол-во |
1994-2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Итого
|
Российская Федерация
|
51414 |
47762 |
94531 |
14277 |
14090 |
32190 |
91431 |
345695 |
Республика Коми*
|
1095 |
1406 |
1784 |
79 |
125 |
319 |
199 |
5007 |
Обострившийся в России системный кризис переходного периода вызвал потребность в построении эффективного антикризисного управления. Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится таковым по мере вступления организации в полосу кризисного развития [2]. Стивен Финк в своей книге «Кризисное управление» (Crisis Management) отмечает, что каждый руководитель «должен смотреть в будущее и планировать его, считая кризисы столь же неизбежными, как смерть и налоги, и не из слабости и страха, а наоборот, для приобретения силы…» [3].
Многочисленные исследования российских и зарубежных ученых в области антикризисного управления привели к различным понятиям и толкованиям данного явления. Произошла своего рода эволюция взглядов на сущность, цели и задачи антикризисного управления. Шкала определений начинается с управления в кризисной ситуации и заканчивается управлением по предотвращению и недопущению кризиса, по сути, сводя последнее к стратегическому менеджменту.
Обобщая уже имеющуюся научную базу в данном вопросе, мы предлагаем свое определение, сформулированное на основании проведенного исследования. Антикризисное управление - это специфическое управление, которое характеризуется применением новых подходов, основанных на принятии управленческих решений в условиях неопределенности и высоких темпов изменений, что в конечном итоге должно привести к разрешению противоречий в существовании бизнеса, вызывающих кризис, и к увеличению стоимости бизнеса.
По нашему мнению, данное определение наиболее характерно для периода экономического подъема, который испытывает Россия в настоящий период. В данном случае угроза возникновения кризиса не исчезает, а переходит в скрытое, «латентное» состояние. Эволюция взглядов на развитие деловых циклов и связанных с ними кризисов наглядно подчеркивает этот факт [4].
Быстро изменяющаяся рыночная среда, усиливающаяся конкурентная борьба в современном мире все больше вынуждают предприятия искать новые пути своего развития. С этой точки зрения одним из эффективных инструментов антикризисного управления может стать процессная реструктуризация бизнеса, представляющая собой один из способов совершенствования системы управления в рамках процессного подхода. Как свидетельствует практика, переход от функциональной системы управления к процессно-ориентированной системе необходим в первую очередь:
Под процессной реструктуризацией понимают методику улучшения бизнес-процессов, основанную на детальном анализе бизнес-процессов и предполагающую не создание улучшаемого бизнес-процесса заново, а приведение существующего процесса к виду, наиболее соответствующему стратегическим целям и миссии организации.
Реиижинирииг является наиболее «тяжёлым» подходом к улучшению бизнес-процессов. Он требует наибольшего количества ресурсов, как материальных, так и временных.
Бенчмаркинг в общем случае требует наименьших затрат и является наименее рискованным из всех рассмотренных подходов, однако он может применяться только в тех случаях, когда имеет место свободный доступ к опыту предприятий-эталонов.
Анализ всех трёх методик улучшения бизнес-процессов позволяет сделать предположение, что наиболее адаптированным к условиям современной российской экономики является процессная реструктуризация бизнеса.
По нашему мнению, в рамках антикризисной программы с целью совершенствования системы управления бизнесом, ведущей к увеличению его стоимости, следует разработать и реализовать механизм управления бизнес-процессами, включающий в себя:
1) определение целей и желаемых результатов совершенствования рассматриваемого бизнес-процесса;
2) выявление необходимых ресурсов (трудовых, информационных и т. д.) для совершенствования бизнес-процесса;
3) выбор методов и средств совершенствования бизнес-процесса;
4) управление использованием ресурсов, которые выделены для совершенствования бизнес-процесса, в том числе мотивацией персонала;
5) наблюдение за ходом совершенствования бизнес-процесса;
6) анализ результатов его выполнения и коррекцию хода выполнения бизнес-процесса.
Кроме того, необходимо определить критерии оптимизации, которые могут использоваться при построении процессно-ориентированной модели антикризисного управления, например: объем реализации, объем производства, объем внешних поставок, затраты на выплаты работникам, денежный поток, норма рентабельности и т.д.
В качестве оптимизационной задачи в данном случае может рассматриваться планирование, где целевая функция (критерий оптимальности) может быть представлена как денежный поток по маржинальной прибыли за все периоды планирования
f = ∑ А - ∑ В,
где ∑ А - поток доходов; ∑ В - поток расходов.
Задача линейного программирования состоит в максимизации целевой функции
Таким образом, предложенный механизм управления бизнес-процессами позволит реализовать антикризисную стратегию. Ее целью является предотвращение или недопущение кризиса на основе использования возможностей, а не решение сиюминутных проблем, применение новых подходов, основанных на интерактивном планировании, исключающих прошлый неудачный опыт.
Процессная реструктуризация может стать благоприятной возможностью преодоления кризиса, и недоверие к ней не является основанием для отказа от нее. Способность принимать решения в условиях неопределенности, свойственных всем инновационным решениям, дана небольшому числу людей. Таковыми являются антикризисные менеджеры, и в их руках все чаще в последнее время находится будущее российского бизнеса.
Источники:
2. Антикризисное управление / под ред. проф. Э.М. Короткова. – М. : ИНФРА-М, 2007. - 620 с. ISBN 5-16-002459-Х.
3. Управление в условиях кризиса : пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.- 256 с.- (Серия «Harvard Business Review») ISBN 5-9614-0197-9.
4. Ивантер А. Его величество случай // Эксперт. – 2006. - №1-2. – С. 78-87.
5. Антикризисный менеджмент / под ред. проф. Грязновой А.Г. – М. : Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», изд. ЭКСМО, 1999.- 368 с. - ISBN 5-88124-038-3.
6. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе : пер. с англ. - Спб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. - 332 с.
7. Менеджмент процессов : пер. с нем. / под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В.Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна. – М. : Эксмо, 2007. – 384 с. – (Качественный менеджмент). ISBN 5-699-19492-4.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:51