Международные компании на российском рынке услуг аудита

Гаврилюк Т.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Успех компании на мировой арене определяется множеством факторов, среди которых большое значение имеют качество и достоверность финансовой отчетности. Предприятия разного размера и организационно-правовой структуры выступают потребителями услуг аудита. Для транснациональных корпораций наличие аудированной финансовой отчетности является неотъемлемой чертой работы на международных рынках.

Ключевые слова: аудит, финансовая отчетность, обязательный аудит, международная деятельность, достоверность финансовой отчетности, аудиторские организации



Успех компании на мировой арене определяется множеством факторов, среди которых большое значение имеют качество и достоверность финансовой отчетности. Предприятия разного размера и организационно-правовой структуры выступают потребителями услуг аудита. Для транснациональных корпораций (ТНК) наличие аудированной финансовой отчетности является неотъемлемой чертой работы на международных рынках.

Доля присутствия филиалов иностранных ТНК в России неуклонно растет. 2006 год был ознаменован существенным ростом объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в отечественную экономику. По данным Центрального Банка, за 2006 год объем привлеченных ПИИ вырос более чем в два раза по сравнению с 2005 годом и составил 28,3 млрд. долларов США [1]. В то же время, многие российские компании уже вышли или активно стремятся выйти на международные рынки. Цели здесь могут быть разными – торговля акциями на мировых площадках, доступ к иностранным рынкам заимствований, привлечение стратегических инвесторов и другие. По суммарному показателю вывезенных ПИИ, по оценкам экспертов ЮНКТАД, Россия вышла в 2006 году на третье место в мире после Гонконга и Британских Виргинских островов [2].

С приходом иностранных ТНК в Россию у них возникла потребность в услугах аудита. Сети международных аудиторских фирм выполняют заказы крупнейших корпораций, осуществляя услуги как материнским компаниям, так и дочерним структурам, аллоцированным по всему миру.

Большой сегмент мирового рынка аудиторских услуг поделен между четырьмя широко известными фирмами-гигантами – их называют компаниями «большой четверки»: PricewaterhouseCoopers (PwC), KPMG, Ernst&Young, Deloitte&Touche Tohmatsu. Все они имеют более чем столетнюю историю и образовались в результате многочисленных слияний и поглощений фирм отрасли.

Компании «большой четверки» имеют глобальный охват: каждая из них представлена более чем в 140 странах мира и имеет численность персонала 120-150 тысяч человек [3]. Они открыли свои подразделения в нашей стране в конце 1980-х – начале 1990-х годов, причем первой это сделала Ernst&Young в 1989 году.

Фактически международные аудиторские компании изначально пришли в Россию вслед за своими клиентами – иностранными ТНК. Однако, придя в Россию, компании «большой четверки» приобрели среди клиентов крупнейшие российские компании – ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть», ОАО «Мечел» и прочие, которым необходимо подтверждение финансовой отчетности для выхода на международные рынки, привлечения средств на рынках заимствований.

Все компании «большой четверки» заявляют о динамичном росте в России и странах СНГ. В настоящее время основной объем выручки этих компаний от услуг, оказываемых российским компаниям, приходится на аудит в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Так, с целью гармонизации стандартов финансовой отчетности и поощрения прихода иностранных инвесторов, в России постановлением Правительства от 6 марта 1998 года была учреждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО [4].

Российские ТНК обычно заказывают аудит отчетности по международным стандартам у компаний «большой четверки», а аудит отчетности по российским стандартам отдают российским аудиторским компаниям.

Объем рынка российского аудита можно оценить с некоторой долей приближенности. По данным Министерства финансов РФ, в 2006 году 80265 организаций подлежали обязательному аудиту [5]. Помимо этого ряд компаний проводил добровольный аудит. Также указанная цифра не включает аудит по международным стандартам отчетности.

В мае 2007 г. агентство Discovery Research Group опубликовало обзор аудиторско-консалтинговых компаний России. По итогам 2006 года, объем рынка 150 групп этого сектора увеличился на 37-39% и достиг отметки в 27-28 млрд. рублей. По данным Российской коллегии аудиторов, в 2006 году на рынке работало 10-12 тысяч аудиторов [6].

Осенью 2007 года Министерство финансов РФ впервые провело исследование российского рынка аудита. До этого соответствующие оценки проводили сами компании, а также аналитические и рейтинговые агентства. Результаты, опубликованные министерством, оказались неожиданными. Исследование показало, что «большая четверка» аудиторских компаний по итогам 2006 года занимала в России 31% рынка аудита (доля доходов в совокупных доходах всех аудиторских компаний), тогда как широкое экспертное мнение до сих пор оценивало ее долю в 70-80% [7].

Трудности в оценке этого рынка также связаны с деятельностью так называемых «карманных» аудиторов, которые за умеренную плату и без необходимых проверок представляют необходимое заключение.

Помимо «большой четверки» к крупнейшим российским компаниям – участникам аудиторских сетей относятся: «БДО Юникон» (сеть BDO International), «BKR-Интерком-Аудит», «Росэкспертиза» (MRI), «РСМ Топ-Аудит» (RSM Int.), «ФБК» (PKF) и другие. Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция интеграции отечественных аудиторско-консалтинговых компаний в мировые сети.

Пятой по величине аудиторской организацией, представленной на российском рынке, является ЗАО «БДО Юникон», основанное в 1989 году. Первая широкая известность к ней пришла в 1996 году, когда компания была определена аудитором Центрального банка РФ. Организация считает поворотным моментом в своей истории вступление в 2002 году в международную сеть BDO International, объединяющую ведущие компании 111 стран мира. Это существенно расширило клиентскую базу «БДО Юникон» и привело к росту выручки.

ЗАО «БДО Юникон» получило аккредитацию при Комитете по надзору за финансовой отчетностью публичных компаний (PCAOB) США и Агентстве США по международному развитию (USAID). Аккредитация дает право проводить аудит проектов, финансируемых данными международными организациями, на территории Российской Федерации и стран СНГ.

По данным Министерства финансов, в 2006 году в Москве средняя аудиторская организация имела следующие характеристики:

‑ количество лет ведения аудиторской деятельности – 6,7 лет;

‑ количество сотрудников – 17,8 человек (из них аудиторов – 8,1);

‑ количество клиентов – 21,6;

‑ доходы всего – 9,3 млн. рублей;

‑ доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента – 223,9 тыс. рублей;

‑ доходы в расчете на одного аудитора – 595,7 тыс. рублей.

Данные цифры сильно отстают от показателей компаний «большой четверки». По информации журнала «Эксперт», в 2005 году пятьдесят крупнейших корпораций мира заплатили за услуги аудиторов 1,8 млрд. долларов (что составляет в среднем 36 млн. долларов на одну компанию). В среднем ТНК платят за аудиторские услуги 0,52% чистой прибыли [8].

Несмотря на усиление влияния «большой четверки», у российских компаний есть своя ниша на рынке. Это, например, малые и средние предприятия, которые, с одной стороны, не в состоянии заплатить за услуги PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst&Young, Deloitte&Touche Tohmatsu. С другой стороны, они не являются публичными, что не требует заключения аудиторской компании с мировым именем.

Дифференциация аудиторского бизнеса и поляризация наиболее успешных компаний, их резкий отрыв от остальной массы фирм во многом были следствием накопления ими и сохранения на долговременной основе специфических конкурентных преимуществ, связанных с управлением квалифицированным персоналом, фирменной культурой, методологией и стандартами качества оказываемых услуг.

Для повышения конкурентоспособности российским аудиторским компаниям следует, прежде всего, укрупняться, привлекать в штат иностранных специалистов, повышать уровень подготовки сотрудников в части владения международными стандартами, развивать региональную сеть, оказывать широкий спектр сопутствующих услуг. Основными преимуществами таких компаний являются безупречная репутация и многолетняя работа на рынке, профессионализм и независимость.


Источники:

1. Бюллетень банковской статистики. – 2007. – №8. – С. 15.
2. Хейфец Б.А. Пасынки глобализации // Эксперт. – 2007. ‑ №4. – С. 17-22.
3. Годовые отчеты за 2006 г. компаний PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, KPMG, Deloitte&Touche Tohmatsu.
4. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 года №283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
5. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации за 2006 г. – Министерство финансов РФ. – 2007. [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: www.minfin.ru. – Загл. с экрана.
6. Рынок аудиторско-консалтинговых услуг в России: итоги 2006 г. - Маркетинговое агентство Discovery research group. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.drgroup.ru/page/research/fr/m183.html. - Загл. с экрана.
7. Буза В., Кочева О. Четверка с минусом // Коммерсант - деньги. – 2007. ‑ №30 (636). – С. 32-36.
8. Шапран В. В плену у «большой четверки» // Эксперт Украина. – 2006. – №43 (92). – С. 34-36.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 21:09:29