Логистика в системе формирования конкурентоспособности предприятия

Козлова Е.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Козлова Е.И. Логистика в системе формирования конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – С. 56-59.

Аннотация:
Постоянное ужесточение конкуренции на товарных рынках диктует необходимость применения новых приемов и методов конкурентной борьбы. Логистика предоставляет широкий арсенал еще не освоенных средств для достижения высокого уровня конкурентоспособности предприятия. В связи с этим необходимо построение такой системы формирования конкурентоспособности предприятия, которая отвечала бы современным реалиям конкурентного рынка и базировалась бы на принципах логистического подхода.

Ключевые слова: логистика, логистический подход, конкурентоспособность, конкуренция, конкурентоспособность предприятия



Постоянное ужесточение конкуренции на товарных рынках диктует необходимость применения новых приемов и методов конкурентной борьбы. Логистика предоставляет широкий арсенал еще не освоенных средств для достижения высокого уровня конкурентоспособности предприятия [1]. В связи с этим необходимо построение такой системы формирования конкурентоспособности предприятия (СФКП), которая отвечала бы современным реалиям конкурентного рынка и базировалась бы на принципах логистического подхода.

Системный подход к обеспечению конкурентоспособности предприятия рассмотрен в ряде работ отечественных исследователей, в частности, Еленевой Ю.Я. [2], Фатхутдинова Р.А. [3]. Ю.Я. Еленева основное внимание уделяет определению целей, задач и функций системы обеспечения конкурентоспособности предприятия. Описание же структуры данной системы в работе [2] практически не показано.

Поэтому при построении СФКП за базу было взято структурирование системы, предложенное Р.А. Фатхутдиновым, которое включает в себя управляющую, управляемую, обеспечивающую, целевую и подсистему научного сопровождения. К компонентам внешней среды были относены поставщики, потребители, маркетинговые посредники, контактные аудитории, региональная инфраструктура и факторы макросреды [3].

Проектирование СФКП следует начинать с выделения системы из среды и формирования ее внешнего окружения. Внешняя среда разделена на три уровня:

‑ макросреду;

‑ мезосреду (специализированная инфраструктура и внутриотраслевая конкурентная среда);

‑ микросреду (поставщики, потребители, посредники, конкуренты и др.).

Специализированная инфраструктура выделена как самостоятельный компонент мезосреды ввиду ее высокой значимости при формировании узкоспециализированных конкурентных преимуществ отраслевых предприятий. Она включает специализированное нормативно-методическое и ресурсное обеспечение. С позиции объектного структурирования данная подсистема представлена:

‑ производственной инфраструктурой: научно-технические, инжиниринговые и технологические посредники, обслуживающие предприятия отрасли;

‑ социальной инфраструктурой: специальные образовательные учреждения и организации системы повышения квалификации.

Внутриотраслевая конкурентная среда во многом формирует потенциал конкурентоспособности фирм, характеризует взаимодействие между предприятиями отрасли: интенсивность конкуренции, специализацию и степень интеграции, сегментированность рынка, наличие стратегических групп конкурентов. Кроме того, внутриотраслевая микросреда определяется емкостью и темпами роста отраслевого рынка.

Важным моментом в теории конкурентоспособности предприятия является то, что конкурентные преимущества формируются на основе внутренних и внешних факторов всех уровней: микро-, мезо – и макросреды в зависимости от масштабности товарного рынка [3]. Именно этот аспект процесса обеспечения конкурентоспособности предприятия позволяет реализовать в полном объеме преимущества логистического подхода, которые проявляются наиболее ярко при формировании эффективных логистических связей с компонентами внешней среды, участвующими в организации потоковых процессов.

Анализ структурных компонентов внешнего окружения СФКП показал, что многие из них представляют собой звенья логистических цепей, из которых формируются логистические каналы, а затем и логистические системы. Следовательно, логистика играет большую роль в формировании конкурентоспособности предприятия. Перечислим логистические компоненты внешнего окружения СФКП:

Микросреда:

‑ поставщики материальных и связанных с ними информационных ресурсов;

‑ потребители;

‑ логистические посредники;

‑ конкуренты;

Мезосреда:

‑ специализированная инфраструктура: научно-технические, инжиниринговые и технологические посредники.

Вход СФКП – представлен материальными и связанными с ними информационными потоками, поступающими в систему на переработку в ее процессоре с целью выработки готовой продукции.

Выход СФКП – материальные потоки (а также связанные с ними информационные потоки) в форме готовой продукции и услуг предприятия, в том числе услуг логистического сервиса.

Внутренняя структура СФКП на верхнем уровне детализации представлена управляемой, управляющей, логистической подсистемами и подсистемой маркетинга.

Построение управляемой подсистемы выполнено на основе жизненного цикла продукции и включает следующие функциональные блоки: научные исследования и разработки, техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение, производство, сбыт, сервис, утилизацию.

Управляющая подсистема состоит из подсистемы научного сопровождения, функциональной, целевой, организационно-структурной и информационно-технологической подсистем.

Подсистема маркетинга рассматривается как центральная, призванная обеспечить единую целевую направленность функционирования всех других подсистем – ориентацию на конечного потребителя.

Включение в СФКП логистической подсистемы призвано усилить логистическую компоненту в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Она представляет собой совокупность взаимодействующих подразделений фирмы, обеспечивающих движение экономических потоков в соответствии с логистическими целями фирмы.

Логистическая подсистема рассматривается как центральная подсистема СФКП, поскольку логистика из функции управления предприятием постепенно превращается в концепцию управления. Логистическая концепция основывается на управлении потоковыми процессами и состоит в оптимизации и рационализации экономических потоков предприятия.

Управление предприятием на основе логистической концепции предполагает прямое или косвенное участие всех подразделений и служб. Это и предопределяет центральный всеобъемлющий характер логистической подсистемы СФКП, придает единую целевую направленность функционированию других компонентов данной системы – постоянный поиск новых возможностей рациональной организации экономических потоков предприятия.

С точки зрения функционального структурирования, логистическая подсистема включает три компонента: закупочную, производственную и распределительную подсистемы. Объектное структурирование позволяет выделить следующие компоненты: службы материально-технического обеспечения и сбыта продукции, НИОКР, производственные и логистические подразделения, транспортное и складское хозяйства. Именно эти подразделения напрямую занимаются выполнением логистических функций фирмы.

Резюмируя, можно отметить высокую значимость логистической компоненты во внешней среде системы формирования конкурентоспособности предприятия.


Источники:

1. Макаров Е.И., Курносов В.Б. Логистическая поддержка строительного комплекса региона: механизм формирования. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 232 с. – ISBN 5-9273-0773-6.
2. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. – М. : «Янус-К», 2001. – 296 с. – ISBN 5-8037-0087-8.
3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 312 с. – ISBN 5-16-000313-4.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:06:07