Предприниматель и новые технологии: мотивация разработки и применения
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Развитие как глобальной, так и локальных экономик происходит благодаря появлению и распространению новых технологий, которые дают возможность получения дополнительной (часто монопольной) прибыли, закрепляться на рынке, управлять изменениями и повышать производительность труда. Однако, предпринимательские способности не безграничны и не одинаковы.
Ключевые слова: предпринимательство, инновации, предпринимательские способности, новые технологии
Развитие как глобальной, так и локальных экономик происходит благодаря появлению и распространению новых технологий, которые дают возможность получения дополнительной (часто монопольной) прибыли, закрепляться на рынке, управлять изменениями и повышать производительность труда. Однако предпринимательские способности не безграничны и не одинаковы.
Люди, имеющие примерно равные стартовые условия, достигают самых различных результатов. Немецкий исследователь Август Лëш, указывая на различия в издержках предпринимателей, подчеркивал, что «поскольку кривая плановых издержек менее способного предпринимателя лежит выше соответствующей кривой более искусного руководителя, первому потребуется зона сбыта большего размера и его цены обычно бывают выше. Неумелый предприниматель не смог бы обеспечить свое существование, если бы имелось достаточное число способных людей» [1].
Актуально и для современного бизнеса высказывание Освальда Шпенглера о том, что «всякий поток существования состоит из меньшинства вождей и большинства ведомых, а значит, всякая экономика – из труда руководящего и исполнительского. Меру задает изобретатель паровой машины, а не кочегар. Мышление – вот что важно» [2]. Поэтому принципиальной является поддержка творческого труда, создание условий для разработки нестандартных решений.
Предприниматель выступает как своеобразный первопроходец, принимающий на себя риски возможных неудач. К ключевым характеристикам предпринимателя, способного производить и продвигать конкурентоспособные продукты, можно отнести способность к самоорганизации и самодисциплине, лидерские качества и креативное мышление, адаптивность и стремление к самореализации, обучаемость и огромное желание работать, добиваясь результатов, зачастую вопреки, а не благодаря ситуации, терпение и профессионализм.
Развитие предпринимательства, и, главное, создание мотивационных стимулов, питательной среды для такого типа людей, имеет существенный потенциал и может дать мультипликативный эффект развития российского хозяйства изнутри. Исполнительский труд Освальд Шпенглер называет лишь функцией труда изобретательского.
С нашей точки зрения, институциональный механизм успешного развития предпринимательства включает экономическую, юридическую и психологическую (ментальную) составляющие. Анализируя российскую практику, следует отметить, что первой сработала ментальная часть. Люди, имеющие природные способности к бизнесу, активно начали создавать предприятия, не боялись рисковать, конкурировать, придумывать новые продукты и услуги. Затем подтянулась и законодательная часть системы институционального механизма предпринимательства, начали появляться законы и постановления, распоряжения администраций городов.
Процесс институционализации предпринимательства сопровождается развитием и экономической составляющей рассматриваемого механизма. И все-таки, успешная практическая реализация имеющихся способностей предпринимателя в высокой степени основывается на психологических особенностях, типе мышления, способе принятия решения.
В этом контексте интересна работа Нобелевского лауреата 2002 года по экономике Даниэля Канемана, в которой автор анализирует «различие между двумя формами когнитивной функции – интуитивной, при которой суждения и решения принимаются быстро и автоматически, и управляемой, в условиях которой все происходит медленнее и носит обдуманный характер» [3].
Можно выделить несколько ключевых факторов, влияющих на мотивацию к творческому труду. Во-первых, это самовыражение, затем, ясность содержания задачи и представление степени ее значимости для организации в целом. В-третьих, наличие обратной связи от непосредственного руководителя, самодеятельность, сбалансированность власти и ответственности.
Часто фирма находится перед выбором, насколько целесообразно быть технологическим лидером либо вполне можно обойтись применением стратегии технологического подражательства. Обе эти стратегии имеют свои преимущества и их использование целесообразно в различных ситуациях на рынке.
Технологическое лидерство привлекательно по следующим критериям:
- величина технических возможностей фирмы (чем выше эти возможности, тем больше вероятность осуществить значительный отрыв от конкурентов);
- техническая квалификация за счет проведения НИОКР, патентной защиты;
- доля других технологий (поставщиков, покупателей, других отраслей) в данной технологии;
- величина и суть преимуществ первопроходца (например, авторитет главного производителя);
- предполагаемое направление развития технического прогресса в конкретной области (одно или несколько).
Однако на практике складываются ситуации, когда более выгодно оставаться технологическим подражателем, так как:
- технологии меняются достаточно динамично, особенно в молодых отраслях;
- быстро трансформируются потребности и поведение покупателей;
- технический прогресс изменяет направление своего развития;
- существует неопределенность относительно перспектив использования разрабатываемой технологии;
- технические достижения лидера отрасли легко копируются;
- барьеры вывода инновации на рынок слишком высоки и труднопреодолимы.
Для предпринимателя важно понимать, что лицензирование технологий есть инструмент, позволяющий лидерам отрасли извлекать дополнительную прибыль, а подражателям получить доступ к достижению без существенных затрат на имитацию. Законодательным оформлением новой технологии является патент.
В мире создано несколько крупных центром патентования на разных континентах, периодически публикующих отчеты о количестве патентов. Среди подобного рода отчетов заслуживает внимания материал Организации Экономического сотрудничества и развития (OECD) [4].
Выделяют три основных региона в мире, которые являются лидерами в области патентования. Это Европа, Япония и США. Больше всего патентов регистрируется в сфере биотехнологий и компьютерных технологий. Причем, Сингапур, Финляндия и Корея лидируют по патентованию компьютерных продуктов, в то время как Дания и Канада – в большей степени специализируются на патентовании биотехнологий.
Нетрудно заметить, что страны, имеющие технологические преимущества, и быстрее осуществляющие законодательное оформление прав на них, серьезно вырываются вперед. Сегодня разделение труда модифицируется с приоритетом на технологии и патенты. Поэтому государства, которые не являются членами Организации Экономического сотрудничества и развития поддерживают высокий уровень сотрудничества с OECD.
Таким образом, эффективность в современном мире означает способность системы хозяйства устойчиво воспринимать происходящие изменения, предполагая их непрерывное появление, своевременно реагировать и быстро направлять имеющиеся ресурсы в требуемое русло, развиваться в условиях постоянных изменений. При этом важную роль играет защита интеллектуальной собственности, что обуславливается процедурой патентования и охраны авторских прав.
Источники:
2. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. – Т.2. Всемирно-исторические перспективы: пер. с нем. И.И. Маханькова. – М. : Айрис-пресс, 2003. – с. 529.
3. Канеман Даниэль. Отображения ограниченной рациональности: перспективы исследования интуитивного суждения и выбора / В сб. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5т. / Сопред. научно-ред. совета Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. Т.V. В 2 кн. Всемирное признание: лекции нобелевских лауреатов / Отв. ред. Г.Г. Фетисов. Кн. 2. – М. : Мысль, 2005. – с. 631.
4. Compendium of Patent Statistics, 2005. – OECD. – Paris, France. – 2005. – pp. 2 – 61.
5. Hopenhayn Hugo, Llobet Gerard, Mitchell Matthew Rewarding Sequential Innovators: Prizes, Patents, and Buyouts // Journal of Political Economy. – 2006. – December. – Volume 114. – Number 6. – pp. 1041 – 1068.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:50:05