Применение сценарного подхода для управления инвестициями в образование промышленного холдинга
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Прогрессивной формой интеграционного взаимодействия предприятий является их объединение в холдинги. Успех инвестирования в их развитии определяется тем, насколько взаимоувязаны и сбалансированы интересы участников данных промышленных групп. В этой связи актуальным является применение методики сценарного анализа, как одного из эффективных инструментов современного стратегического управления. Эта методика позволяет на этапе планирования инвестиций определить целесообразность интеграции в сравнении с другими направлениями.
Ключевые слова: инвестиции, интеграция, стратегическое управление, холдинг, промышленный холдинг
Прогрессивной формой интеграционного взаимодействия предприятий является их объединение в холдинги. Успех инвестирования в их развитие определяется тем, насколько взаимоувязаны и сбалансированы интересы участников данных промышленных групп. В этой связи актуальным является применение методики сценарного анализа, как одного из эффективных инструментов современного стратегического управления. Эта методика позволяет на этапе планирования инвестиций определить целесообразность интеграции в сравнении с другими направлениями.
Практически сценарный метод прогнозирования заключается в «выявлении альтернативных путей развития событий и определении вероятности реализации каждого исхода» [5]. Применение сценарного анализа для оценки инвестиционной привлекательности формализуется в виде методики, разработанной с учетом сценариев инвестирования.
Первой задачей определения «сценариев будущего» всегда является точная оценка настоящей стратегической ситуации организации. Возможности формирования стратегии инвестирования в интеграцию определяются на основании критериальных уровней коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости. Цель объединения в холдинг на правах головного предприятия устанавливают компании, находящиеся на уровне стабильного экономического состояния.
Вторая задача – это создание возможных сценариев. На данном этапе проводится всесторонняя экспертная оценка факторов, влияющих на конечный результат образования холдинга и его инвестиционную привлекательность. По нашему мнению, инвестиционную привлекательность образования промышленного холдинга определяют производственно-технологические, институциональные, нормативно-правовые, ресурсные и инфраструктурные факторы.
Третья задача заключается в выборе определенных критериев для оценки сценариев. В качестве критериев предлагаются следующие показатели инвестиционной привлекательности (с указанием диапазона их влияния на сценарий инвестирования):
‑ стадия жизненного цикла основного вида продукции (0,15-0,20);
‑ инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие (0,12-0,15);
‑ инвестиционная прибыль отрасли (0,12-0,17);
‑ степень конкуренции на рынке (0,22-0,25);
‑ соблюдение прав мелких акционеров по управлению предприятием (0,10-0,11);
‑ дивидендные выплаты (0,11-0,13);
‑ финансовая прозрачность и раскрытие информации (0,20-0,22);
‑ коэффициент соотношения заёмных и собственных средств (0,10-0,15);
‑ коэффициент текущей ликвидности (0,25-0,30);
‑ коэффициент оборачиваемости активов (0,30-0,31-32);
‑ рентабельность продаж по чистой прибыли (0,15-0,18);
‑ рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (0,15-0,17);
‑ экологическая нагрузка на природную среду (0,08-0,1);
‑ развитость транспортной инфраструктуры (0,09-0,11);
‑ географический рынок сбыта (0,22-0,25).
Анализ существующих методик показывает, что при расчете показателей инвестиционной привлекательности предприятий авторы присваивают всем факторам либо одинаковые коэффициенты весомости, либо различные, но без раскрытия алгоритма их определения [4]. Мы полагаем, что в зависимости от сценария инвестирования важность коэффициентов весомости может существенно различаться.
Для определения количественного показателя привлекательности сценария инвестирования на основании экспертного опроса базовым факторам придают удельные веса в зависимости от отраслевой принадлежности будущего холдинга, а также с учетом целей объединения. Далее каждому фактору присваивается соответствующий балл (рейтинг), отражающий реализуемость выбранного сценария инвестирования. Взвешенные рейтинги получают путем умножения рейтинга рассматриваемого варианта по каждому фактору (по шкале от 1 до 10) на удельный вес фактора. Сумма взвешенных рейтингов всех факторов характеризует относительную привлекательность данного сценария инвестирования в баллах: 1-4 балла - низкая привлекательность; 4-7 баллов - средняя привлекательность; 7-10 баллов - высокая привлекательность. По результатам рассмотрения альтернативных вариантов изменения факторов определяют соответствующий сценарий инвестирования.
Следующая задача состоит в разработке прогнозной модели деятельности холдинга и составляющих бизнес-структур с учетом выбранного сценария. Для определения степени благоприятности исхода интеграции в конкретной отрасли предлагается использовать пятифакторную прогнозную модель:
F = X1 + X2 + X3 + X4 + X5 > 0, (1)
где X1 - показатель общей платежеспособности предприятия;
Х2 - рентабельность собственного капитала предприятия;
Х3 - коэффициент капитализации предприятия;
Х4 - коэффициент менеджмента;
Х5 - коэффициент самообеспеченности сырьем.
Сравнение величин F -модели до и после слияния позволяет сделать вывод об эффективности создания холдинга. Если величина F после объединения возросла по сравнению с величиной F компаний до объединения, то интеграция компаний имеет большую финансовую устойчивость, чем отдельные компании.
Показатели степени благоприятности инвестирования в интеграцию предприятий, в соответствии со значением F, и эффект от интеграции приведены в табл. 1. Если в результате интеграции число F попадает в указанный диапазон, то этому соответствует исходный эффект интеграции.
Таблица 1
Степени благоприятности по модели F и соответствующий эффект от интеграции
Превышение значения F после объединения по сравнению с суммарным числом до слияния
|
Степень благоприятности в процентах
|
Исход интеграции
|
В 1,5 раза
|
Минимальная (до 10)
|
Неэффективна
|
В 2-3 раза
|
Низкая (15-20)
|
Слабоэффективна
|
В 4-5 раз
|
Средняя (35-50)
|
Эффективна
|
В 6 раз
|
Максимальная (80-100)
|
Наиболее эффективна
|
Сравнивая отдельные финансовые показатели предприятий до и после слияния, можно сделать вывод, что создание холдинга в наибольшей степени отражается на коэффициенте капитализации и показателе общей платежеспособности предприятия. В связи с этим крупные компании более привлекательны для инвестиций со стороны финансовых структур.
В итоге сценарные методы развития инвестиционной деятельности в рамках образования корпоративных структур служат обеспечению комплексного подхода к задачам экономического роста, стабильности, эффективного развития в рамках современной экономики.
Предлагаемая методика оценки инвестиционной привлекательности образования промышленного холдинга имеет ряд преимуществ по сравнению с существующими:
- позволяет инвестору на основе анализа сценариев принять обоснованное решение по выбору стратегии инвестирования;
- подчиняется возможности количественной обработки основных показателей, при этом понятна и проста при внедрении ее на практике;
- дает возможность оценить степень благоприятности процесса интеграции при реализации выбранного сценария инвестирования.
Таким образом, применение сценарного анализа для оценки инвестиционной привлекательности образования холдингов способствует стимулированию интеграционных процессов, а также поощрению ускоренной концентрации капитала, проявляющейся в хозяйственной практике в возникновении крупных структур, функционирующих как сложная экономическая система. Именно разработка сценариев позволяет мобилизовать инвестиционные ресурсы и наладить механизмы их эффективного использования.
Источники:
2. Татаркин А.И., Пумпянский Д.А. Интеграция корпоративных структур в окружающее бизнес – пространство // Экономика и управление. – 2005. - № 2(19). – С. 95-101.
3. Цакунов С. Инвестиции в России: ожидание оттепели // Рынок ценных бумаг. - 1988. - N 6. - С. 105.
4. Черезов А.В. Рубинштейн Т.Б. Корпорации. Корпоративное управление / Под общ. ред. А.В. Черезова. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 478 с.
5. Черкасова В.А. Сценарное планирование в деятельности предприятия в условиях формирования инфраструктуры российского бизнеса // Экономист. - 2005. № 5.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:51:43