Современные проблемы торгово-хозяйственной деятельности российских предприятий (на примере ЗАО "ГУМ-Прага")

Кузнецов С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кузнецов С.Б. Современные проблемы торгово-хозяйственной деятельности российских предприятий (на примере ЗАО "ГУМ-Прага") // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 10. – С. 85-92.

Аннотация:
Несмотря на организационно-экономические и социальные проблемы в области коммерческой деятельности, имеющиеся в настоящее время в России, можно выделить достаточно много предпринимательских структур (в том числе торговых), которые устойчиво функционируют и развивают новые виды услуг, завоевывая прочное место среди хозяйствующих субъектов. К их числу можно отнести и ЗАО “ГУМ-Прага”, являющееся дочерним предприятием ОАО “Торговый дом ГУМ”.

Ключевые слова: розничная торговля



Несмотря на организационно-экономические и социальные проблемы в области коммерческой деятельности, имеющиеся в настоящее время в России, можно выделить достаточно много предпринимательских структур (в том числе торговых), которые устойчиво функционируют и развивают новые виды услуг, завоевывая прочное место среди хозяйствующих субъектов. К их числу можно отнести и ЗАО “ГУМ-Прага”, являющееся дочерним предприятием ОАО “Торговый дом ГУМ”.

Основными видами деятельности ЗАО “ГУМ-Прага” в настоящий момент являются:

‑ розничная и оптовая торговля промышленной и сельскохозяйственной продукцией;

‑ производство товаров народного потребления;

‑ маркетинговая и информационно-рекламная деятельность;

‑ осуществление финансовых операций;

‑ оказание услуг в сфере общественного питания и бытового обслуживания;

‑ выполнение дилерских, дистрибьюторских, брокерских, поручительских, представительских и посреднических услуг, а также осуществление других, предусмотренных Уставом, видов деятельности.

Характеристика удельного веса продукции различных стран-производителей в общем объеме реализации ЗАО “ГУМ-Прага” за 5 месяцев 2000 г. представлена в табл. 1.

Таблица 1

Реализация промышленных товаров (по странам-производителям) за пять месяце 2000 г.

Страна
Сумма, т.р.
%
Германия
16000


35,3

Италия
9400


20,7

Россия
7400


16,3

Чехия
3200


7,0

Франция
3000


6,6

Китай
1800


4,0

Турция
1500


3,3

Дания
600


1,3

Испания
600


1,3

Англия
500


1,1

США
400


0,9

Бельгия
300


0,7

Тайвань
300


0,7

Ирландия
200


0,4

Корея
200


0,4







ИТОГО:
45400


100,0

Характеризуя реализацию по товарным группам, следует отметить, что наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота ЗАО “ГУМ-Прага” в 1999 году занимали группы швейных товаров (23,2 %) и обуви (16,4 %). В 2000 году доля этих товарных групп еще более возросла и составила за 5 месяцев соответственно 33,1 % и 21,1 %. В абсолютной же сумме в 1999 г. реализация по группе швейных товаров выросла по сравнению с 1998 годом на 68% (+11621 тыс. руб.), по обуви ‑ на 38% (+5614 тыс. руб.).

Забота об обороте

Хотя в целом реализация непродовольственных товаров увеличилась, по отдельным товарным группам отмечается снижение реализации. Так, снизилась реализация хлопчато-бумажных тканей на 27%, шерстяных одеял и платков ‑ на 20%, шелковых тканей ‑ на 69% (сейчас данная группа выведена из оборота), меховых изделий ‑ на 28%, мыла хозяйственного - на 43%, синтетических моющих средств ‑ на 24 %, мыла туалетного ‑ на 25%, парфюмерии ‑ на 10%, хозяйственных товаров ‑ на 11%, бумажно-беловых товаров ‑ на 31%.

Мы постоянно отслеживаем изменение покупательского спроса. Так, изучение конъюнктуры показало, что сокращение объемов реализации тканей связано с тем, что покупатели предпочитают покупать готовые шторы, а не ткани для штор. Поэтому ткани мы из ассортимента вывели и организовали реализацию готовых штор. Снижение продаж моющих средств, парфюмерии и хозяйственных товаров объясняется значительным усилением конкурентной борьбы в этой товарной нише, в частности, со стороны такой структуры, как ООО “Вереница”. То есть необходимо проводить мероприятия по упрочению их конкурентоспособности.

Проведение ремонта ряда секций, оснащение их новым торговым оборудованием, введение новых ассортиментных групп позволило в 1999 г. увеличить реализацию следующих товаров: бельевого трикотажа ‑ в 2,5 раза, верхнего трикотажа ‑ в 1,9 раза, одежды и белья ‑ в 1,7 раза, игрушек ‑ в 1,5 раза, культтовары ‑ в 1,5 раза.

Увеличилась реализация продукции и по отдельным группам продовольственных товаров: чая ‑ на 41 %, пива ‑ на 38 %, водки и ликеро-водочных изделий ‑ на 32 %, мясных консервов ‑ на 26 %, безалкогольных напитков ‑ на 16 %. Оборачиваемость продовольственных товаров в 1999 г. составила 28 дней и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 8 дней. По непродовольственным товарам она составила 164 дня, увеличившись (по сравнению с 1998 г.) на 55 дней.

Оборачиваемость некоторых групп непродовольственных товаров стала очень медленной: головных уборов ‑ 326 дней, одежды и белья ‑ 252 дня, верхнего трикотажа ‑ 240 дней, бельевого трикотажа ‑ 176 дней, хозяйственных товаров ‑ 211 дней. Анализ других товарных групп показывает, что оборачиваемость по отдельным группам продолжает оставаться низкой.

Основная работа по снижению товарных запасов (или ускорению товарооборачиваемости) в 1999 г. проводилась за счет снижения цен:

1. За счет средств универмага проведена уценка товаров, не проданных в сезон 1998 г. и 1999 г. Так, сумма уценки за 4 квартал 1999 г. составила 1738 тыс. руб.

2. За счет средств поставщиков проведена уценка товаров фирм “Драйв”, “Фогель”, “Кастан” (цена поставщика снизилась на 40 %). Сумма уценки составила 970 тыс. руб.

В результате проведенных мероприятий в 4 квартале 1999 года оборачиваемость по всем товарным группам заметно ускорилась (табл.2) .

Таблица 2

Оборачиваемость товара в 1999 г.

Товарная группа
Оборачиваемость в 1999 г.
за 9 месяцев (в дн.)
за 4 квартал (в дн.)
Одежда и белье
301
158
Обувь
142
72
Верхний трикотаж
287
146
Бельевой трикотаж
237
90
Непродовольственные товары
201
96
По нашему мнению, ускорение оборачиваемости товарных запасов является важным резервом повышения хозяйственной устойчивости торговых предприятий и практика работы ЗАО “ГУМ-Прага” в этой области может быть полезна многим торговым структурам современной России.

Эффективное использование торговых площадей

Продолжая характеристику возможных резервов хозяйствования, заметим, что очень большое значение имеют мероприятия по рациональному и эффективному использованию торговых площадей.

В 1999 г. нами проведены следующие мероприятия по рациональному и эффективному использованию торговых площадей:

  • секцию “Парфюмерия” объединили с киоском “Парфюмерия” (при этом заменено торговое оборудование);
  • открыли киоск “Товары для сада и огорода”;
  • в секции продажи текстильной продукции установили оборудование для продажи текстильных изделий фирмы “Трайо” (Индия) и для экспозиционного показа штор и занавесей;
  • в салоне “Марилтекс” организовали продажу женской верхней одежды не одной, а разных фирм;
  • расширен ассортимент женской одежды в салоне “Синтекс”;
  • переведя секцию игрушек на 2-ой этаж (при снижении торговой площади на 45 %), товарооборот в 4 кв. 1999 г. увеличили, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 1,6 раза;
  • отремонтировали и переоборудовали секцию “Женского белья”, осуществляющую продажу белья и чулок методом самообслуживания;
  • открыли киоск по торговле новогодними сувенирами, елочными украшениями, искусственными елями;
  • открыли киоск подарков с установкой современного оборудования;
  • для улучшения показа товара установили витрины со световым оформлением фирм: “Астродин”, “Вест-Альфа”, “Богемия-Москва”, “Эка” (всего в количестве 15 единиц).
  • Проводя эту краткую ретроспективу нашей работы по рациональному использованию торговых площадей, заметим, что комплексные мероприятия в этой области в последние годы мы проводим постоянно. Так, в 1997 г. были открыты такие секции и салоны, как: салон “Товары для детей”; салон по продаже женской и мужской обуви фирмы “Пальмира Трейдинг”; киоск по продаже джинсовой одежды фирмы “Литл Биг”; киоски французских фирм “Кристиан Диор” и “Пари Элизе-Р”; киоск “Волшебный Венок” с косметикой отечественных фабрик “Свобода” и “Линда”; киоск “Товары для дома и интерьера”. Эти мероприятия по рационализации использования торговых площадей проводятся с учетом развития покупательского спроса и изменения рыночной конъюнктуры.

    В 1998 году также было многое сделано. Были открыты салоны: “Берлинская коллекция мебели”; обувной салон фирмы “Траста”; салон “Стиль” по продаже немецкой женской одежды; салон “Bianka” и “Gerre Weber” - по продаже женской одежды; на площади 95 кв. м открыт салон фирмы “Синтекс”. Торговая площадь фирмы “Марилтекс” была увеличена на 20 кв. м; переоборудована секция по продаже хозяйственных товаров.

    С целью более рационального использования торговых площадей в течение 1998 года была проделана огромная работа по перемещению торгового оборудования. Было закуплено и установлено 13 холодильных прилавков, что позволило расширить ассортимент товаров, повысить сохранность продуктов и культуру обслуживания. Значительно был расширен ассортимент хлебобулочных изделий, птицы, субпродуктов, молочных изделий, кондитерских изделий, в том числе тортов и пирожных, чая, мороженого, фруктов и вина. Доля отечественных продуктов возросла с 60 до 80 %.

    Для наиболее рационального использования торговых площадей, расширения ассортимента товаров и услуг, не представленных в универмаге, некоторые площади были сданы в аренду.

    Таким образом, практика показывает, что необходимо постоянно заниматься проблемой повышения эффективности использования торговых площадей. В 2000 году на месте оказавшейся малоэффективной секции “Товары для детей” была открыта секция “Спорттовары”. В результате товарооборот увеличился в 2 раза, доход вырос в 2,5 раза. На месте секции обувной фирмы “Траста” была организована секция элитной обуви “Шуз”, что позволило увеличить товарооборот на 40 %. Доходность от использования новых площадей увеличилась на 60 %. Таким образом, приведенные примеры демонстрируют необходимость постоянной оптимизации загрузки торговых площадей с учетом изменения конъюнктуры рынка и привлечения новых поставщиков.

    Основными направлениями деятельности ЗАО “ГУМ-Прага” по модернизации и расширению торговых площадей на ближайшую перспективу станут:

    - размещение на месте секции “Траста” салона по продаже элитной обуви, оснащенного новым торговым оборудованием (50 кв. м);

    - ремонт цокольного помещения и оборудование в нем салона “Спортивные товары”;

    - открытие секции “Мужские сорочки” с новым торгово-технологическим оборудованием. В секции будет расширен ассортимент продаваемых товаров ‑ трикотаж, белье, галстуки;

    - реконструкция секции “Товары для интерьера”. Здесь будут отремонтированы потолки с подключением люстр, заменено торгово-технологическое оборудование, расширен ассортимент штор и светильников;

    - переоборудование секции по торговле стеклянной посудой, хрусталем и фарфором;

    - организация секции по торговле детской одеждой и обувью и секции “Часы-подарки” за счет расширения площади торгового зала;

    - реорганизация салона “Марилтекс” (ремонт и оснащение новым оборудованием для торговли одеждой “Молодежного стиля”).

    Совершенствуя управление

    Мобилизация имеющихся резервов и совершенствование методов управления обеспечивает улучшение финансовых показателей.

    Как известно, основными показателями, позволяющими оценить финансовое состояние предприятия, являются коэффициенты текущей ликвидности (Ктл) и обеспеченности собственными средствами (Косс). Структура баланса считается неудовлетворительной, если Ктл < 2, а Косс < 0,1.

    Наиболее жестким критерием платежеспособности предприятия является коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена немедленно. Значение этого коэффициента не должно опускаться ниже 0,2.

    Коэффициент соотношения заемных и собственных средств не должен превышать 1. Если этот коэффициент больше 1, это указывает на высокую зависимость от кредиторов. Анализ финансового состояния ЗАО “ГУМ-Прага” представлен в табл. 3.

    Таблица 3

    Характеристика финансового состояния ЗАО “ГУМ-Прага” на 1.01.2000 г.

    №№
    Наименование
    Показателей

    Норма
    На начало периода 1.01.99г.
    На конец периода 1.01.2000г.
    +


    %
    Коэффициент текущей ликвидности
    не
    менее 2
    1,25
    1,53
    0,28
    122,4
    Коэффициент обеспеченности собственными средствами
    не менее 0,1
    0,38
    0,52
    0,14
    136,8
    Коэффициент абсолютной ликвидности
    не менее 0,2
    0,14
    0,28
    0,14
    200,0
    Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
    не более 1
    1,9
    1,12
    - 0,78
    58,9

    Как видно из таблицы, значение основных показателей финансового состояния ЗАО “ГУМ-Прага” в 1999 г. имело тенденцию к улучшению.

    Работа по улучшению показателей деятельности на основе оптимизации форм и методов хозяйствования в универмаге осуществляется постоянно.

    За 1999 год среднесписочная численность ЗАО “ГУМ-Прага” составила 349 человек и сократилась по сравнению с 1998 годом на 71 человек или 16,9%. Это произошло за счет структурных преобразований, объединения секций и ликвидации отдела продовольственных товаров. Эти мероприятия были необходимы для оптимизации структуры и направлений хозяйственной деятельности.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:11