Современные проблемы торгово-хозяйственной деятельности российских предприятий (на примере ЗАО "ГУМ-Прага")
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (10), Октябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кузнецов С.Б. Современные проблемы торгово-хозяйственной деятельности российских предприятий (на примере ЗАО "ГУМ-Прага") // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 10. – С. 85-92.
Аннотация:
Несмотря на организационно-экономические и социальные проблемы в области коммерческой деятельности, имеющиеся в настоящее время в России, можно выделить достаточно много предпринимательских структур (в том числе торговых), которые устойчиво функционируют и развивают новые виды услуг, завоевывая прочное место среди хозяйствующих субъектов. К их числу можно отнести и ЗАО “ГУМ-Прага”, являющееся дочерним предприятием ОАО “Торговый дом ГУМ”.
Ключевые слова: розничная торговля
Несмотря на организационно-экономические и социальные проблемы в области коммерческой деятельности, имеющиеся в настоящее время в России, можно выделить достаточно много предпринимательских структур (в том числе торговых), которые устойчиво функционируют и развивают новые виды услуг, завоевывая прочное место среди хозяйствующих субъектов. К их числу можно отнести и ЗАО “ГУМ-Прага”, являющееся дочерним предприятием ОАО “Торговый дом ГУМ”.
Основными видами деятельности ЗАО “ГУМ-Прага” в настоящий момент являются:
‑ розничная и оптовая торговля промышленной и сельскохозяйственной продукцией;
‑ производство товаров народного потребления;
‑ маркетинговая и информационно-рекламная деятельность;
‑ осуществление финансовых операций;
‑ оказание услуг в сфере общественного питания и бытового обслуживания;
‑ выполнение дилерских, дистрибьюторских, брокерских, поручительских, представительских и посреднических услуг, а также осуществление других, предусмотренных Уставом, видов деятельности.
Характеристика удельного веса продукции различных стран-производителей в общем объеме реализации ЗАО “ГУМ-Прага” за 5 месяцев 2000 г. представлена в табл. 1.
Таблица 1
Реализация промышленных товаров (по странам-производителям) за пять месяце 2000 г.
Страна
|
Сумма, т.р.
|
%
| |||
Германия
|
16000
|
|
|
35,3
|
|
Италия
|
9400
|
|
|
20,7
|
|
Россия
|
7400
|
|
|
16,3
|
|
Чехия
|
3200
|
|
|
7,0
|
|
Франция
|
3000
|
|
|
6,6
|
|
Китай
|
1800
|
|
|
4,0
|
|
Турция
|
1500
|
|
|
3,3
|
|
Дания
|
600
|
|
|
1,3
|
|
Испания
|
600
|
|
|
1,3
|
|
Англия
|
500
|
|
|
1,1
|
|
США
|
400
|
|
|
0,9
|
|
Бельгия
|
300
|
|
|
0,7
|
|
Тайвань
|
300
|
|
|
0,7
|
|
Ирландия
|
200
|
|
|
0,4
|
|
Корея
|
200
|
|
|
0,4
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
45400
|
|
|
100,0
|
|
Забота об обороте
Хотя в целом реализация непродовольственных товаров увеличилась, по отдельным товарным группам отмечается снижение реализации. Так, снизилась реализация хлопчато-бумажных тканей на 27%, шерстяных одеял и платков ‑ на 20%, шелковых тканей ‑ на 69% (сейчас данная группа выведена из оборота), меховых изделий ‑ на 28%, мыла хозяйственного - на 43%, синтетических моющих средств ‑ на 24 %, мыла туалетного ‑ на 25%, парфюмерии ‑ на 10%, хозяйственных товаров ‑ на 11%, бумажно-беловых товаров ‑ на 31%.
Мы постоянно отслеживаем изменение покупательского спроса. Так, изучение конъюнктуры показало, что сокращение объемов реализации тканей связано с тем, что покупатели предпочитают покупать готовые шторы, а не ткани для штор. Поэтому ткани мы из ассортимента вывели и организовали реализацию готовых штор. Снижение продаж моющих средств, парфюмерии и хозяйственных товаров объясняется значительным усилением конкурентной борьбы в этой товарной нише, в частности, со стороны такой структуры, как ООО “Вереница”. То есть необходимо проводить мероприятия по упрочению их конкурентоспособности.
Проведение ремонта ряда секций, оснащение их новым торговым оборудованием, введение новых ассортиментных групп позволило в 1999 г. увеличить реализацию следующих товаров: бельевого трикотажа ‑ в 2,5 раза, верхнего трикотажа ‑ в 1,9 раза, одежды и белья ‑ в 1,7 раза, игрушек ‑ в 1,5 раза, культтовары ‑ в 1,5 раза.
Увеличилась реализация продукции и по отдельным группам продовольственных товаров: чая ‑ на 41 %, пива ‑ на 38 %, водки и ликеро-водочных изделий ‑ на 32 %, мясных консервов ‑ на 26 %, безалкогольных напитков ‑ на 16 %. Оборачиваемость продовольственных товаров в 1999 г. составила 28 дней и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 8 дней. По непродовольственным товарам она составила 164 дня, увеличившись (по сравнению с 1998 г.) на 55 дней.
Оборачиваемость некоторых групп непродовольственных товаров стала очень медленной: головных уборов ‑ 326 дней, одежды и белья ‑ 252 дня, верхнего трикотажа ‑ 240 дней, бельевого трикотажа ‑ 176 дней, хозяйственных товаров ‑ 211 дней. Анализ других товарных групп показывает, что оборачиваемость по отдельным группам продолжает оставаться низкой.
Основная работа по снижению товарных запасов (или ускорению товарооборачиваемости) в 1999 г. проводилась за счет снижения цен:
1. За счет средств универмага проведена уценка товаров, не проданных в сезон 1998 г. и 1999 г. Так, сумма уценки за 4 квартал 1999 г. составила 1738 тыс. руб.
2. За счет средств поставщиков проведена уценка товаров фирм “Драйв”, “Фогель”, “Кастан” (цена поставщика снизилась на 40 %). Сумма уценки составила 970 тыс. руб.
В результате проведенных мероприятий в 4 квартале 1999 года оборачиваемость по всем товарным группам заметно ускорилась (табл.2) .
Таблица 2
Оборачиваемость товара в 1999 г.
Товарная группа
|
Оборачиваемость в 1999 г.
| |
за 9 месяцев (в дн.)
|
за 4 квартал (в дн.)
| |
Одежда и белье
|
301
|
158
|
Обувь
|
142
|
72
|
Верхний трикотаж
|
287
|
146
|
Бельевой трикотаж
|
237
|
90
|
Непродовольственные товары
|
201
|
96
|
Эффективное использование торговых площадей
Продолжая характеристику возможных резервов хозяйствования, заметим, что очень большое значение имеют мероприятия по рациональному и эффективному использованию торговых площадей.
В 1999 г. нами проведены следующие мероприятия по рациональному и эффективному использованию торговых площадей:
В 1998 году также было многое сделано. Были открыты салоны: “Берлинская коллекция мебели”; обувной салон фирмы “Траста”; салон “Стиль” по продаже немецкой женской одежды; салон “Bianka” и “Gerre Weber” - по продаже женской одежды; на площади 95 кв. м открыт салон фирмы “Синтекс”. Торговая площадь фирмы “Марилтекс” была увеличена на 20 кв. м; переоборудована секция по продаже хозяйственных товаров.
С целью более рационального использования торговых площадей в течение 1998 года была проделана огромная работа по перемещению торгового оборудования. Было закуплено и установлено 13 холодильных прилавков, что позволило расширить ассортимент товаров, повысить сохранность продуктов и культуру обслуживания. Значительно был расширен ассортимент хлебобулочных изделий, птицы, субпродуктов, молочных изделий, кондитерских изделий, в том числе тортов и пирожных, чая, мороженого, фруктов и вина. Доля отечественных продуктов возросла с 60 до 80 %.
Для наиболее рационального использования торговых площадей, расширения ассортимента товаров и услуг, не представленных в универмаге, некоторые площади были сданы в аренду.
Таким образом, практика показывает, что необходимо постоянно заниматься проблемой повышения эффективности использования торговых площадей. В 2000 году на месте оказавшейся малоэффективной секции “Товары для детей” была открыта секция “Спорттовары”. В результате товарооборот увеличился в 2 раза, доход вырос в 2,5 раза. На месте секции обувной фирмы “Траста” была организована секция элитной обуви “Шуз”, что позволило увеличить товарооборот на 40 %. Доходность от использования новых площадей увеличилась на 60 %. Таким образом, приведенные примеры демонстрируют необходимость постоянной оптимизации загрузки торговых площадей с учетом изменения конъюнктуры рынка и привлечения новых поставщиков.
Основными направлениями деятельности ЗАО “ГУМ-Прага” по модернизации и расширению торговых площадей на ближайшую перспективу станут:
- размещение на месте секции “Траста” салона по продаже элитной обуви, оснащенного новым торговым оборудованием (50 кв. м);
- ремонт цокольного помещения и оборудование в нем салона “Спортивные товары”;
- открытие секции “Мужские сорочки” с новым торгово-технологическим оборудованием. В секции будет расширен ассортимент продаваемых товаров ‑ трикотаж, белье, галстуки;
- реконструкция секции “Товары для интерьера”. Здесь будут отремонтированы потолки с подключением люстр, заменено торгово-технологическое оборудование, расширен ассортимент штор и светильников;
- переоборудование секции по торговле стеклянной посудой, хрусталем и фарфором;
- организация секции по торговле детской одеждой и обувью и секции “Часы-подарки” за счет расширения площади торгового зала;
- реорганизация салона “Марилтекс” (ремонт и оснащение новым оборудованием для торговли одеждой “Молодежного стиля”).
Совершенствуя управление
Мобилизация имеющихся резервов и совершенствование методов управления обеспечивает улучшение финансовых показателей.
Как известно, основными показателями, позволяющими оценить финансовое состояние предприятия, являются коэффициенты текущей ликвидности (Ктл) и обеспеченности собственными средствами (Косс). Структура баланса считается неудовлетворительной, если Ктл < 2, а Косс < 0,1.
Наиболее жестким критерием платежеспособности предприятия является коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена немедленно. Значение этого коэффициента не должно опускаться ниже 0,2.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств не должен превышать 1. Если этот коэффициент больше 1, это указывает на высокую зависимость от кредиторов. Анализ финансового состояния ЗАО “ГУМ-Прага” представлен в табл. 3.
Таблица 3
Характеристика финансового состояния ЗАО “ГУМ-Прага” на 1.01.2000 г.
№№
|
Наименование
Показателей |
Норма |
На начало периода 1.01.99г.
|
На конец периода 1.01.2000г.
|
+
‑ |
% |
Коэффициент текущей ликвидности
|
не
менее 2 |
1,25
|
1,53
|
0,28
|
122,4
| |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
|
не менее 0,1
|
0,38
|
0,52
|
0,14
|
136,8
| |
Коэффициент абсолютной ликвидности
|
не менее 0,2
|
0,14
|
0,28
|
0,14
|
200,0
| |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
|
не более 1
|
1,9
|
1,12
|
- 0,78
|
58,9
|
Как видно из таблицы, значение основных показателей финансового состояния ЗАО “ГУМ-Прага” в 1999 г. имело тенденцию к улучшению.
Работа по улучшению показателей деятельности на основе оптимизации форм и методов хозяйствования в универмаге осуществляется постоянно.
За 1999 год среднесписочная численность ЗАО “ГУМ-Прага” составила 349 человек и сократилась по сравнению с 1998 годом на 71 человек или 16,9%. Это произошло за счет структурных преобразований, объединения секций и ликвидации отдела продовольственных товаров. Эти мероприятия были необходимы для оптимизации структуры и направлений хозяйственной деятельности.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:11