Роль нематериальных активов в стимулировании процессных инноваций

Ольховский В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (100), Октябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ольховский В.В. Роль нематериальных активов в стимулировании процессных инноваций // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 10. – С. 100-104.

Аннотация:
Учеными установлено, что именно инновации определяют социально-экономическое развитие страны. Наше государство видит свою роль в этом процессе и как регулятора потребительских качеств – экономичности, безопасности, экологичности, эргономичности инновационных объектов, и как инициатора их создания, использования и коммерциализации, т. е. роль государства акцентируется на создании системы управления инновациями и позиции субъекта управления этой системой.

Ключевые слова: инновации, нематериальные активы, управление инновациями, процессные инновации



Учеными установлено, что именно инновации определяют социально-экономическое развитие страны. Наше государство видит свою роль в этом процессе и как регулятора потребительских качеств – экономичности, безопасности, экологичности, эргономичности инновационных объектов, и как инициатора их создания, использования и коммерциализации, т. е. роль государства акцентируется на создании системы управления инновациями и позиции субъекта управления этой системой.

Для решения поставленных задач в России разработан и используется ряд основополагающих документов определяющих основные направления государственной инновационной политики:

1. Концепция устойчивого развития.

2. Концепция инновационной политики РФ на 1998—2000 гг.

3. Концепция реформирования российской науки на период 1998—2000 гг.

4. Концепция инновационной политики РФ на 2001—2005 гг.

5. Основы политики РФ в области развития науки и техно­логий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу [1].

В тоже время роль государства как субъекта управления инновациями при всех его очевидных плюсах: инвестициях, контроле, плановом распределении средств среди субъектов хозяйствования, специальных нормативно-правовых решений (составляющих базу инновационного развития экономики и др.) не может заменить рыночный сектор. Рынок так же выступает субъектом управления инновациями. Он динамичней, восприимчивей на новшества, точнее «знает» требования потенциального покупателя, максимально обеспечивает товарооборот и мобильность ресурсов. Вопрос кадрового обеспечения инновационной деятельности и в рынке и в госсекторе один из сложнейших, и все-таки в рынке он решается успешней за счет все той же динамики происходящих в рыночной среде процессов, являющихся ощутимым противовесом бюрократическим механизмам согласования и выработки решений особенно, если речь идет о ресурсах, инвестициях, разделении сфер контроля и полномочий.

В своем апрельском послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В.В. Путин сказал, что средства, выделяемые государством на развитие инновационной экономики, должны стать катализатором частных инвестиций [2]. Таким образом, интересы инновационного развития нашего государства должны коснуться самых различных общественных слоев населения – от научного работника или производителя товаров народного потребления до государственного служащего и частного предпринимателя.

Общеизвестно, что инновации делятся на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации – инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные – инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций [3].

Россия – государство, экспортирующее сырье, которому, чтобы преодолеть положение сырьевой базы более развитых государств, необходимо разрабатывать и осваивать технологии переработки этого сырья, многие из которых будут отнесены к процессным инновациям новой экономики. Следствием этого станет появление на отечественном и зарубежном рынках продуктовых инноваций из России. Президент РФ В.В. Путин в упомянутом выше апрельском послании Федеральному Собранию поставил задачу перехода от сырьевой экономики к инновационной в число приоритетных задач российской экономики.

В решении поставленной задачи особая роль отводится нематериальным активам (НМА) организации. Они составляют основу инновационной экономики и являются элементами процессных инноваций. Основную группу НМА составляют объекты интеллектуальной собственности, к которым, согласно Положению по бухучету «Учет нематериальных активов», относятся:

‑ исключительное авторское право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

‑ исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

‑ имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

‑ исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

‑ исключительное право патентообладателя на селекционные достижения [4].

Наиболее важным для инновационной экономики является такое свойство НМА, как стимулирование создания процессных инноваций. Как правило, процессная инновация разрабатывается и осуществляется на основе НМА, требования к качествам которых закреплены нормативно-правовыми документами. Ниже, на примере изобретения, данный вопрос будет рассмотрен более подробно, причем изобретение трактуется соответствующим законом и как продуктовое, и как процессное новшество.

Теория и практика показывают, что новшество продуктовой инновации неразрывно связано с новым способом производства. Из этого следует, что без изменения способа производства – введения процессной инновации - нельзя повысить качественных характеристик продукта и получить продуктовой инновации, т.е. эта новизна является следствием процессной, или технологической инновации, которая, в свою очередь, разработана на основе НМА. Здесь следует отметить, что сами НМА, в случае использования в производстве, также являются продуктовыми инновациями, хотя и не имеют «материализованного вида» и могут быть получены лишь в результате применения соответствующих процессных инноваций.

Наблюдается следующий спиралевидный процесс: новшество, как новое качество, переходит от НМА к процессным инновациям и через них распространяется на продуктовые инновации. По завершении своего жизненного цикла продуктовые инновации теряют свои инновационные качества и перестают удовлетворять потребности потребителя. Требуется создание более эффективных продуктовых инноваций, что становится стимулирующим фактором создания новых НМА, для чего, опять-таки, требуются специальные, разработанные для этой цели процессные инновации. Далее описанный процесс повторяется на более высоком качественном уровне.

В заключение, на примере изобретения, рассмотрим, как существующие нормативно-правовые регуляторы определяют, что к НМА можно отнести лишь нематериальные объекты, представляющие собой определенное и достаточно конкретное новшество.

Патентный Закон РФ вводит следующую норму: в ст. 4. раздела 2 в качестве условий патентоспособности изобретения отмечено, что нематериальный актив обязательно должен содержать новизну, продекларированную в определении изобретения: «B качестве изобретения oxpaняeтcя техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или cпocoбy (пpoцeсcy осуществления действий над материальным объектом c помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.» Далее поясняется:

а) изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники;

б) изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Под уровнем техники понимаются любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения [5].

Таким образом, если изобретение не является новым, оно не является изобретением и, соответственно, нематериальным активом.

Подобные правовые нормы существуют относительно других нематериальных активов и закреплены в определениях, приведенных в соответствующих законах:

‑ Закон ПФ от 23 сентября 1992 г. N° 3520-1 «O товарных знаках, знаках обслуживания и нaимeнoвaнияx мecт пpoиcxoждeния товаров»;

‑ Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «O правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

‑ Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «O правовой охране топологий интегральных микросхем»;

‑ Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском пpaвe и смежных правах»;

‑ Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «O селекционных достижениях»;

‑ другие нормативные акты, регламентирующие порядок оформления и регистрации объектов интеллектуальной собственности; международные договоры в области охраны промышленной собственности.

Таким образом, обязательная новизна нематериальных активов и невозможность создания или использования без них процессных инноваций позволяет сделать вывод, что НМА:

а) содержат новизну и составляют основу инноваций;

б) являются стимулирующим фактором создания процессных инноваций;

в) эффективное управление НМА приводит к повышению потребительских качеств продукции, произведенной с их использованием.

[1] См. Василевская И. В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Изд-во РИОР, 2005. - С. 27.

[2] См. Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию РФ. – Российская Газета. – 2007. - №90. - 27.04.

[3] См. Василевская И. В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Изд-во РИОР, 2005. - С. 6.

[4] См. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н. п. 3.

[5] Патентный Закон РФ от 23 сент. 1992 г. № 3517-1 в ред. от 07.02.2003, разд. 2, ст. 4. «Условия патентоспособности изобретения».


Источники:

1. Патентный Закон РФ от 23 сент. 1992 г. № 3517-1 в ред. от 07.02.2003, разд. 2, ст. 4. «Условия патентоспособности изобретения».
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.
3. Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская Газета. – 2007. - №90. - 27.04.
4. Василевская И. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Изд-во РИОР, 2005.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:32:03