Анализ проблем и направлений взаимодействия частного бизнеса и жилищно-коммунального хозяйства (на примере Ульяновской области)
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сегодня частный бизнес проявляет большой интерес к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этому способствуют такие факторы, как практически гарантированный рынок сбыта услуг и значительный объем средств, который обращается в отрасли.
Ключевые слова: недвижимость, ЖКХ, услуги для населения, Ульяновская область
Сегодня частный бизнес проявляет большой интерес к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Этому способствуют такие факторы, как практически гарантированный рынок сбыта услуг и значительный объем средств, который обращается в отрасли.
Реформирование отношений собственности в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) привело к развитию частного бизнеса в двух направлениях:
‑ в сфере управления недвижимостью (управление многоквартирным домом с согласия собственников);
‑ в сфере подрядных организаций (получение права на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании) [1, с.5].
Это определяет необходимость формирования государством благоприятной среды для развития системы поддержки и защиты интересов социально ответственных предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных на предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг, организацию эффективного управления жилищным фондом.
Но одними из главных сдерживающих факторов являются сохранившееся административное управление муниципальными предприятиями ЖКХ, не подкрепленное должным финансированием (особенно в сельской местности) и по-прежнему низкая инвестиционная привлекательность этой сферы (нормативная база все еще формируется, тарифная политика остается несовершенной).
По состоянию на 01.06.2007 г. в Ульяновской области предоставляют жилищно-коммунальные услуги населению 258 предприятий, из них 144 муниципальных (56%) и 114 – частных (44%).
Увеличение доли частных организаций в жилищной сфере связано с реализацией Жилищного кодекса, инициативой как частных предприятий, так и собственников помещений по выбору ими способов управления многоквартирными домами. Доля предприятий в ЖКХ, работающих с прибылью, равна 58% [2, с.1].
Для выявления факторов, препятствующих деятельности малых предприятий, и определения направлений и средств их преодоления автором в процессе деятельности Рабочей группы по эксплуатации жилищного фонда при Главном федеральном инспекторе по Ульяновской области в марте 2007 г. проведен анкетный опрос руководителей частных предприятий, работающих в сфере ЖКХ. Опрошены руководители всех 39 частных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Ульяновска [2,с.2].
Вопрос анкеты: "С какими проблемами в своей деятельности Вы сталкиваетесь?" был нацелен на выявление и классификацию причин, затрудняющих деятельность организации, и предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа. Около 70% респондентов считают, что основной проблемой, сдерживающей деятельность малых предприятий в сфере ЖКХ, является "высокий уровень налогов". Среди ответов также выделяется "несовершенство правового регулирования".
А что думают руководители о перспективах собственного бизнеса? Для получения этих сведений в анкету был включен вопрос "Собираетесь ли Вы в ближайшем будущем (2-4 года) расширять свой бизнес?" Выяснилось, что 55% респондентов «вероятнее всего» собираются расширять бизнес. Не планируют этого делать 12%. Чуть более 33% затруднились высказать определенное мнение.
Поскольку в Ульяновской области наметилась реализация комплекса мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, целью вопроса "Какие, на Ваш взгляд, виды государственной поддержки являются приоритетными для развития малого бизнеса в сфере ЖКХ?" была расстановка рейтинга реализуемых мер.
55% опрошенных считают одним из приоритетных видов господдержки участие в выполнении государственного и муниципального заказа. Безвозмездное бюджетное финансирование важно для 11% респондентов. Не определились с ответом 34%.
Структура ответов свидетельствует о наличии у предприятий потребности обеспечении равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к выполнению государственного и муниципального заказов на конкурсной основе.
На вопрос «Планируете ли вы совместно с другими предприятиями ЖКХ объединяться в союзы, ассоциации и т.д.» утвердительно ответили чуть менее 67% респондентов, отрицательно – чуть более 17%, а 16% не определились с ответом.
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать ряд заключений:
‑ в отрасли остается немало проблем, связанных с высоким уровнем налогообложения и недостаточным правовым обеспечением процессов реформирования отрасли;
‑ несмотря на небольшое количество частных предприятий в сфере ЖКХ, их существование позволяет говорить о наличии определенных сдвигов в процессе формирования конкурентной среды в ЖКХ;
‑ развитие конкурентной среды в ЖКХ осуществляется в основном путем разгосударствления действующих предприятий и создания на их базе частных организаций, как крупных и средних, так и малых.
Кроме минимизации бюджетных расходов, использование эффективных схем взаимодействия частного бизнеса и жилищно-коммунального хозяйства позволяет оптимизировать системы инфраструктуры и снизить общие затраты на их развитие.
Итоги анкетного опроса руководителей подтверждают существование всех вышеперечисленных проблем в функционировании предприятия на рынке жилищно-коммунальных услуг и необходимость государственной поддержки для их решения. И в то же время – свидетельствуют о стремлении к развитию бизнеса и расширению сферы деятельности предприятия.
Повышение рентабельности жилищно-коммунальной отрасли невозможно без привлечения значительного объёма инвестиций.
Важно, что руководством страны принимаются меры по активизации реформы ЖКХ. В 2007 году создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [3]. Данная структура будет предоставлять субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовую поддержку на проведение капитального ремонта жилого фонда. Но финансовые средства получат регионы, которые проявили себя активными участниками процесса реформирования ЖКХ. Законом о Фонде реформирования ЖКХ предусмотрен ряд критериев, по которым можно судить об эффективности реформ ЖКХ на соответствующей территории. Например, среди предприятий субъекта РФ, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, не менее 25% должно быть частных.
Для развития государственно-частного партнёрства и стимулирования привлечения инвестиционных ресурсов в коммунальный комплекс необходимо заключение долгосрочных инвестиционных соглашений и наличие долгосрочной тарифной политики в области ЖКХ на всех уровнях.
В то же время, формирование долгосрочной тарифной политики в Ульяновской области невозможно в связи с тем, что согласно Федеральному Закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ тарифы на коммунальные услуги индексируются Федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
Очевидно, что один из основных ресурсов изменения ситуации в сфере ЖКХ – определение правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом, а также создание мотивации для того, чтобы эта сфера была привлекательной для бизнеса.
Развитие предпринимательства в ЖКХ является основным условием генезиса реальных и эффективных конкурентных отношений в данном секторе и невозможно без активной поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
По мнению автора, для поддержки частного бизнеса в системе ЖКХ необходимо:
‑ разработать и внедрить методологию формирования среднесрочной тарифной политики на 5-7 лет с учетом задач развития жилищного фонда и инфраструктуры, энерго- и ресурсосбережения, сбалансированной единой тарифной и инвестиционной политики на энергоресурсы;
‑ разработать и утвердить нормативно-правовые акты по ликвидации (преобразования, в том числе путем акционирования) убыточных муниципальных унитарных предприятий и государственных унитарных предприятий в коммунальной и жилищной сферах.
‑ внедрить систему подготовки менеджеров в системе ЖКХ, с учетом специфики функционирования данной отрасли;
‑ совершенствовать структуру управления муниципальным образованием с учетом формирования системы поддержки частного бизнеса в сфере ЖКХ.
‑ создание системы стимулирования естественных монополий ЖКХ – получателей госзаказа к взаимодействию с частным бизнесом.
Источники:
2. Материалы заседания Рабочей группы по эксплуатации жилого фонда при Главном федеральном инспекторе по Ульяновской области 9 марта 2007 г. – Ульяновск, 2007. ‑ 5 с.
3. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 10:30:00