Особенности комплексного анализа и оценки состояния градообразующих предприятий

Прокофьев С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Наличие в структуре российской экономики моногородов является специфичным способом адаптации размещения производительных сил к особым климатическим и географическим условиям страны. Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и экологическую и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. В этой связи угроза существованию предприятия превращается и в угрозу для города и большинства населения, проживающего на его территории.

Ключевые слова: город, градообразующие предприятия



Наличие в структуре российской экономики моногородов является специфичным способом адаптации размещения производительных сил к особым климатическим и географическим условиям страны. Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и экологическую и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте [1]. В этой связи угроза существованию предприятия превращается и в угрозу для города и большинства населения, проживающего на его территории.

С целью ранней диагностики угроз градообразующему предприятию необходимо проведение мониторинга его состояния. Несмотря на ряд успешных разработок в этой области, еще остается много важных вопросов, которым или не уделено необходимое внимание, или практика их внедрения нерациональна, а именно:

‑ в большинстве предприятий сохраняется ориентация на финансовые методы оценок, построенных на существующей системе бухгалтерского учета и отчетности, которая в значительной степени не соответствует динамичным условиям рыночной экономики по учитываемым факторам и периодичности проведения;

‑ персонал управления промышленного предприятия не оснащен необходимым инструментарием экономической диагностики, который мог бы использоваться для оперативного менеджмента [4].

С целью формального представления отдельных характеристик градообразующих предприятий, дающих возможность комплексно оценить их состояние, предложен интегральный показатель, который является функцией переменных, характеризующих само предприятие, его поставщиков, потребителей, конкурентов и влияние изменений рыночной среды.

Производственно-финансовое состояние предприятия является комплексным понятием и характеризуется набором показателей, отражающих реальные и потенциальные возможности как внутри предприятия, так и вне его. Все показатели объединяются в группы, отражающие:

‑ финансово-экономическую и производственно-хозяйственную деятельность предприятия;

‑ социальную и экологическую значимость предприятия;

‑ степень удовлетворения потребительского спроса;

‑ функционирование предприятия в конкурентной среде;

‑ характеристику потребителей;

‑ характеристику поставщиков;

‑ изменения внешней среды.

Группы объединяются в блоки по трем основным направлениям деятельности, которые характеризуют и формируют положение предприятия на рынке:

‑ внешняя среда;

‑ адаптивность и мобильность предприятия в рыночной среде;

‑ внутренняя среда.

Показатели блока "внешняя среда" необходимы для актуального представления о состоянии инфраструктуры, в которой функционирует предприятие, а также для объективной оценки ее производственно-хозяйственного состояния. Блок включает четыре группы показателей, характеризующие:

‑ поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий;

‑ потребителей готовой продукции;

‑ деятельность конкурентов;

‑ общественную значимость предприятия.

Общественная значимость градообразующего предприятия может быть отражена следующими показателями:

‑ значимость предприятия как налогоплательщика и работодателя;

‑ экологичность производственной деятельности;

‑ степень участия в финансировании социальных проектов города.

Блок показателей, характеризующих адаптивность и мобильность предприятия в рыночной среде, является соединительным между блоками показателей внешней среды и внутренней производственной среды. Он состоит из показателей изменения рыночной среды, степени обеспечения потребительского спроса и способности предприятия к обновлению.

Показатели блока "внутренняя среда" необходимы для характеристики производственного процесса, контроля выполнения планов, а также анализа результатов деятельности предприятия с целью внесения корректировок в планы на последующие периоды. Блок включает три группы показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, а также его социальное и экологическое состояние.

Первая группа показателей характеризует потенциал предприятия с точки зрения факторов производственных ресурсов и объемов деятельности.

Показатели производственно-технологической устойчивости необходимы для оценки потенциальных возможностей по увеличению мощности предприятия благодаря внедрению новейших методов организации производства и технологий. Эта подгруппа рассматривается по каждой функциональной подсистеме компании: материально-техническое снабжение, производство, сбыт, транспорт и складское хозяйство.

Группа показателей, характеризующих технологическую устойчивость, необходима для оценки уровня новизны используемых технологий в разрезе каждого вида производственного процесса.

Проведя корреляционно-регрессионный анализ большого количества финансовых коэффициентов, автором выделены наиболее информативные и не влияющие друг на друга показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия:

‑ коэффициент текущей ликвидности;

‑ коэффициент абсолютной ликвидности;

‑ коэффициент финансовой устойчивости;

‑ оборачиваемость готовой продукции;

‑ рентабельность капитала;

‑ рентабельность денежного потока;

‑ коэффициент стоимости капитала.

К важным характеристикам градообразующего предприятия относятся также и внеэкономические факторы, в частности, социальная структура коллектива. Действительно, здоровье работников, уровень их знаний и культуры, опыта, способности, профессионализм отражаются на результатах труда и относятся к ключевым составляющим социального развития предприятия, социальной активности трудового коллектива. К основным показателям оценки социального развития предприятия можно отнести:

‑ дифференциацию размера оплаты труда;

‑ задолженность по оплате труда в расчете на одного работника к общему фонду заработной платы;

‑ расходы на социальные цели в расчете на одного работника к общим расходам предприятия;

‑ число дней, пропущенных по причине нетрудоспособности к общему числу дней (характеризует экологичность и безопасность условий труда);

‑ уровень стабильности кадров (число уволенных к среднесписочной численности работников);

‑ уровень занятости работников физическим и умственным трудом;

‑ интенсивность труда;

‑ численность отработанных рабочих дней;

‑ средняя продолжительность рабочего дня;

‑ число выходных, количество дней отпуска и т.п.

В качестве комплексной оценки градообразующего предприятия принимается интегральный показатель, который определяется как сумма произведений локальных показателей, характеризующих три вышеуказанных блока и их весовых коэффициентов, учитывающих соответственно значимость взаимоотношений предприятия с внутренней производственно-сбытовой и рыночной средой и влияние внешнего окружения на деятельность компании.

Выделенные состояния анализируются, после чего разрабатываются мероприятия по сохранению устойчивого функционирования и развития предприятия.

При условии реализации предложенного алгоритма комплексной оценки состояния градообразующего предприятия возможна адекватная и своевременная корректировка направлений стратегического развития, как самого предприятия, так и города в целом, что позволит обеспечить их устойчивое развитие.


Источники:

1. Маловецкий А.В. Город и предприятия: условия совместного развития. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 296 с. – ISBN 5-83600-502-8
2. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. – М.: Логос, 2002.- 64 с. – ISBN 5-94010-150-Х.
3. Любушин Н.П. Лещева В.Б. Сучков Е.А. Теория экономического анализа. – М.: Экономистъ, 2006. – 479 с. – ISBN 5-98118-061-7.
4. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Социальные отношения, 2007. – 512 с. – ISBN: 5-94907-017-8.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:37:20