Особенности комплексного анализа и оценки состояния градообразующих предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Прокофьев С.В. Особенности комплексного анализа и оценки состояния градообразующих предприятий // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 117-120.
Аннотация:
Наличие в структуре российской экономики моногородов является специфичным способом адаптации размещения производительных сил к особым климатическим и географическим условиям страны. Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и экологическую и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. В этой связи угроза существованию предприятия превращается и в угрозу для города и большинства населения, проживающего на его территории.
Ключевые слова: город, градообразующие предприятия
Наличие в структуре российской экономики моногородов является специфичным способом адаптации размещения производительных сил к особым климатическим и географическим условиям страны. Моногород представляет собой сложную структуру, в которой город и предприятие неразрывны. Причем последнее несет на себе не только экономическую, но и экологическую и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте [1]. В этой связи угроза существованию предприятия превращается и в угрозу для города и большинства населения, проживающего на его территории.
С целью ранней диагностики угроз градообразующему предприятию необходимо проведение мониторинга его состояния. Несмотря на ряд успешных разработок в этой области, еще остается много важных вопросов, которым или не уделено необходимое внимание, или практика их внедрения нерациональна, а именно:
‑ в большинстве предприятий сохраняется ориентация на финансовые методы оценок, построенных на существующей системе бухгалтерского учета и отчетности, которая в значительной степени не соответствует динамичным условиям рыночной экономики по учитываемым факторам и периодичности проведения;
‑ персонал управления промышленного предприятия не оснащен необходимым инструментарием экономической диагностики, который мог бы использоваться для оперативного менеджмента [4].
С целью формального представления отдельных характеристик градообразующих предприятий, дающих возможность комплексно оценить их состояние, предложен интегральный показатель, который является функцией переменных, характеризующих само предприятие, его поставщиков, потребителей, конкурентов и влияние изменений рыночной среды.
Производственно-финансовое состояние предприятия является комплексным понятием и характеризуется набором показателей, отражающих реальные и потенциальные возможности как внутри предприятия, так и вне его. Все показатели объединяются в группы, отражающие:
‑ финансово-экономическую и производственно-хозяйственную деятельность предприятия;
‑ социальную и экологическую значимость предприятия;
‑ степень удовлетворения потребительского спроса;
‑ функционирование предприятия в конкурентной среде;
‑ характеристику потребителей;
‑ характеристику поставщиков;
‑ изменения внешней среды.
Группы объединяются в блоки по трем основным направлениям деятельности, которые характеризуют и формируют положение предприятия на рынке:
‑ внешняя среда;
‑ адаптивность и мобильность предприятия в рыночной среде;
‑ внутренняя среда.
Показатели блока "внешняя среда" необходимы для актуального представления о состоянии инфраструктуры, в которой функционирует предприятие, а также для объективной оценки ее производственно-хозяйственного состояния. Блок включает четыре группы показателей, характеризующие:
‑ поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий;
‑ потребителей готовой продукции;
‑ деятельность конкурентов;
‑ общественную значимость предприятия.
Общественная значимость градообразующего предприятия может быть отражена следующими показателями:
‑ значимость предприятия как налогоплательщика и работодателя;
‑ экологичность производственной деятельности;
‑ степень участия в финансировании социальных проектов города.
Блок показателей, характеризующих адаптивность и мобильность предприятия в рыночной среде, является соединительным между блоками показателей внешней среды и внутренней производственной среды. Он состоит из показателей изменения рыночной среды, степени обеспечения потребительского спроса и способности предприятия к обновлению.
Показатели блока "внутренняя среда" необходимы для характеристики производственного процесса, контроля выполнения планов, а также анализа результатов деятельности предприятия с целью внесения корректировок в планы на последующие периоды. Блок включает три группы показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, а также его социальное и экологическое состояние.
Первая группа показателей характеризует потенциал предприятия с точки зрения факторов производственных ресурсов и объемов деятельности.
Показатели производственно-технологической устойчивости необходимы для оценки потенциальных возможностей по увеличению мощности предприятия благодаря внедрению новейших методов организации производства и технологий. Эта подгруппа рассматривается по каждой функциональной подсистеме компании: материально-техническое снабжение, производство, сбыт, транспорт и складское хозяйство.
Группа показателей, характеризующих технологическую устойчивость, необходима для оценки уровня новизны используемых технологий в разрезе каждого вида производственного процесса.
Проведя корреляционно-регрессионный анализ большого количества финансовых коэффициентов, автором выделены наиболее информативные и не влияющие друг на друга показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние предприятия:
‑ коэффициент текущей ликвидности;
‑ коэффициент абсолютной ликвидности;
‑ коэффициент финансовой устойчивости;
‑ оборачиваемость готовой продукции;
‑ рентабельность капитала;
‑ рентабельность денежного потока;
‑ коэффициент стоимости капитала.
К важным характеристикам градообразующего предприятия относятся также и внеэкономические факторы, в частности, социальная структура коллектива. Действительно, здоровье работников, уровень их знаний и культуры, опыта, способности, профессионализм отражаются на результатах труда и относятся к ключевым составляющим социального развития предприятия, социальной активности трудового коллектива. К основным показателям оценки социального развития предприятия можно отнести:
‑ дифференциацию размера оплаты труда;
‑ задолженность по оплате труда в расчете на одного работника к общему фонду заработной платы;
‑ расходы на социальные цели в расчете на одного работника к общим расходам предприятия;
‑ число дней, пропущенных по причине нетрудоспособности к общему числу дней (характеризует экологичность и безопасность условий труда);
‑ уровень стабильности кадров (число уволенных к среднесписочной численности работников);
‑ уровень занятости работников физическим и умственным трудом;
‑ интенсивность труда;
‑ численность отработанных рабочих дней;
‑ средняя продолжительность рабочего дня;
‑ число выходных, количество дней отпуска и т.п.
В качестве комплексной оценки градообразующего предприятия принимается интегральный показатель, который определяется как сумма произведений локальных показателей, характеризующих три вышеуказанных блока и их весовых коэффициентов, учитывающих соответственно значимость взаимоотношений предприятия с внутренней производственно-сбытовой и рыночной средой и влияние внешнего окружения на деятельность компании.
Выделенные состояния анализируются, после чего разрабатываются мероприятия по сохранению устойчивого функционирования и развития предприятия.
При условии реализации предложенного алгоритма комплексной оценки состояния градообразующего предприятия возможна адекватная и своевременная корректировка направлений стратегического развития, как самого предприятия, так и города в целом, что позволит обеспечить их устойчивое развитие.
Источники:
2. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. – М.: Логос, 2002.- 64 с. – ISBN 5-94010-150-Х.
3. Любушин Н.П. Лещева В.Б. Сучков Е.А. Теория экономического анализа. – М.: Экономистъ, 2006. – 479 с. – ISBN 5-98118-061-7.
4. Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Социальные отношения, 2007. – 512 с. – ISBN: 5-94907-017-8.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:37:20