Лизинг в Республике Татарстан: проблемы и перспективы развития

Абдуханова Н.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (98), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Абдуханова Н.Г. Лизинг в Республике Татарстан: проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 148-152.

Аннотация:
Опыт развитых стран показывает, что реальный переход к экономическому росту может обеспечить толь ко основной капитал. Поэтому, проблема инвестиций в основной капитал и воспроизводство фондов сегодня является крайне актуальной. Для решения этой задачи необходима совокупность условий, способствующих как активизации и пополнению основных источников привлечения капитала, так и повышению инвестиционной привлекательности республики.

Ключевые слова: инвестиции, лизинг, Республика Татарстан, инвестиционная привлекательность, основные фонды



Опыт развитых стран показывает, что реальный переход к экономическому росту может обеспечить толь­ко основной капитал. Поэтому, проблема инвестиций в основной капитал и воспроизводство фондов сегодня является крайне актуальной. Для решения этой задачи необходима совокупность условий, способствующих как активизации и пополнению основных источников привлечения капитала, так и повышению инвестиционной привлекательности республики.

Одним из методов, который бы в условиях дефицитности финансовых ресурсов и высоких рисков хозяйственной деятельности позволил эффективно обеспечить переоснащение технического потенциала предприятия и экономики региона в целом, а также оживить инвестиционную сферу и увеличить приток капитала в сектор реального производства, является лизинг.

Первая лизинговая компания появилась в Республике Татарстан в 1996 г. Первые признаки возникновения конкуренции на рынке лизинговых услуг в регионе стали проявляться только с 2002 г., а в 2003–2005 гг. эта тенденция стала постепенно усиливаться. Сегодня в этой отрасли Татарстана существуют практически все виды лизингодателей:

‑ коммерческие лизинговые компании – дочерние структуры крупных банков;

‑ коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;

‑ лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов, финансируемые за счет соответствующих бюджетов;

‑ филиалы крупных российских лизинговых компаний;

‑ лизинговые компании, созданные торговыми предприятиями, а также другие, не имеющие связи с банковскими, промышленными или государственными ресурсами.

Однако, несмотря на то, что лизинговые компании в один голос заявляют об огромном спросе на свои услуги, их доля в общем объеме внутренних валовых инвестиций пока не велика (в развитых странах ‑ 20-35%, по России – 3-4%).

Лизинг неизбежно сталкивается со значительными трудностями:

‑ сложность долгосрочного финансирования для лизингодателя;

‑ несовершенство сферы страхования финансовых рисков лизингодателя;

‑ высокие тарифы и, как следствие, увеличение суммы лизинговых платежей;

‑ потребность в дополнительном обеспечении договора финансовой аренды в зависимости от ликвидности предмета лизинга и наличия вторичных рынков для него.

Тормозом для активизации инвестиционных процессов в республике и, как следствие, уменьшением притока капитала в сектор реального производства становится отсутствие информации о действующих на рынке лизингодателях. Перед многими из них, к сожалению, и по сей день, достаточно остро стоит проблема поиска дешевых и долгосрочных финансовых ресурсов [2].

Начальный этап внедрения практики лизинговых операций в коммерческих банках Татарстана показал, что банки республики участвуют в лизинговых операциях крайне слабо. Однако, на сегодняшний день ситуация в финансово-кредитной сфере в некоторой степени выправляется. Со стороны банковских структур республики было заявлено о необходимости и желании использования и расширения механизма финансовой аренды, высказано пожелание объединения усилий для выработки общих интересов для всех участников лизинговой сделки.

Существуют полярные мнения относительно эффективности лизинга. Однако результаты исследований доказывают, что при равных экономических условиях наименее выгодный вариант получения оборудования в лизинг при учете комплекса на балансе лизингополучателя более чем на 6% эффективнее оптимального варианта кредитования [3]. Данные свидетельствуют о том, что лизинг на сегодняшний день является одним из немногих эффективных инструментов оптимизации затрат при развитии материально-технической базы предприятия и факторов улучшения инвестиционного климата в реальном секторе экономики.

Исследования показали, что для создания благоприятного климата развития лизинга как механизма оживления инвестиционной активности в экономике, прежде всего, необходимо расширение финансовой базы. Анализ опыта современной инфраструктуры лизингового рынка показал, что в зависимости от лицензирования своей деятельности, компании используют разнообразные виды операций, но схема построения взаимоотношений отражает все специфические условия между субъектами лизинга. Необходимо структурировать механизм этого процесса, то есть систематизировать алгоритм проведения каждого этапа сделки и документальное оформление, оптимизировать методику расчета платежей, а также разработать предложения по дополнительным условиям договора, предусматривающим использование более удобных и гибких схем погашения задолженности.

Развитию лизинга во многом могут способствовать и некоторые общие тенденции экономического развития производственного сектора, а именно:

‑ сокращение объема ликвидных средств у предприятий и организаций из-за постоянно возникающих на денежных рынках трудностей;

‑ обострение конкуренции со стороны отечественных и зарубежных производителей, требующее оптимизации фирменных инвестиций;

‑ уменьшение прибыли предприятий и организаций, ограничивающее их возможности выделения достаточных средств для желательного расширения производства [1].

Лизинг имеет ряд преимуществ:

‑ он не требует единовременной и полной оплаты стоимости имущества и позволяет без больших финансовых затрат обновлять основные производственные фонды, приобретать дорого­стоящее имущество, и на этой основе повышать конкурентоспособность своей продукции;

‑ инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;

‑ в договоре лизинга возможно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности;

‑ он способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности;

‑ лизинговое имущество может числиться как на балансе лизингополучателя, так и на балансе лизингодателя;

‑ при наиболее эффективной лизинговой схеме экономия по налогу на прибыль и налогу на имущество больше, чем при оптимальной кредитной схеме;

‑ возможность применения в отношении объекта лизинга механизма ускоренной амортизации позволяет предприятию максимально быстро восстановить через себестоимость инвестиционные затраты. По истечении действия договора лизинга имущество отражается на балансе лизингополучателя по минимальной либо нулевой остаточной стоимости [1].

Таким образом, проведенное исследование показало значимость лизинговой схемы финансирования для экономики республики, поскольку механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток средств в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства, росту продаж основных активов и развитию финансовых механизмов, доступных местным предприятиям.

[1] Горемыкин В.А., Демин Ю.Н., Бочков В.Е. Экономика инвестиционных лизинговых процессов: учебное пособие - М.: МГИУ, 2003 г.


Источники:

1. Газман В. Лизинг в Налоговом кодексе РФ. // Хозяйство и право. – 2002. ‑ №2.
2. Гусаков Б., Сидорович Ю. Лизинг – катализатор экономического роста. // Финансы. – 2001. - №1.
3. Жаров Д. Лизинг или кредит? // Рынок ценных бумаг. – 1999. ‑ №18.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:36:58